Мечеть имени Зайнуллы Расулева (г. Троицк)

Религиозные сооружения Троицка

Отчет

Троицк. Часть 3: Уральская Мекка (2012)

varandej (http://varandej.livejournal.com/) , 25.08.2014 (3724 дня назад)

В конце 19 века среди татар и башкир, а следом казахов и даже бухарцев распространилось новое течение ислама — джадидизм, что в переводе значит «обновленчество», то есть прогрессивный светский ислам. Этот путь под разными названиями выбрали в ХХ веке многие народы, включая, например, турок. Первыми идеологами джадидизма стали татарские учёные и просветители, такие как Шигабутдин Марджани (в честь которого названа старейшая казанская мечеть), а центрами — несколько крупных медресе: оренбургская «Хусаиния», уфимские «Гусмания» и «Галия», село Стерлибаш, но едва ли не главным центром джадидизма стал Троицк, столица татаро-башкирских купцов. Основными фундаторами были Яушевы (о которых я рассказывал в прошлой части), а основными идеологами — сменявшие друг друга суфийский шейх Ахмад Рахманкулов, его ученик Зейнулла Расулев и его сын Габдрахман. Для казахов и прогрессивной части бухарцев Троицк стал «Уральской Меккой» — в медресе «Расулия» ездили учиться со всей Средней Азии, и оно серьёзно повлияло на становление современной казахской нации.

Об этой грани и пойдёт речь в третьей части рассказа о Троицке.


Отчет

Троицк. Часть 1: вокруг да около (2012)

varandej (http://varandej.livejournal.com/) , 23.08.2014 (3725 дней назад)

Троицк — достаточно крупный (83 тыс. жителей) город в 120 километрах южнее Челябинска, с двух сторон окруженный казахской границей. На границе он стоял со времён своего основания в 1743 году в качестве крепости Уйской линии. Но кое-что отличало Троицк от соседних Челябинска и Орска — через него в Россию входил Великий Шёлковый путь. Конечно, это была не основная трасса едва ли не самой известной торговой дороги в истории, но достаточно серьёзное ответвление, проходившее через современные Алма-Ату, Жезказган и Аркалык — то есть, мой маршрут по Казахстану примерно совпадал с этой дорогой. А Троицкая ярмарка, самая долгая в России (длилась с мая по сентябрь) и 3-по товарообороту (после Нижегородской и Ирбитской) сделала город связующим звеном России и Туркестана, «Уральской Меккой» на рубеже 19−20 веков, где и в наши дни роскошная купеческая архитектура сочетается с даже не азиатской, а африканской запущенностью.