Нязепетро́вск — город (с 1944 года) в Челябинской области России, административный центр Нязепетровского района.
Население — 12 061 чел. (2015).
Географическое положение
Город расположен в устье реки Нязя в по обеим берегам рек Уфа и Нязя, на северо-западе Челябинской области, в 225 км (по автодороге через село Тюбук) от Челябинска и в 180 км от Екатеринбурга, через Полевской. Размещен на Среднем Урале: восточный склон Бардымского хребта — западные предгорья Уфалейского хребта, в 8−10 км юго-восточнее горы Берёзовая (Бардымский хребет).
Климат умеренно-континентальный, лето тёплое, зима суровая снега очень много. Среднемесячная температура июля составляет +17°С, января −15°С.
Самый холодный город Челябинской области, с частыми летними заморозками[источник не указан 536 дней].
История
История Нязепетровска начиналась с началом строительства в 1744 году ныне старейшего на территории современной Челябинской области железоделательного и чугунолитейного завода балахонским купцом Петром Осокиным на реке Нязя (Наза) притока реки Уфы, на землях арендованных у башкир Айлинской, Кара-Табынской, Катайской волости.
Нязепетровский железоделательный завод является первым, вместе с Каслинским заводом, предприятием чёрной металлургии на территории нынешней Челябинской области.
Завод был разрушен сначала при Емельяне Пугачеве, а затем в годы гражданской войны, его восстановление продолжалось до 1929 года. В годы Великой отечественной войны завод выпускал военную продукцию.
27 июня 1944 года получил статус города районного подчинения.
Отчет
Нязепетровск — феникс Горнозаводского края
См. также
Нязепетровск железнодорожный
Нязепетровск. Малоэтажки железнодорожного района
Заканчиваем прогулку по Нязепетровску. Теперь пройдём по центру городка.
Отчет
Нязепетровск железнодорожный
Бывает, возвращаюсь из дальней поездки на поезде или авто, вглядываюсь в пейзажи за окном, а там широкая, просторная равнина понемногу скрывется, под самым носом вырастает лес, скалистые утёсы напрочь закрывают обзор, природа становится всё более суровой. Но мне всё веселее и веселее: ну да, Урал, здесь вам не равнина, здесь климат иной… И вот начинают встречаться машины с 74-ым номером, и охватывает приятное чувство спокойствия и уюта: «Ну всё, я дома». До Екатеринбурга ещё ехать и ехать, но я уже на родине. Отсюда родом мой отец, здесь живут друзья, родственники. Когда-то каждое лето проводили на челябинских озёрах. И сколько челябинских студентов учится в Екатеринбурге, а свердловских в Челябинске. Да это даже не южная соседка, а практически сестра! И история у нас общая: горнозаводской край, гражданская война, индустриализация, кузница победы, «усталые города», экологические бедствия, рейдерские захваты, «инновации»…
Есть в Челябинской области один маленький городок, который по-особому близок. Зовётся он Нязепетровск. Когда говорю, всегда кто-нибудь переспрашивает: «Как, как? Днепропетровск?» Нет, город во всех смыслах далёк от украинского промышленного гиганта. У Нязепетровска заводская история, типичная для многих городов Свердловской области, ведь и расположен-то он у границы регионов. Это самый старый город-завод в Челябинской области, но он моложе многих свердловских. Завод основан в 1747 году нижегородским купцом Петром Осокиным на месте слияния рек Нязя и Уфа. Добро на строительство давала уже Елизавета Петровна. У завода непростая судьба, он чуть ли не с основания — на грани закрытия. Вот и сам город давно уже висит на волоске, а жители его привыкли за 270 лет к перманентному кризису. Про завод расскажу в следующий раз, а сегодняшняя история — про второе градообразующее предприятие города, ныне почти почившее — про железную дорогу и железнодорожный район. Вкратце про городок и железную дорогу рассказывал когда-то ФотоохотникЖД. И фотографии там на порядок лучше. Я же опять снимал «от бедра» галопом по европам. Так что приготовьтесь, будет укачивать.
Отчет
Нязепетровск. Малоэтажки железнодорожного района
Я вынесу малоэтажную жилую застройку железнодорожного Нязепетровска в отдельный пост, так как тема эта довольно специфичная и на большинство людей нагоняющая скуку.
Малоэтажки сплошь типовые и представлены в основном либо деревянными постройками разного времени, либо домами из силикатного кирпича 1970−1980-х гг.
Отчет
Нязепетровск. Медвежий угол.
В этом городке на севере Челябинской области, я оказался почти год назад и по не очень веселому поводу. Местный завод страдал от нехватки работников, предлагал хорошую зарплату и кучу бонусов. При этом уровень безработицы в городе оставался самым высоким в регионе. В причинах такого парадокса я так и не разобрался. Но городок показался очень интересным, хотя город — это сильно сказано.
Отчет
Майский велопоход по Уралу. День второй
Майский велопоход по Уралу. День первый
Ночь была холодная, сказалась близость реки. Первые обитатели лагеря встали в 7:00, некоторые раскачивались до девяти. Развели костёр, приготовили кашу, чай, собрались. Выехали в десятом часу.
Утро выдалось солнечное, вдохновляющее.