Поход хр. Зигальга, г. Поперечная

ya-afrodita (http://ya-afrodita.livejournal.com/) , 31.05.2014 (3618 дней назад)

Вообще изначально я начала вести блог для того, чтобы опубликовывать свои походные дневники. А то пишу пишу, трачу на них драгоценное походное время, а потом они у меня пылятся. Не порядок :)
Сегодня хочу написать про прошлогодний сентябрьский поход на могущественный хребет Зигальга.
Длительность похода: 5 дней, со 2 сентября 2012 по 6 сентября 2012
Состав группы: 3 человека — я, мой муж Костя и сестренка Маша :)
Поход был: жуткий, и в то же время восхитительный :)

День 1. Второе сентября

Нам повезло — мой наилюбимеший крестный, дядя Толя, тоже увлекается походами. Он решил купить себе новый GPS навигатор, а старый отдал нам. Мы будем идти не по картам, а согласно тропам навигатора, что уже радует. Заранее купили билеты на сайте РЖД Уфа-Вязовая, стоимость билета 322,70 руб, места сидячие. Рюкзаки получились тяжеленные, как будем тащить — не знаем! Весь вчерашний вечер провели в кипише сборов, особенно Костя — он любитель собирать рюкзак поздно ночью.

Навели справки по поводу воды на Зигальге, Игорь Клуев сказал что воды там нет совсем, долго думали как быть, и решили купить много полулитровых баллонов с водой, чтобы они легче уместились в рюкзаках. Посмотрим что из этого получится, но по ходу дела что-то невероятное — решили взвесить Машин рюкзак, 25 кило!!! Дай Бог нам сил.

Утром с Костей как всегда повздорили из-за какой-то ерунды. Вдобавок он забыл свою хобу. Надулся на меня и всю дорогу сидел, набивая точки GPS. Потом все вместе попили чаю с бергамотом и какими-то невкусными печеньками и и мы с Машкой завалились спать.

С погодой нам в этот день, мягко говоря, совсем не повезло. Как только спустились на перрон, заморосил противный мелкий дождик, мы сразу переоблачились в дождевики и натянули чехлы на рюкзаки. Проводница удивилась нашей экипировке, улыбнулась и пожелала хорошего похода. Поезд тронулся. И вот мы снова, практически уже на родном вокзале, на Вязовой.

Вызвали такси, но на остановке пришлось ждать довольно долго. Дождь усиливался, нас окружили местные собачки (почему-то я заметила, что в Челябинской области они все всегда голодные), а один, самый красивый из них, уплетал вместе с нами фруктовое башкирское мороженое.

_MG_0017

Сходили с Костей в магазин и нашли кучу магнитиков с изображением гор Таганай, Иремель и даже этой же самой Вязовой, купили на память.

Такси из г. Юрюзань подъехало, поехали в Меседу. Отдали совсем не дорого — 670 рублей. Таксист оказался неразговорчивый, гнал как ненормальный под 120 по горным ухабам и закоулкам, нас аж всех укачало, Косте даже аскорбинка не помогла. Когда вышли в Меседе, всё было в тумане, противный дождь все шел и шел, все сразу намокли.

Шли шли, шли шли, шли…

Грибов было не то что море, а океан!!! Видов 30! Всякикие привсякие, даже белые) Я собирала, сначала отставала от ребят, потом когда набрала целый мешок, который невозможно было тащить и выслушала от Кости нравоучения о том, что мы не успевали, успокоилась и смотрела только вперед и вперед перед собой. Маше с Костей изначально грибы были не важны, а у меня, похоже, от родителей достался спортивный интерес, больше половины мешка все равно пришлось выбросить, потому что такое количество нам втроем нереально было съесть (((

Машк неожиданно увидела, что перед нами, метров в 200, кто-то перепрыгнул через дорогу, по которой мы шли. Говорит, было похоже на гепарда или на косулю. Конечно вариант гепарда, который обитает на Южном Урале мне понравился больше, но больше похоже на правду, что это был кто-то из семейства парнокопытных. И почему-то даже не страшно было. В лесу хорошоооо!

К вечеру дошли до р. Юрюзань.

_MG_0029

Замечательная речка, очень красивая, правда мелкая. Было видно как через нее проезжают на машинах. Начали переходить вброд. Мы с Машей решили идти в сапогах. В итоге я набрала полные сапоги воды, намочила штаны, короче все как полагается! Костя хотел идти дальше, но победили девочки, и мы развернули лагерь на берегу. Вид, конечно, открывался там шикарный, прям как в кино. Сварили супчик с грибами, еще и поджарили грибочки со сливками — вкуснотищааа! Костя аж 2 порции съел) Настроение было хорошее, слушали музыку, хотя дождик всё моросил и моросил. На костре сушили вещи, но не удачно — сожгли Косте ботинки и мне карманы от штанов. Машка вообще после первого дня была немного в шоке, говорит если такая погода будет всю неделю, у нее будет нервный срыв, хочу, мол, сухую погоду)) Могу отметить, что сухую погоду тогда хотелось всем, страшно себе представить, неделю в горах в такой дождь! Бррр) Легли спать. Завтра будем на Зигальге.

2 день Третье сентября.

Хотели встать рано, а как всегда, проснулись поздно, аж в 10.30.

0jiqGmjASRw

Пока покушали, помыли посуду, собрались, пофотографировали речку, прошло аж часа три. Погода в этот день была получше, хотя тучки своим видом нас все равно пугали.

cjuCCQd_KkM

С самого начала, от речки, начался сильный подъем, под 45 градусов. Воды мы не набрали, думали что найдем наверху речку Евлакта, ту самую горную загадочную речушку, которую я уже который год мечтаю увидеть. Подъем, хочу вам сказать, был не из простых — такое ощущение, что здесь был ураган, повсюду поваленные деревья, не исключено, что с берлогами, местами бурелом, крики птиц, мы иногда даже вздрагивали от падения огромных веток. Присутствовал большой страх повстречать диких животных, особенно у меня. Лес был настолько красивый и загадочный, что напоминал советские сказки, где жила баба яга и кикимора, да да, именно те сказки, которые в наше время показывали по пятницам в 5 вечера). Одновременно и боишься этого леса, и наслаждаешься его красотой и дикостью, интересное состояние конечно. Подъем наверх был долгим, часто останавливались. На GPSнике была отмечена точка р. Евлакта, пошли напролом… конечно же когда дошли, увидели пересохшее русло реки… Воды не было. Расстроились.

Решили возвращаться к Юрюзани, но без рюкзаков. Нашли подходящую тропу и за полтора часа сбегали туда — обратно.

tJWFfyjNjRM

На обратном пути поняли, что Костя оставил на берегу перчатки и бейсболку :(Но возвращаться не стали, не смотря на мое ворчание :)

Когда дошли до рюкзаков, перекусили бутерброды с паштетом. Маша пошла в туалет и случайно включила защитную сигнализацию, я то думала что она пищит аж в ушах звенит, ан нет… эх, а у меня на эту сигнализацию была единственная надежда защититься от диких животных!

Нам предстоял пятикилометровый подъем с тяжелыми рюкзаками. Было тяжело. Пройдя пару километров мы услышали шум воды и увидели… Евлакту!!! Она прекрасна! Шумная, бурлящая речка, которая петляет по диким местам, с водопадами и заводями.

_MG_0112

Это зрелище обязательно надо увидеть в живую каждому!!! Фотографии, к сожалению, совсем не передают увиденного. Мы попили вкусной горной водички и пошли по тропе вдоль русла к истоку реки.

Шли долго, устали. Долина реки Евлакта интересна, она будто охраняется с двух сторон большими тысячниками, один из которых, кстати, имеет одноименное название с рекой.

_O2PlCpMN24

В итоге до истока так и не добрались, потому что увидели за 700 метров до него необычайной красоты водопад, рядом большую стоянку. Договорились, что завтра встанем пораньше, чтобы пофотографировать это чудо.

День был тяжелый, но эмоции от увиденных чудес перекрывали усталость. Стоило идти сюда только ради того, что мы увидели сегодня, поверьте, места волшебные. Под сильный шум водопада мы развернули наш лагерь, сварили покушать. Дождя в этот день не было, и это тоже нас очень приободряло. Легли спать.

3 день Четвертое сентября

Ночь была тяжкая… проснулись, когда было еще темно. У Маши началась лихорадка, и я очень за нее испугалась. Сегодня предстоял подъем по курумнику, как она в таком состоянии потащит рюкзак, как справится с трудностями? Тут еще услышали, что недалеко от нас, в лесу, кто-то ходит, отчетливо были слышен хруст веток, я разбудила Костю и мы разожгли костер.

Встали, покушали, собрались, и в 11 часов пошли в путь, нагрузившись водой.

В лагере пришлось оставить пару консервов, тушню и паштет, что-то я перебрала с едой, надеюсь мишки ими полакомились :)

Только отошли от нашей стоянки и через метров 100 от лагеря обнаружили необычайное место. Вот оно, это большое озеро о котором я столько читала, исток Евлахты на высоте 1000 метров с водопадом. Словами его не описать, но я попробую. Изумрудного цвета, прозрачное, отчетливо видны поваленные деревья на дне озера, а так же следы медведей рядом с ними. В правой стороне, на противоположном берегу, возвышался водопад из камней, в несколько метров в высоту, по которому неравномерно стекала вода.

oDfe-6BsI94

_MG_0198

_MG_0179

Зрелище чрезвычайное, я когда увидела, долго стояла открыв рот))) Жаль что там не задержались, нужно было идти на восхождение.

jSga5-HfMEo

Тут мы поняли, что наши приключения только начинались, нас ожидала огромная многокилометровая каменная река. Погода испортилась, хотя дождя не было, всё заполонило туманом. Мы поднимались всё выше и выше, по той самой долине меж тысячников по курумнику, нам всё четче открывался вид на панораму хр. Нары и Большая Сука, а каменной речке всё не было не было конца. Идти было тяжело, рюкзаки были тяжеленные, мышцы стали на ногах деревянными. Мы часто останавливались. Машк держалась молодцом, шла наравне с нами. Я потянула ногу, похоже сухожилие, идти стало совсем тяжко.

_MG_0241

qViDl20py4Y

Боль усиливалась, и Костя всё-таки заставил вылить 3 литра воды, Машка так и тащила +2л, Костя +9л. Ручьев горных встретили много, где-то меж курумника, где-то на островках земли, понимали что воду тащим зря, но выхода не было — а вдруг впереди ее не будет?

По дороге, на одном из привалов, Костя чуть не оставил GPS, точнее оставил, но быстро спохватился и нашел его. Костя, Костя! Все немного вструхнули, карт то у нас с собой не было.

Спустя несколько часов такого подъема Костя понял, что с курумника пора сворачивать, сказал, что можно сократить лес, если выйти на тропу, идущую из д. Тюлюк к г. Поперечной, только идти надо напролом через лес.

Что делать, пошли.

Десяток огромных медвежьих лежек. Свежие медвежьи следы и, извините, какашки, даже берлоги… я даже про боль в ноге забыла. Нашла палку, достала свою кружку и начала по ней стучать. Маша включила музыку. Мы знаем, что медведей отпугивает шум, старались громко разговаривать. Так и шли 1 км по этому ужасу, страх сковывал. В этом месте было много воды, и место это для людей достаточно труднопроходимое, поэтому, видимо, мишки там и живут.

Слава Богу, дошли. На тропе снова увидели четкие медвежьи следы, но еще и человека с собакой, наверное охотник. Увидели еще следы медвежонка маленького, зайца, лося. По тропе к поперечной шли 3 км, по по пути проходили мимо лагеря, где висел балон от воды и просьба заплатить по 5 рублей за стоянку, видимо хотели сделать систему туризма как в Америке :) В банке лежала всякая всячина: витамины, макароны, спички, короче, всё что угодно, только не пятаки :)

Дошли до лагеря, уже наступал вечер. Стоянка просто замечательная, смущал мужчина. сделанный из дерева, похожий на языческого идола, из-за него хотели в другом месте встать, но было негде.

Место нашего лагеря располагалось у подножья Поперечной. Она действительно похожа на стену — длинная, внушающая своим видом, величественная гора. Мы будто бы под стеной какого-то средневекового замка находились.

Недалеко от места, где мы остановились, протекал огромный ручей… воды тут оказалось предостаточно, не знаю уж к счастью или нет, столько ведь мучились тащив воду (

Y41k7LsKBhM

XVNc6p0Vcqs

_MG_0372

_MG_0379

_MG_0351

_MG_0365

Перекусив, оставили рюкзаки и полезли на Поперечную провожать солнце. Вид с горы, скажу я вам, волшебный. Наверное это самый красивый вид, если сравнивать с теми горами, где я была… Иремель шикарен. Длинные скалистые Бакты внушительны. Сама цепочка гор хребта Зигальги впечатляет, похожа на хребет дракона. Подъем не легкий, камни огромные, не такие как на Большом Шеломе и на Иремеле, они как еще ходуном ходили как будто живые. Сама вершина в лучших традициях Южно-Уральских гор, огромное плато с маленьким возвышающимся пупырем-вершиной.

Поднялись мы совсем на закате. Достигнув вершины я решила позвонить родителям, оперлась на палку-флаг и… пампарапам… упала вниз головой с этого пупыря. Меня Ангел-Хранитель спас, повезло что камней не было подо мной, а упала я на плоское место, с двухметровой высоты и совсем даже не ударилась. Маша с Костей испугались, а мне смешно)

cZg5iPNntEY

_MG_0354

_MG_0719

_MG_0286

_MG_0303

Спускались с другой стороны, когда уже почти стемнело, там пологий спуск, раз в 5 легче противоположной стороны, где мы поднимались. Когда пришли в лагерь, я, не покушав, залезла в палатку и уснула. Этот день был необычайно тяжелый, настоящая борьба с собой, со своими страхами и ярое преодолевание себя в физическом плане. Маша с Костей остались варить ужин и кушать, правда долго разжигали костер, в лесу до сих пор было сыро и прохладно, в скором времени тоже бухнулись отсыпаться. Той ночью сон был самым сладким, хотя ночь была холоднющей, на Поперечной, кстати, уже лежал снег.

День 4 — Пятое сентября

Проснулись в 9 часов, поняли, что с моей большой ногой всю Зигальгу не пройдем, хотя времени у нас еще было достаточно. На общем совете решили перенести лагерь на противоположную сторону Поперечной, там где открывался вид на большое плато тундры. Пока собирались, увидели первого и единственного человека в этом походе, охотника, хороший такой дяденька, говорит, мол, я на рябчиков охочусь) Ага, так мы ему и поверили) Рассказал нам что медведей вообще не стоит бояться, на ночь только оставлять полено в костровище, чтобы дымок шел, он и не подойдет никогда. Мне, если честно, как-то полегче стало после его слов :)

Лагерь поставили на соседнем тысячнике Поперечной (он не имеет названия), здесь собирались встреть закат и рассвет, посмотреть на звезды. Здесь почему-то летало много птиц — ворон и хищников, похоже на этом плато обитало много мышек, а ещё при подъеме есть брусника и голубика, только они уже или не доспели, или переспели, странные какие-то, не понятно.

4PwL8uuoqSo

_MG_0706

_MG_0727

_MG_0338

Солнце в тот день светило и грело сильно-присильно. Наши лица обгорели. Обед был супер плотным, продуктов осталось еще море, а завтра уже в Тюлюк и домой. Пообедав, пошли гулять по плато, фотографироваться и снимать видео. Вокруг километры просторов и вообще нет ни одного человека, это так странно! Нашли родник с водой и здесь, набрали воды, наелись ягод. Вечером сварили кофе и умяли с шоколадкой, греясь под спальником и наблюдая за закатом.

Это был необычайный день, наверное один из самых счастливых в нашей жизни. Такая тишина, такой вид открывался нашим глазам, воздух — всё всё всё было идеально! Зигальга нас влюбила в себя, мы приедем сюда ещё ни раз.

Рано утром нас ожидал очередной сюрприз.

5 день — Шестое сентября

Утро было прохладным.

Проснулись от будильника.

Мы с Машей замерзли, так как наша половинка палатки стояла на камнях, Костина же стояла на можжевельнике, поэтому ему было тепло. Сделали не выходя из палатки кофе на гарелке, открыли палатку, увидели рассвет над Поперечной. Кое-где виднелся туман, выходить из палатки не хотелось, лень и холодно, бррр!

_qsPDfY43a4

_MG_0859

_MG_0865

4GWw4sg2-2k

Я пересилила себя и с другой стороны хребта, моему взору открылся шикарный вид на долину, окутанную туманом. Сделали шикарные фотографии, позавтракали, и стали собирать вещи. Уходить было немного грустно и не очень хотелось. Тут было так красиво, а в Тюлюк путь был долгий и унылый, эх.

Но дорога оказалась, вопреки нашим ожиданиям, легкой. По пути опять таки увидели много звериных следов, в этот раз даже волчьих. Когда дошли до той точки тропы, на которую мы позавчера вышли, начался резкий спуск к деревне сквозь красивейшую березовую рощу, а спустя ещё полчаса нам открылся вид сверху на д. Тюлюк и п. Кардонный, они были будто на ладони (ха, словно смотришь Google Map).

1fsx4FqYKDs

_MG_0900

_MG_0909

_MG_0916

Уже ниже, близ реки Юрюзань, шли по березово-хвойному лесу и собирали грибы.

Маша сильно натерла ноги и зареклась купить хорошую дорогую обувь.

На Юрюзани вброд мы с Машкой перебрались легко, в сапогах, а у Кости их не было, босиком пройти было нереально, пришлось переходить в ботинках. На берегу, на фоне г. Иремель, паслись лошади.

Добрались до д. Тюлюк, покушали в любимой охотничьей кафешке, пошли в Розу Ветров. В Розе Ветров до станции Вязовой нам зарядили сумму аж 2500, поэтому вызвали такси из города Юрюзань и нас увезли за 1090руб, разница есть?

На поезд мы сели быстро, довольные, немного грустные, потому что уезжаем с гор. Поход был замечательный.

А на десерт — Машино видео с этого похода. Приятного просмотра!