Поездка на хребет Нурали. С приключениями.

maymaxoid (http://maymaxoid.livejournal.com/) , 07.08.2015 (1798 дней назад)

В это воскресенье решили выбраться на хребет Нурали. Я бывал там один раз несколько лет назад, ездил с другом на его машине. Дорогу тогда не особенно запомнил. Накануне поездки посмотрел в Гугл картах, как добраться до места. Хребет расположен в сорока км от города Миасса, в Башкирии. Выяснил, что доехать туда можно по дороге на Учалы, свернув после Комсомольска. Этой дорогой я ездил когда-то Учалинский 400 км веломарафон, так что до Космомольска она мне знакома.

Карты Гугла показывают, что северной стороне хребта можно добраться несколькими путями. Я рассматривал два варианта: сначала попробовать проехать через деревню Яльчигулово и двигаться вдоль хребта. Если не получится (я же не на джипе, а всего лишь на Daewoo Nexia), проехать через село Старобайрамгулово, лежащее в основании горы, увенчанной вышкой. Обогнуть эту гору с восточной стороны и далее добраться к северному окончанию хребта, немного не доезжая конефермы, расположенной там.

Выехали в начале восьмого утра в составе четырёх человек: я, мои супруга Таня и дочь Полина, а также подруга жены Ольга. По М5 добрались до поворота на Сарафаново и Кундравы. Я решил ехать через Кундравы, знакомой по марафону дорогой.

Выехали на Учалинскую трассу.

Покрытие довольно неплохое, ехали быстро. Проехали стеллу на границе с Башкирией.

За Комсомольским свернули направо под острым обратным углом. Через какое-то время асфальт закончился, пошла неплохая грунтовая дорога.

В начале десятого часа уже проезжали Яльчигулово. От него отъехали совсем немного и упёрлись в большую лужу неизвестной глубины, перед которой протекал ручей, заключенный в трубу.

Форсировать лужу я не рискнул. Здесь мы позавтракали, немного помыли машину. На поляне справа обнаружили немного лесной клубники, но в основном неспелой.

Дальше решили добираться по второму варианту маршрута. Проехали Старобайрамгулово, свернули налево (справа — озеро Аушкуль) и выехали на лесную дорогу.

До этого я совсем немного ездил по таким дорогам на машине. Посадка у «Нексии» довольно низкая и чтобы не скрести брюхом землю, приходилось иногда ехать сбоку, над колеёй. После дождей кое-где остались топкие места, где приходилось выходить из машины и смотреть, как лучше проехать. Чаще всего, такие участки объезжали сбоку.

Ехали со скоростью 20−40 км/ч. В одном месте дорога раздваивалась на два направления. Выбрали левое, помня о том, что хребет должен быть слева от нас. Сразу заехали в просеку через лесопосадки.

Дальше выехали на перекрёсток с другой лесной дорогой, снова повернули налево. Не очень много проехав, неожиданной въехали в топкое место. Забуксовали.

Левое колесо неподвижно засело, а правое бессильно прокручивалось в жиже. Дальше за топью стояла чья-то серебристая «Мазда» и это немного успокаивало.

Рано или поздно хозяин явится и наверняка поможет нам выбраться из этой топи. Но сначала пытались всеми подсобными средствами выбраться сами. К тому времени, когда все они были испытаны, не дав положительного результата, мы увидели хозяина «Мазды» с рюкзаком за спиной. Попросили о помощи. Мужчина огорчил нас, сообщив, что его машина с автоматической коробкой передач не может буксовать, поэтому, вытянуть нас он не может. Посоветовал попробовать поднять колесо домкратом и подложить под него что-нибудь. Попробовали. Но что бы я не клал под домкрат, оно погружалось в топь когда я пытался поднять колесо. Хозяин «Мазды» предложил подвести двоих из нас до ближайшей деревни, где попросить помощи тракториста. Так и сделали. Мы с дочкой остались, а жена с подругой уехали. Я подумал, что у нас есть часа два свободного времени. Пошли прогуляться до ближайшего холма, пофотографировать окрестности.

Прошло минут сорок, не больше, когда я, только подойдя к началу подъёма на возвышенность, услышал рычание трактора и вскоре увидел, как он спешит к нашей машине. Побежали назад. Трактор немного опередил нас.

Загорелый тракторист зацепил трос за буксирную проушину и вытянул «Ксюху» из западни. От вознаграждения вежливо отказался. Вот такие замечательные люди живут в башкирской глубинке. Честь и хвала им!

Поехали позади трактора. Каково же было наше удивление, когда мы выехали… к той самой луже у ручья в трубе! Только с обратной стороны. Я вспомнил, что трактор этот утром я видел возле одного из домов в Яльчигулово. Ещё вскользь подумал: «Вот. Трактор. Если что». То есть, сильно забирая налево, мы просто обогнули гору с вышкой на вершине против часовой стрелки и вернулись в исходную позицию!

Лужу пришлось-таки форсировать, правда, под присмотром тракториста. Получилось вполне благополучно. Увидев, что мы успешно проехали, тракторист поехал к своему дому. А мы снова помыли машину, снова перекусили. Стали думать, предпринимать ли вторую попытку добраться до Нурали, или бросить это дело и поехать на Тургояк, к примеру. И тут мы увидели приближающуюся красную «Шевроле Лачетти». Пара из Челябинска, Алексей и Ольга, тоже решили съездить на Нурали и тоже выбрали эту дорогу. Мы вкратце пересказали им наши приключения и предложили ехать вместе через Старобайрамгулово, подстраховывая друг друга на случай неприятностей типа той, что случилась с нами. Теперь-то мы были уверены, что выбрав на развилке правую дорогу, мы попадём куда нужно. Так и получилось. Довольно резво и без приключений, мы добрались к основанию хребта с его восточной стороны.

Вдали маячили постройки конефермы. Отправившись к хребту, мы увидели, что огромная поляна перед склоном и сам склон в изобилии покрыты кустиками лесной клубники, усеянные крупными, спелыми и ароматными ягодами. Хотелось добраться до вершины хребта, но хотелось и ягод. Из-за этого поднялись наверх не так быстро.

Я хотел непременно достичь самой высокой точки хребта. Видно было, что она находится дальше к югу. Туда я и пошёл. Тропа шла вдоль гребня, то опускаясь, то поднимаясь. Хребет не покрыт густым лесом, поэтому передвигаться по нему легко, а виды с него открываются потрясающие.

Флора Нуралей совершенно особенная, здесь встречаются растения, которых я нигде больше не видел. Вот некоторые из них.

Не так уж много времени понадобилось, чтобы достичь самой верхней точки хребта. Высота 752 м над уровнем моря.

Отсюда было видно, что остальные пики лежат ниже, кроме того, это подтверждал бетонный столбик с табличкой на нём.

Вид отсюда просто невероятный. Я поснимал окрестности.

Кроме того, у меня с собой был радиоприёмник, и прослушав FM эфир, я насчитал 39 станций! Тут ловится и Миасс, и Златоуст, и Челябинск, и Учалы.

Покружил вокруг столба, снял выложенные из камней надписи и решил отправиться назад.

Тут я увидел колею, очевидно, квадроцикла. Как это ни удивительно, но на самую верхнюю точку хребта добирался квадроцикл!

Мне показалось, я уже видел по пути эти следы, и я пошёл по ним, не сомневаясь, что они ведут к конеферме. Колея спускалась и поднималась по гребню, и я шёл по ней. Шёл уже довольно долго, но места, где я начал подниматься, всё не было видать.

Оттуда было видно нашу машину. Я же видел довольно похожие склоны и поляны, но всё же не т. е. Через какое-то время до меня дошло, что я иду уже слишком долго. Понял, что я заблудился! Как можно было здесь заблудиться? Шёл вдоль следов квадроцикла и мне всё время казалось, что вот за этим пиком я увижу тот склон и машину внизу, но там оказывался совсем другой склон, спуск и дальше очередной пик.

Мне стало не по себе. Хотелось пить, но воды у меня не было, перекусить тоже было нечего, да и одет я был легко, а над хребтом кажется начали сгущаться облака. К счастью, сотовая связь была.

Я позвонил жене и сказал, что заблудился. Она спросила, с какой стороны от меня находится солнце. Оказалось, что оно совсем не с той стороны, с какой должно быть, если бы я двигался к месту, с которого поднимался. Попросил жену покричать. Сначала мне показалось, что я слышу её голос, но потом понял, что звук идёт из телефона. С выключенной связью ничего не было слышно, я был слишком далеко. Сейчас для меня совершенно ясно, что покрутившись вокруг столба с табличкой и пойдя по колее, я не повернул назад, а просто пошёл дальше на юг воль хребта, но на тот момент такое мне казалось невероятным, я был уверен, что правильно иду назад. Поэтому я ещё приличное время двигался в том направлении, пока колея внезапно не растворилась. Тут уж я решил, что единственно верное решение — повернуть назад и по этой колее добраться до столба, а там уже точнее сориентироваться. Я хорошо помнил, как расположена табличка на нём и уж там я надеялся найти верный путь назад. Шёл я довольно долго. И вдруг услышал далеко впереди и немного справа крик. Позвонил, выяснил, что это точно моя любимая жена мне кричит. В это время я уже видел впереди вершину со столбиком. Не стал подниматься на неё, а пошёл в сторону крика. Вскоре увидел и саму супругу. Как хорошо, что на ней были ярко оранжевые брюки! Вот он склон, вот наша машина внизу. По пути рвал и ел ягоды.

Собрались и поехали домой. Казалось приключения позади. Однако, вышло по другому. По дороге нам снова попадались развилки, мы выбирали, как нам казалось, верные пути, но вдруг неожиданно выехали к той самой топи, где застряли при первой попытке добраться до хребта, откуда нас вытянули трактором. Но ведь тогда мы ехали к хребту, а не от него! Как же мы оказались там?! Развернулись и поехали обратно. В одном месте снова забуксовали. Время было уже больше девяти вечера и вечер этот переставал быть томным. За трактором теперь бежать было очень далеко.

К счастью, застряли на этот раз не так серьёзно. Набросали под колесо палок, кусок мешковины и смогли выехать. Нашли-таки правильный поворот, выехали на дорогу, где справа уже была видна гора с вышкой, у основании которой лежит село Старобайрамгулово. Выехали к селу и поехали дальше. Добрались до асфальта, в Комсомольском перекусили у магазина ряженкой с творожными ватрушками. Тут уже пришлось включить фары. А надо сказать, что до этого мне не приходилось ездить ночью по трассе на машине. На веломарафонах — сколько угодно, но на машине поехал впервые. В общем, нормально. Поскольку окружающие пейзажи скрыты темнотой, взгляд сильнее сосредоточен на дороге.

Собирался ехать не быстро, но на хорошей дороге скорость сама собой незаметно росла, порой достигая 150 км/ч там, где впереди далеко не было машин. Начало клонить ко сну, в кафе после поворота на М5 выпил кофе — помогло. Домой приехали в час ночи. Грязные, усталые, но довольные, с ведёрком ягод и кучей впечатлений. Машине нашей за эту поездку досталось, но на следующий день съездил на автосервис, проверил, ничего серьёзного не пострадало, отдал 200 рублей на устранение мелких проблем. Не такая уж большая плата за незабываемое, полное приключений путешествие.