Воскресенский мужской монастырь. Церковь Сергия Радонежского (пос. Иструть)

Саткинский район Религиозные сооружения

В иллюстрированном сборнике «Европейская Россия» (Санкт-Петербург, 1906) говорится: «3латоустовский Воскресенский Единоверческий (православно-старообрядческий) мужской монастырь расположен на горах Среднего Урала в живописной местности, превосходящей по целебности климата Южный берег Крыма. Местность возвышена около версты над уровнем моря. Кроме того, еще горы поднимаются на огромную высоту. В монастыре соблюдается истовое служение по древнему чину, как ни в одном староверческом монастыре России. Монастырь расположен на берегу реки Аи (по-русски „Святой“), по чистоте своей не уступающей горным ключевым водам. В 6-ти верстах от монастыря — особая монастырская платформа „Единовер“ на Самаро-Златоустовской железной дороге (между станциями Бердяуш и Сулея), Ближайшее почтовое отделение, „Айлино“, Уфимской губернии». Готовясь к этому путешествию, мы узнали, что обитель сея была основана в 1849 году. Расположена она на склоне горы (которую, конечно же, именуют Монастырской) у деревни Иструть, на берегу одноименной реки. Раньше река Иструть была перекрыта плотиной и образовывала пруд. В монастыре блестели куполами две однопрестольные церкви: Воскресения Христова и Покрова Пресвятыя Богородицы. В настоящее время в монастыре проживают пять насельников: четверо из Миасса, один — из Златоуста. Старший из них пришел в монастырь 8 лет назад, младший — в позапрошлом месяце. Духовное руководство осуществляет священник из поселка Бердяуш отец Сергий (Ушаков). В хозяйстве монастыря скотное подворье, на котором живут лошади и коровы; послушники возделывают огороды и занимаются тем, что умеют из мирской жизни. Например, один из них чинит мотоциклы, второй на селе работает сварщиком. Зимой дороги в Иструть переметает, и насельники оказываются отрезанными от мира. В таких случаях выручают запасы, сделанные в старинных монастырских погребах.

Как по писанному

В историческом романе Николая Глебова «Даниил Кайгородов» (Челябинск, 1961) указывается, что монастырь будто бы возник в XVIII веке и во времена смуты 1773−75 годов сам Емельян Пугачев побывал в этих краях. Так описываются первые годы деятельности монастыря: «Основание скита положили приволжские купцы — владельцы медеплавильных и чугунолитейных заводов на Южном Урале братья Твердышевы. Помогая единоверцам, они отвели им большой участок земли со всеми угодьями, купленными за бесценок у башкир. Первые годы старцы разводили пчел, корчевали лес и ловили рыбу на озерах. Поток пострадавших за старообрядческую веру усилился. Скит обрастал постройками и превратился в большую монастырскую общину. Всю черную работу старцы возложили на приписанных к монастырю крестьян и послушников. Образовалась новая иерархия во главе с наставником Амвросием, негласным владыкой всего горнозаводского округа. Это был крепкий жилистый старик с лицом аскета. До фанатизма преданный уставным требованием старой веры, он держал раскольников в ежовых рукавицах. Приволжские миллионщики уважали Амвросия за начитанность и непримиримость к малейшим попыткам подорвать устои единоверия. Часто переправляли к нему тайком людей, гонимых за старую веру. Монастырь богател. Высокий заплот из остроконечных кольев, массивные ворота, обитые толстым листовым железом, сторожевые башни по углам, на которых день и ночь стояла стража из послушников, придавая ему вид маленькой крепости».

В монастырских подземельях

Далее Николай Глебов описывает, как повстанцы побывали в монастыре еще до прихода самого Пугачева и оставили его нетронутым, но подземелья все же посетили. В них монахи хранили свои сокровища и другие богатства, опасаясь набегов башкир. Под собором и часовней они вырыли глубокие подземелья с кельями, тайными ходами и выходами к Вишневой горе и Чулкову хребту в непролазную глухомань. Вот выдержки из романа с описанием таинственных подземелий: «Длинные мрачные коридоры имели несколько ходов, и в их лабиринте можно было легко заблудиться. Келья покойного Досифея помещалась в северной части подземелья с потайным выходом в тайгу. Дав обет молчания, старец Досифей прожил под землей шесть лет, не видя дневного света». Или: «Евлампия провела их и Кайгородова к старой заброшенной молельне. — Вот здесь, — сказала она, показывая на искусно замаскированный люк с железным кольцом. С трудом открыв ход в подземелье и оставив возле него охрану, Даниил с Камалом стали спускаться по скользким ступеням вниз. Нащупав ногами земляной пол, зажгли факелы, свет упал на длинный коридор. Над головой поднялась стая летучих мышей и бесшумно исчезла во мраке. Через некоторое время путники наткнулись на тупик. От него шли два хода. Шаг за шагом Даниил двигался вперед, завидев вдали факел Камала, он устремился к нему. Откуда-то повеяло свежим воздухом. Вот и келья Досифея».

Отец-основатель

В действительности своим основанием монастырь обязан недюжинному русскому человеку, вышедшему из самой толщи народной жизни — игумену Иоанну, по происхождению крестьянину села Ярославки Уфимской губернии, в миру — Василию Федоровичу Гордееву. Когда Василию Гордееву было 14 лет, отец женил его на 19-летней раскольнице Акулине Верзаковой. Брак оказался счастливым. Супруга оказалась верной помощницей мужу во всех его духовных исканиях. В результате в возрасте 37 лет Василий Федорович пришел к мысли «любви ради Божией оставить супружеское сожитие и вести жизнь уединенную». К этому он склонил свою супругу. Гордеев принял иночество и наречен был Власием. В 1838 году построил инок Власий на реке Юрюзань два скита: мужской и женский — для своей супруги, которую постриг с именем Александра. Вскоре, «воспламененный особою ревностию в строительстве церковном», Власий предложил в Уфимской епархии учредить единоверческий монастырь. В 1840 году Уфимская консистория подтвердила духовное звание Гордеева. При подтверждении пострига Гордеев (инок Власий) принял имя Иоанна. Поиски земли под будущий монастырь продолжались девять лет. Сначала начальство предложило монашествующим занять село Ельдяк с церковью в Бирском уезде, затем — в Сибири за Байкалом опустевший монастырь. Отец Иоанн даже съездил в те края. Но, не одобряя холодного климата, от предложения отказался. «В Кусинском заводе он узнал от одного обывателя об «Удобстве места, занимаемого ныне монастырем. Кусинский обыватель определил затишенность этого места простыми словами: «Тепло, ровно в конюшне». Здесь суждено было создаться монастырю. В 1849 году Указом Священного Синода последовало учреждение Воскресенского единоверческого монастыря. Высочайше пожалована была монастырю площадь земли в квадратную версту (1 кв. верста равна 1,138062 кв. км).

«Золотой век» обители

Монастырь понемногу обстраивался, народ привлекала на богомолье церковь; бывшая единственной в округе. Так же привлекался народ и подвижничеством иноков. Известен был, между прочим, некий Макарий, носивший на себе железные вериги в 15 фунтов (около 240 килограмм) весу. Был он постоянным молитвенником и молчальником. Кроме построенной самолично, монахи приобрели от жертвователей мельницы в селах Сикияз, Озерском и Леузах. В собственности монастыря находилось 304 десятины 400 саженей (331,54 га), в конце XIX в. — 414 десятин 400 саженей (550,4 га). К началу XX века штат монастыря состоял из 34 человек: настоятель, казначей, пять иеромонахов, два иеродиакона, 25 монахов. В 1919 году Саткинский волостной революционный комитет объявил монастырю «молочную» повинность: каждый день доставлять для Саткинской больницы молоко. Игумен Антоний ходатайствовал перед волревкомом об отмене повинности, мотивируя это тем, что монастырь сохранил лояльность к советской власти, и во время Гражданской войны монахи не пустили в монастырь колчаковцев. В ответ на эти ходатайства в 1924 году монастырь был закрыт. В 1935 году в стенах обители открыли Саткинский дом инвалидов № 1, позднее преобразованный в подсобное хозяйство Саткинского психоневрологического интерната. В 1993-м остатки Воскресенского монастыря передали Челябинскому епархиальному управлению.

И все-таки подземелья существуют

В середине 1980-х годов один из рабочих-сантехников психоневрологического интерната во время работы в очистном колодце в здании столовой обнаружил в подполье темное отверстие. Из любопытства он решил проверить, куда оно уходит. Рабочие спустили парня в это отверстие по веревке на глубину восемь метров. Там оказался каменный коридор. В одну стороны он уходил в неизвестном направлении, и до конца его парень не прошел. В подземелье молодой сантехник обнаружил 18 икон, которые он поднял наружу и вскоре продал прихожанам Бердяушской Никольской церкви по 30 рублей за «доску». Отверстие, которое вело в подземелье, после этого наглухо засыпано.

Как проехать к монастырю

От населенного пункта Теплицы Тельмана, расположенного на автотрассе Сулея—Романовка, две дороги ведут на север. Одна из них (та, что слева) ведет в деревню Старая Пристань, вторая — в Иструть, где и располагается монастырь. Если окажетесь в тех местах, рекомендую осмотреть еще и развалины так называемой Пугачевской плотины на речке Иструть. Поговаривают, что это гидротехническое сооружение взорвал сам «бачка осударь».

Автор статьи: Илья Пересветов