Карагайский бор (часть вторая)

Продолжаю свое маленькое большое путешествие. В этой части, можно сказать, мегалитическая история и экскурсия по Карагайскому бору. У Андрея Юдина — целая серия «портретов камней».

Находки Геральда Матюшина

Природная сила соснового бора и символический смысл его объектов интуитивно останавливают людей. На берегах Карагайского озера люди селились еще с неолитических времен, с каменного века; и здешним первобытным стоянкам более 7 тысяч лет.

Г. Н. Матюшин

Археологические артефакты лежат буквально под ногами, как, к примеру, на каменистых берегах Иртяша. Но их изучение началось достаточно поздно: в 1960−70-х годах. Археологическую ценность карагайских раритетов первым оценил известный уральский ученый Геральд Николаевич Матюшин. Он был поражен обилием всевозможных древних изделий из кремния и яшмы: отщепы, ножевые пластинки, топоры, тесла, скребки, ножи, наконечники стрел и копий. Как пишет краевед С. В. Марков, только один Матюшин открыл здесь семь стоянок каменного века.

В мастерскую на работу…

Богатые находки помогали в реконструкции древнего быта. Например, сколы и отщепы ученые чаще всего находят возле больших плоских камней — своего рода каменных наковален, верстаков. «В качестве сырья для орудий охоты и рыбной ловли использовалась в основном черная, серая, зеленая и сургучная яшма; в дело шел кремний разных цветов, халцедон, кварц, горный хрусталь. Из рогов животных изготавливали инструмент: отбойники, отжимники…»

Вообще, с камнем работали достаточно профессионально — его распиливали, сверлили, шлифовали и даже полировали мокрым песком. То есть практически ничем не уступали современному камнерезу, у которого под руками оборудование и станки.

Немало было изделий из дерева, хотя в силу материала они сохраняются крайне плохо — лишь в торфяниках без доступа воздуха. В Карагайских краях находили деревянные ложки, черпаки, блюдца или украшенные резьбой санные полозы.


В Карагайском бору

…и домой в землянку

Вокруг стоянок обнаружено немало осколков керамики — обожженной глиняной посуды, также украшенной орнаментом. Естественно, ученые пытались собрать из осколков или хотя бы смоделировать, как выглядела древняя кухонная утварь. Оказалось, что чашки, горшки «имели чаще всего округлое или заостренное дно. Для чего нужна была такая крайне неустойчивая форма дна? Она лучше всего подходила, чтобы ставить сосуд в ямку или между камней очага».

Очажные ямы находили в центре древнего жилища — для Карагайского бора наиболее характерны землянки. Как пишет С. В. Марков, «они были углублены в землю и имели бревенчатые стены. В плане — прямоугольные, квадратные, овальные и даже многоугольные с несколькими помещениями. В центре землянки ставился столб, на который опиралось конусовидное перекрытие из бревен. Стены жилищ, выходившие из ямы на поверхности, присыпались вокруг земляной завалинкой».

Принижать достоинство такого жилья не стоит — оно было достаточно теплым, выдерживало суровые морозы, с которыми даже нынешние фешенебельные квартиры не всегда справляются.

Кстати, одну землянку на берегу Карагайского озера когда-то давно раскопали рыбаки, чтобы оставлять там сети. Посетившим их ученым сказали, что землянку, мол, сделали сами. Присмотревшись к нижним венцам и копнув чуть поглубже, исследователи наткнулись на тысячелетние окаменевшие бревна. Землянку сначала описали — по-научному, затем и закопали, чтобы никто не лазил, и надежно замаскировали снаружи — от посторонних глаз подальше.

И то верно: не умеешь читать древние камни — живи среди современных…

Каменные треугольники…

Камней «для чтения» в Карагайском бору предостаточно. Причем, многие исследователи, путешественники и туристы не в силах ответить однозначно: рукотворен их образ или нет.

Среди карагайских сосен лежат с древнейших времен три камня. Если их соединить линиями, то получится четкий треугольник со стороной около 50 метров. В нумерологии и оккультных науках тройка — самое устойчивое число, обладающее божественной силой.

«На вершине каждого камня есть идеально круглое углубление диаметром около полуметра и глубиной примерно тридцать сантиметров», — пишут путешественники, вспоминая знаменитые камни с Хортицы, в углублениях которых казаки, якобы, варили галушки.

Подобные чаши в камне — явление для Урала не такое уж и редкое. Например, на самой высокой южноуральской скальной гряде — Аракульском шихане — есть подобные блюдца, в которых вода не высыхает даже знойным летом.

Кто выдалбливал такие блюдца и геометрически ровно располагал камни — остается загадкой.


Камни Карагайки

…драгунская треуголка…

Когда-то камни, как и деревья, были большими и также подчинялись воле и силе ветра, который делал свое разрушительное дело.

Как рассказывали верхнеуральские краеведы, известная скала «Белый камень» еще два века назад выглядела совсем по-другому. Над ней нависал обширный каменный козырек, а потому вся скала была похожа на треуголку — головной убор уральских казаков-драгунов. Скалу так и называли — треуголка.

Со временем козырек сорвался, а сама скала стала ниже ростом — словно состарившись от долгой службы.


Белый камень

…и тотемы зодиака

Причудливыми каменные останцы делает природа водой и ветром; человек лишь завершает начатое ею — где-то творчески и мифологически переосмысливая, где-то прямым действием добиваясь «чистоты образа».

Старожилы рассказывали, что когда-то в бору было несколько «звериных камней» — двенадцать — по числу знаков зодиака. Из них сохранилась каменная белка с большим пушистым хвостом. Это весьма символично: по сей день белка является символом Карагайского бора, своего рода древним тотемом.

Также в бору «жили» каменный волк, медведь, рысь, заяц. Но одним из самых знаменитых карагайских тотемных камней считается Медведь. Он расположился рядом с речкой Медвежья Суязка и словно готов «помочить лапы» в ключевой воде.

Камни силы

Еще одна мифологическая особенность каменных останцев заключается в том, что они — не бесполые. Это не «окаменевшие трансвеститы», на которых может присаживаться любой путник или путница.


Камни Карагайки

В Карагайском бору есть несколько камней, которые «отвечают» за женскую и мужскую силу. К одним валунам на протяжении столетии приходили женщины из окрестных деревень, чтобы излечить бесплодие или облегчить роды. Кстати, «блюдца» в камнях во многом были предназначены для материнских животов — священный камень словно облегал роженицу и ее будущего ребенка, вытягивая из организма всю хворь.

Есть и мужские камни, которые возвращали мужчинам силу, выуживали простату и наполняли организм энергией.

К слову, рядом с жертвенными камнями мужской и женской силы практически никогда не бывало ветра, какая бы скверная ни стояла погода.


Камни Карагайки

Занесенные ветром

А вот к их происхождению ветер может быть «причастен». До сих пор неясно, как появились эти камни на местах, где состав почвы и основания существенно отличается, словно их кто-то специально принес издалека и уложил под сенью соснового бора.

Конечно, камни могли сойти с ледником, но он не оставил по себе следов. Камни могли появиться в результате землетрясения или извержения вулкана — но в Карагайских краях, в отличие от Миасса или Чебаркуля, «дрожь земли» ничем не подтверждена.

Поэтому и выходит, что камни словно ветер принес.


Камни Карагайки

Маяки и два тархана

Конечно, человек тоже приложил руку. Одним из излюбленных мест нынешних отдыхающих стал 30-метровый металлический пожарный маяк. С этой башни вся округа видна, как на ладони: десятки деревень, речки Кидыш, Урляда, Суязка; ночью горят вдали огни Учалов с черными силуэтами хребта Урал-Тау.

Поодаль, на другом холме, сохранился старый деревянный маяк. Причем, в землю он не вкопан, дабы не нарушать, не тревожить поверхностный слой почвы, а поставлен на деревянную треногу.

Должно быть, опасались и странных камней, которые стояли друг против друга на одинаковом расстоянии от маяка. Причем, что у одного, что у другого верхний козырек, «крыша» повернуты строго на север. Камни эти называют тарханскими — они служили границей владений двух башкирских князей, тарханов, свято почитавших территорию своего рода.


Тарханский камень

Ущелье дольменов

На берегу реки Суязка есть совершенно удивительное ущелье, природу которого трудно определить однозначно. Первое ощущение, что на берегу реки кто-то рукотворно сложил вековые каменные глыбы в виде стен и окон или столов для ритуальных приношений. Это ущелье называют Ущельем Дольменов.

Само слово так и переводят: «каменный стол». Они разбросаны по всему миру, встречаются на местах практически всех древних цивилизаций. На Урале самыми знаменитыми считаются дольмены в Верхней Пышме и на Тургояке на острове Веры. По оценкам ученых, они много старше египетских пирамид.

Карагайские дольмены не так известны — о них мало рассказывали, мало показывали. Но от этого свой мистической силы они не потеряли. Словно отдавая дань своему языческому прошлому, люди считают, что в этих местах в космос выходит энергия земли, либо души умерших уходят в небо. Также считается, что энергия дольменов исполняет желания, помогает добиться успеха, исцеляет бесплодие, возвращая материнскую силу.

Кроме Ущелья Дольменов, в Карагайском бору есть и отдельные каменные столы и домики. Один из таких дольменов охраняет все тот же Медведь-камень.


Ущелье дольменов

Ахуновские менгиры

На берегу речки Кидыш, на самой границе Карагайского бора, расположилось небольшое башкирское село Ахуново. А за околицей поселка затаился уникальный мегалитический памятник — древние менгиры, научно описанные только в 1996 году. Как отмечал руководитель экспедиции Ф. Н. Петров, «это единственное известное на Южном Урале мегалитическое сооружение, имеющее ярко выраженную кольцевую структуру, и наиболее крупное из всех мегалитических памятников, раскопанных в степном Зауралье».


Ахуновские менгиры

Дословно менгир переводится как «высокий камень». Обычно, длинные каменные глыбы — а ахуновские менгиры достигают высоты в два метра — вертикально вкапываются в землю. То, что это — творение рук человеческих — не оставляет сомнения. В центре ахуновского комплекса, состоящего из 13 камней, находятся два самых высоких менгира, еще восемь расположены строго по окружности, три оставшихся — чуть поодаль. Все менгиры выполнены из гранита и имеют четырехгранную форму. Вокруг самого высокого двухметрового центрального менгира ученые раскопали окружность диаметром 3,5 метра с восемью ямками.

В глубокой древности люди, вглядываясь в эти камни, на самом деле смотрели на небо.

Каменная обсерватория

«Небесные камни» — не просто красивое поэтическое выражение, сочетающее несочетаемое. Хотя как сказать. Исстари проекция небесных тел, космогония и алхимия принимали именно каменные очертания. Самый известный тому пример — английский Стоунхендж, древняя каменная небесная обсерватория. Карагайская космология, скорее всего, старше английской. Она, может быть, и не впечатляет масштабами, зато верна по сути.

С помощью менгиров можно было фиксировать восходы и заходы солнца, составляя систематический календарь, отмечая дни летнего и зимнего солнцестояния, дни равноденствия. Ямки по окружности вокруг центрального менгира служили часами, где роль стрелки выполняла падающая от солнца тень.

Как говорят исследователи, «в наши дни последователи эзотерических культов, естественно, наделили памятник аномальными особенностями. Якобы центральный камень не просто менгир, а самый настоящий „источник жизни“. По уверениям эзотериков близ камня человек начинает чувствовать себя иначе и даже меняется ощущение мировосприятия».

В одном котле

Кстати, о мировосприятии.

Память о том, что Южный Урал с артефактами древней Синташтинской культуры, помнившей слова и шаги Заратустры, является своеобразным «котлом цивилизаций», сохранилась в народном архетипе — правда, с точностью до наоборот. Есть показательная легенда, которую было бы правильней прочитать «задом наперед». Каким образом ее придумали жители села Ахуново, тоже не понятно. Зато красиво:

«Бог создал людей и распределил их по нациям. Оградил каждую границами, чтобы зря не шастали по планете, путая учет. Разные есть нации: трудяги хохлы, сметливые да мозговитые евреи, чопорные и высокомерные англичане, пунктуальные немцы, суетливые итальянцы, башковитые, но страдающие излишней прямолинейностью татары, русские, японцы… Сделал Бог дело и остался доволен, но потом посмотрел еще раз на землю и увидел, что недостает одной нации.

Тогда разжег Бог большой костер, повесил громадный котел с водой. Опустил туда двух хохлов, еврея на пару с татарином, немца с англичанином, затем трех лесных тварей: лису, волка и змею. Немного подумав, отправил туда еще петуха и крепко закрыл котел крышкой. Дал покипеть, через некоторое время открыл — а оттуда поднимается симпатичный мужчина в черном костюме с тросточкой в руках, приподнимает черную шляпу и кланяется Богу:

— Исен-месэз (здравствуйте), я — ахуновский!..»


В окрестностях Ахуново