Две твердыни:)
…веры православной, в соседних городах. Просто сравнить хотелось, похожи, али нет. Вряд ли, конечно, проект типовой, но некоторое сходство имеется.
Итак, Касли, храм Вознесения Господня
и в соседнем Кыштыме — тоже на горке, тоже сопоставимых объемов, Христорождественский собор
О первом много чего известно — с сайта прихода:
«Вознесенский» храм — каменный, трёхпрестольный, одноэтажный, величественного византийского центрально-купольного стиля, построен по проекту промышленного архитектора Э. Х-Г.Сарториуса. Проект был составлен в 1842 году и утверждён Пермским Гражданским Губернатором 16 марта 1843 года. О начале строительства «Вознесенского» храма свидетельствует чугунная плита под престолом Ильинского алтаря, гласящая: «Сей каменный трёхпрестольный православный храм во имя „Вознесения Господня“ и святых Пророка Божия Илии и Священномученника Харлампия заложен в лето от Рождества Христова 1848 июня в 22 день благополучно царствования Императора Николая Павловича всея России 18 год Архиепископом Аркадием Пермским и Верхотурским.» Известно, что средства для строительства храма поступали от жителей Каслинского завода, такое название раньше носил наш город, посредством месячного рублёвого отчисления из заработка.
Сначала был окончен Ильинский предел, который и был освящен по грамоте от 1852 года, вот что значится в этом документе: «Июня 2 дня… и по благословению Архиепископа Неофита Пермского и Верхотурского … в царствовании того же императора благочинным священником Алексеем Сладчинским при уполномоченном от госпожи землевладелицы Марии Львовне Харитоновой, господине его высокородие Якове Григорьевиче Головине и господине управляющем заводов его благородие Иване Ивановиче …, при приказчике Каслинского завода Михаиле Дунаеве, при поверенном завода Алексее Злоказове».
Вознесенский и Харлампиевский пределы сложены одновременно к 1855 году. Надпись на чугунной плите под престолом Вознесенского храма гласит: «Устроился и освятился жертвенник Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа Каслинского завода в храме Вознесения Господня 1855 года июля 1 дня Высокопреосвященнейшим Неофитом Архиепископом Пермским и Верхотурским кавалером в царствование Государя императора Александра Второго в бытность протоиерея Михаила Бирюкова, священника Алексея Серебренникова и строителях Михаиле Дунаеве, Андрее Трутневе и Тимофее Свистунове тщанием и усердием всех жителей Каслинского завода».
Архитектурные особенности храма «Вознесения Господня».
Храм одноэтажный, четырёхстолпный, крестовокупольный, с одной апсидой, пятью куполами и колокольней. Сложен из кирпича и оштукатурен. Шлемовидные купола покрыты листовым оцинкованным железом.
Диаметр главного купола — 11 м. Высота колокольни с крестом — 56 м. Общая площадь храма 1 540 кв. м.
Ядром архитектурной композиции является четырёхстолпный четверик с сильно выступающей апсидой. К четверику с севера и с юга прилегают прямоугольные приделы.
Центральный купол поднят на мощном цилиндрическом световом барабане с 12-ю оконными проёмами. Малые купола так же располагаются на высоких цилиндрических барабанах с четырьмя световыми проёмами на каждом. Все оконные проёмы в храме арочные, закомары имеют килевидную форму.
К основному массиву храма с запада присоединен четверик притвора, над которым возвышается трёхярусная колокольня, выполненная как «два восьмерика на четверике» и увенчанная шлемовидной главкой.
В оформлении храма использовано каслинское чугунное литьё. Паперть, притвор, средний храм — застелен узорчатыми половыми плитами; первый ярус колокольни завершается ажурной решёткой.
Здание расположено на возвышенности и поэтому храм «Вознесения Господня» является главной высотной доминантой города."
А вот про второй — даже неизвестно, кто архитектор, хотя тоже на
В 1848 году на самой высокой точке поселка Верхне-Кыштымского завода по инициативе православных жителей началось строительство церкви. Сооружение храма велось в течение девяти лет сначала крепостными, а затем вольнонаемными мастеровыми. И к 1857 году, в царствование императора
В 1902 году была осуществлена настенная роспись нижнего этажа. Сделанные по окончании работ надписи свидетельствуют, что «стенная живопись святых картин и орнаменты исполнены Московскою придворною мастерской Якова Ефимовича Епанечникова». В 90-ых годах XX века, фрески, которые в то время едва просматривались, отмыли от пыли и копоти, а декоративный орнамент обновили свежими красками. После революции храм пережил немало испытаний: лишился колоколов, внутреннего убранства. В священных стенах располагались и склад и конюшня, но во время Великой Отечественной войны по просьбе верующих церковь вновь освятили и открыли. Было время, когда с 22 мая на Николу летнего церковные службы переносились в Никольский предел на второй этаж. Сегодня доступ туда открыт не каждому. Пустой гулкий зал из-за белых стен кажется огромным. Говорят, Никольский предел построен по пропорциям Исаакиевского собора в Петербурге. Поражает прекрасная акустика храма.
Узкая лестница ведет на колокольню. Здесь — голос церкви. Девять колоколов. Самый большой отлит в Воронеже. Он появился в 90-м году и с тех пор вместе с меньшими братьями в будни и праздники дарит нам свой звон, свой призыв, свое напутствие. 2007 год юбилейный не только для Кыштыма, но и для Христо-рождественского храма. Он моложе нашего города ровно на век.
Источник
Если кто не понял, то это тоже анонс к рассказу о нашей воскресной поездке. Но сначала про Соликамск будет вторая часть :)