Як-40 в Калачёво
В Калачёво на территории ЧелАвиа с лета прошлого года в качестве учебного пособия разместился советский пассажирский самолёт Як-40. Самолёт, разумеется, имеет свою историю. Выпущенный в 1976 году, он успел полетать в советском Аэрофлоте, к которому причисляли в то время любое гражданское воздушное судно СССР. С 1993 года самолёт почти десять лет трудится в Челябинском авиапредприятии. С 2002 по 2005 года летает в авиакомпании ХантыАвиа. Крайним местом работы самолёта было Второе Свердловское авиапредприятие, что базировалось в аэропорту Уктус.
Не нашёл точной информации о переезде самолёта из Уктуса в Баландино, предположительно это 2008−2009 года, и с этих времён он просто стоял на стоянке Челябинского аэропорта.
1.
2.
Где-то в начале 2013 года пошёл слух среди Челябинских любителей авиации, что этот Як-40 передадут аэродрому Калачёво, а уже в апреле того года с самолёта сняли киль и крылья.
3.
Самолёт перевезли на новое место в начале июля 2013 года. Я, к сожалению, не знал точной даты переезда и успешно продинамил это событие.
Фотографии взяты с сайта www.chel.aif.ru
В сентябре 2013 года Як-40 уже был полностью собран и стоял на своей стоянке в Калачёво на территори посадочной площадки ЧелАвиа. Место ему подобрали за учебным корпусом. В самолёте отсутвует правый двигатель — такая картина наблюдалась ещё в Баландино, то есть двигателя нет уже года 2−3 наверно.
4.
5.
6.
7.
Основная стойка шасси имеет колёса большого диаметра, оснащено мягкой амортизацией, что уменьшает удельное давление на поверхность взлётной полосы и позволяет использовать самолёт на грунтовых аэродромах.
8.
А вот так Яшка выглядит в настоящее время. Самолёт вполне себе можно за относительно небольшое время довести до лётного состояния.
9.
Посмотрим каков самолёт внутри. У Як-40 есть собственный хвостовой трап. Вот его техник как раз опускает.
10.
Самолёт как бы говорит: «Добро пожаловать на борт».
11.
12.
Я не летал на Як-40 и никогда не был внутри него, но оказываешься здесь и чувствуешь всё такое родное, как-будто был уже тут. Вот оно тёплое советское гостеприимство. А эти белые накидочки на креслах, так и уносят в воспоминания полётов, что были в моём детстве.
13.
Аутентичные белые занавесочки и номера мест аккуратно написанные краской через, так многим знакомый, советский трафарет.
14.
Старый добрый индивидуальный обдув.
15.
Передняя дверь. Ей в основном пользовался экипаж.
16.
Раз уж зашёл в самолёт, то надо пооткрывать все дверцы. Вот туалет совсем маленький.
17.
Кухонное отделение. Отсюда салон самолёта наполняли запахи небесной кормёшки.
18.
Переговорное устройство с элементами управления.
19.
В самолёте сохранились инструкции безопасности для пассажиров. Многие любители авиации их собирают с разных типов самолётов. Думаю, эти сейфти кард, со временем, разберут курсанты.
20.
21.
На двери кабины пилотов сохранился шильдик со времён, когда самолёт летал в авиакомпании ХантыАвиа. И вот ведь что характерно, эта авиакомпания являлась официальным партнёром фонда «Авиация в поддержку президента России». Никогда ранее не слышал о таком фонде. Ну, как вы догадались, на десерт я предложу окунутся в кабину пилотов.
22.
Настоящее царство механических приборов.
23.
24.
Гирогоризонт и ещё десяток будильников уже «сделали ноги» отсюда.
25.
Панелька управления фарами и обогревом стекла. Разъёмы торчащие из-под панельки уж очень напоминают VGA разъёмы для подключений мониторов.
26.
Переключатели по левую руку командира воздушного судна.
27.
В самолёте предусмотрена аварийная эвакуация пилотов через люк, ведущий на крышу. Есть спасательный канат, чтоб можно было спуститься с крыши.
28.
В общем, на этом знакомство с внутренним убранством Як-40 заканчиваю. Копилка посещённых самолётов пополнилась новым типом. А я с широченной улыбкой на лице покидаю этот борт.
29.
Вот такой он этот Як-40 в Калачёво.