Церковь Спаса Преображения Казанско-Богородицкого женского монастыря (г. Троицк)

Религиозные сооружения Троицка

Строительство храма задумано в 1861 г. купцом П. Татариновым, который для закладки церкви (состоялась в 1863 г.) пожертвовал 6 тыс. руб. Последовавшая в том же году смерть купца не позволила осуществить начатое. Наследники отказались продолжать стройку, передав её женскому монастырю. Дополнительные средства были предоставлены Троицкими купцами И. Васильевым, К. Сыромятниковым и др.

Указом Святейшего Синода от 16 июня 1862 г. разрешено строительство нового монастырского храма для Казанско-Богородицкого монастыря — церкви Преображения Господня. Закладка его состоялась 9 июня 1863 г., ее провел протоиерей Свято-Троицкого собора Гавриил Аманацкий. Возводили церковь в течение четырех лет (1863−1867). Построена на частные пожертвования троичан: от купца И. Васильева — 10 тыс. руб., купеческих вдов Е. Бакакиной — 6 тыс. руб., Е. Татариновой — 2,3 тыс. руб., поступили средства и от городского головы В. Пупышева. Летом 1870 г. строительство церкви было завершено.

Это самое большое строение Казанского монастыря, представляющее собой классический образец крестово-купольного храма. Главной его архитектурной особенностью является устремленность вверх, что достигается за счет преобладания высоты здания над шириной, храм кажется легким, воздушным. На нем установили 5 вызолоченных крестов, резной золоченый трехъярусный иконостас, в куполе были прописаны четыре парящих ангела. Освещался храм медным посеребренным паникадилом и серебряными лампадами, был богато украшен иконами (их насчитывалось 89).

1 октября 1870 г. в присутствии флигель-адъютанта Его Императорского Величества графа Берга состоялось её освящение. Перед церемонией неизвестные лица передали в дар церкви икону Великомученика и Целителя Пантелеймона в золочёной резной раме.

22 июля 1891 г. в Троицке проездом побывал цесаревич Николай, будущий российский император Николай I. I. Он посетил монастырский храм Преображения Господня и пожаловал храму икону святителя Николая Чудотворца, которая находится в нем и сейчас.

В первые годы советской власти монастырь еще жил своей обыденной жизнью, но уже в 1922 г. его, как и большинство церковных учреждений, закрыли. В 1927 г. по распоряжению правительства все монастырские здания отдали «под культурно-просветительные нужды». С тех пор у них поменялось много хозяев. В довоенное время здесь стояли 47-я и 48-я кавалерийские бригады, в годы Великой Отечественной войны располагалось военное летное училище, в 1947 г. монастырские постройки передали авиационно-техническому училищу. Храм Преображения Господня превратили в спортзал, а Казанскую церковь в 1949 г. вообще разобрали.

Первый шаг к возрождению святой обители сделан в 1991 г., когда руководство авиационно-технического училища обратилось к Церковному совету Димитриевской церкви с просьбой принять храм Преображения Господня на церковный баланс. Монашеская община воссоздана в 1996 г. Храм Преображения Господня отреставрирован.

Источник: автор Н. Ф. Метелева и энциклопедия Челябинской области, 7 том, стр. 107, 108.

Отчет

Троицк. Часть 3: Уральская Мекка (2012)

varandej (http://varandej.livejournal.com/) , 25.08.2014 (3741 день назад)

В конце 19 века среди татар и башкир, а следом казахов и даже бухарцев распространилось новое течение ислама — джадидизм, что в переводе значит «обновленчество», то есть прогрессивный светский ислам. Этот путь под разными названиями выбрали в ХХ веке многие народы, включая, например, турок. Первыми идеологами джадидизма стали татарские учёные и просветители, такие как Шигабутдин Марджани (в честь которого названа старейшая казанская мечеть), а центрами — несколько крупных медресе: оренбургская «Хусаиния», уфимские «Гусмания» и «Галия», село Стерлибаш, но едва ли не главным центром джадидизма стал Троицк, столица татаро-башкирских купцов. Основными фундаторами были Яушевы (о которых я рассказывал в прошлой части), а основными идеологами — сменявшие друг друга суфийский шейх Ахмад Рахманкулов, его ученик Зейнулла Расулев и его сын Габдрахман. Для казахов и прогрессивной части бухарцев Троицк стал «Уральской Меккой» — в медресе «Расулия» ездили учиться со всей Средней Азии, и оно серьёзно повлияло на становление современной казахской нации.

Об этой грани и пойдёт речь в третьей части рассказа о Троицке.


Отчет

Троицк. Часть 1: вокруг да около (2012)

varandej (http://varandej.livejournal.com/) , 23.08.2014 (3742 дня назад)

Троицк — достаточно крупный (83 тыс. жителей) город в 120 километрах южнее Челябинска, с двух сторон окруженный казахской границей. На границе он стоял со времён своего основания в 1743 году в качестве крепости Уйской линии. Но кое-что отличало Троицк от соседних Челябинска и Орска — через него в Россию входил Великий Шёлковый путь. Конечно, это была не основная трасса едва ли не самой известной торговой дороги в истории, но достаточно серьёзное ответвление, проходившее через современные Алма-Ату, Жезказган и Аркалык — то есть, мой маршрут по Казахстану примерно совпадал с этой дорогой. А Троицкая ярмарка, самая долгая в России (длилась с мая по сентябрь) и 3-по товарообороту (после Нижегородской и Ирбитской) сделала город связующим звеном России и Туркестана, «Уральской Меккой» на рубеже 19−20 веков, где и в наши дни роскошная купеческая архитектура сочетается с даже не азиатской, а африканской запущенностью.