Карталы́ — город в Челябинской области, административный центр Картали́нского района. Население — 28 703 чел. (2015). Крупный транспортный узел, центр большого сельскохозяйственного района.
География
Город расположен в 316 км к югу от Челябинска, в 169 км от Магнитогорска, в 190 км от Троицка, в 376 км от Кустаная (Костаная) и в 1850 км от Москвы.
История
Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы на месте посёлка Полта́вский в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги. С 17 апреля 1944 года — город, с 1963 года — город областного подчинения, районный центр.
Город расположен на месте казачьего посёлка Полта́вский (позже — село Полта́вка, административный центр Полтавского района). Казачий поселок Полтавский, как и его соседи — Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовский на восток. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от дорог.
1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. В те годы населённый пункт состоял из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырёх шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.
Именно наличие угля в данном районе и предопределило строительство железной дороги. Большой вклад в разведку угля внес в 70-е годы XIX века молодой Александр Петрович Карпинский, первый выборный президент Российской Академии наук, президент АН СССР.
Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте-апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Калмыкова, братьев Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачёв.
В разгроме войск атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтёров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В. К. Блюхера.
22 августа 1919 года 1-я бригада 35-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С. Д. Павлов, и кавалерийский полк имени Степана Разина под командованием А. Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и надолго восстановили Советскую власть в этих краях.
С окончанием гражданской войны вновь заработали Полтавские угольные копи. В условиях голода и разрухи шахтеры вносили свою лепту в смягчение острого топливного кризиса, разразившегося по всей стране. Добываемый ими антрацит шел на заводы Урала.
Железнодорожное строительство, начавшееся в 1926 году, с небольшими перерывами продолжалось почти до начала 70-х годов. Даже в войну шло расширение станции Карталы. В 1929 году была проложена ветка до Магнитогорска, а годом позднее достроена линия до Орска.
К 1933 году станция Карталы превратилась в крупный железнодорожный узел. Перед самой войной было открыто рабочее движение на линии Карталы — Акмолинск.
Тридцатые годы — это бурный рост посёлка. Помимо железнодорожного транспорта получила развитие местная промышленность, обслуживающая сельское хозяйство района, заработал рудник по добыче хромистого железняка.
В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали победу.
В апреле 1944 года рабочий поселок Карталы был преобразован в город.
В послевоенные годы город железнодорожников продолжал расти и развиваться. Появились и заработали новые предприятия: завод по ремонту тракторов К-700, ретранслятор телепередач, ковровая фабрика (ковры ручной работы были отмечены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году). Из Средней Азии, а затем с севера Тюменской области в город пришел природный газ. В 60−70−80-годы в городе высокими темпами шло строительство жилья, дорог, благоустраивались улицы и дворовые территории. Шла газификация домов частного сектора.
1 ноября 1968 года, в районе города была создана 59-я («техасско-далласская») ракетная дивизия Оренбургской ракетной армии. На боевом дежурстве стояли семь полков. 1-й полк имел на вооружении 10 шахтных пусковых установок (ШПУ), остальные — по 6. До начала 80-х годов ХХ века дивизия была вооружена моноблочными межконтинентальными ракетами Р-36. В 1982 г. была закончена модернизация последнего полка, включавшая углубление и переоборудование ШПУ, строительство новых, значительно более защищенных командных пунктов, и перевооружение на ракеты Р-36М (по классификации НАТО — СС-18 «Сатана») с 10-ю термоядерными зарядами индивидуального наведения каждая. Концентрация мощи была настолько велика, что самый первый в эпоху перестройки «Телемост» с американцами, показал, что Карталы у американцев на слуху. Фильм «Миротворец» основан на фактах о военной базе Карталы. В 2005 году шахты были взорваны. Так закончился славный путь ракетного соединения, на протяжении многих лет бывшего основой сдерживающей силой.
Отчет
Ракетный щит Родины
Небольшой фоторепортаж по теме…
Преодолели 1000 км, оказались на самом юге области… 59 Карталинская Дивизия Ракетных Войск Стратегического Назанчения, активная ликвидация которой была начата в марте 2002, ныне полностью разформированная и размародёренная под апплодисменты заморских инспекторов…
Здесь несли боевое дежурство тяжелые, как с разделяемой БЧ, так и моноблочные ракеты Р-36 (РС-20, «Воевода»), в классификации НАТО СС-18 «Сатана»
Отчет
РТБ, Карталы
На следующий день заехали еще на ремонтно-техническую базу, где спецтехнику ремонтировали и заправляли, а также обучали персонал. Похоже, была даже учебная ШПУ. Увы, все уже основательно раздестроено. Причем, работы по сбору и вывозу материалов, судя по звукам и движению за деревьями велись и во время нашего недолгого визита, из-за чего мы старательно прятались по кустам и ходили пригнувшись. А когда уже на выходе расслабились, один из товарищей, от которых мы шугались подошел, и спросил, не будет ли закурить. Ага, даже не стройбатовец, просто чей-то батрак, собиравший разваленные кирпичи в стопки.