Усть-Катавский вагоностроительный завод

Усть-Катав Промышленность

ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова» — градообразующее предприятие оборонного значения, вагоностроительный завод в городе Усть-Катаве Челябинской области. С 1947 года и до конца XX века (до серии КТМ-8) трамваи завода производились под маркой КТМ, которая часто используется и при неофициальном обозначении последующих моделей, имеющих цифровые наименования по отраслевой нормали (напр, трамвай 71−619 также известен как КТМ-19 и т. д.).

Металлургический завод

Предшественником современного предприятия считается железоделательный завод, вокруг которого возник Усть-Катав. Он был основан в 1758 году как совместное предприятие Я. Б. Твердышева и И. С. Мясникова. В XIX веке принадлежал потомкам последнего — князьям Белосельским-Белозерским (в частности, Эсперу и Константину).

История

Завод строит трамваи с 1901 года. Первый трамвай открытого типа был изготовлен для города Тифлиса. В 1960 году на предприятии создано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного состава, которое разработало около 20 моделей трамвайных вагонов. Завод установил мировой рекорд по количеству произведённых вагонов одной модели (14 991 вагонов модели КТМ-5М (71−605)).

В настоящее время завод выпускает низкопольные трамвайные вагоны различных модификаций моделей 71−623 и 71−631. В 2006 был выпущен первый частично низкопольный сочленённый трамвайный вагон 71−630 (поступил на испытания в Москву). В 2009 выпущены два частично низкопольных односторонних односекционных вагона 71−623, которые поступили на испытание в Уфу и Нижний Новгород. В 2010 году трамваи этой модели поступили в Москву, Пермь, Нижнекамск и Краснодар. Завод выпускает также запасные части к выпускаемой трамвайной технике и производит сервисное техническое обслуживание трамваев.

Кроме трамваев завод изготавливает газорегулирующее оборудование, трубопроводную арматуру, насосы, товары народного потребления, а также выполняет оборонные заказы, в частности, производит ракетные системы и маневровые космические двигатели.

В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 11 июня 2011 г. № 772 и распоряжением правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 1159-р, Федеральное государственное унитарное предприятие «Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. М. Кирова» преобразовано в филиал ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева».

Источник

Отчет

Усть-Катавский вагоностроительный завод: как делают трамваи

Алексей Орлов (http://trans-continental.ru/) , 14.06.2015 (3200 дней назад)

Как мы попали на трамвайный завод

Когда мы проезжали мимо указателя Усть-Катав, я вспомнил что тут, на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, делают трамваи на всю страну. С трассы Урал в горах, было совсем не понятно, где их тут могут делать, но было любопытно узнать как делают трамваи. На обратном пути мы набрались наглости, позвонили на завод и свалились, как снег на голову, помахав письмом «Русского Радио». Нельзя сказать, что нам были не рады, но что делать с блогерами из Москвы, на заводе явно не знали. На всякий случай нам рассказали и показали всё, а не только, как делают трамваи. Всё что можно, поскольку завод выпускает еще и продукцию для космоса, и здесь строго блюдут режим.

Но трамваи теперь делают красивые, космические!

Трамваи 71-623 на фоне уральских гор в Усть-Катаве


Отчет

Поездка в Усть-Катав

Joacim Nordstrom (http://dushlik.livejournal.com/) , 25.05.2014 (3585 дней назад)

Усть-Катав — маленький Южно-уральский городок, окружённый со всех сторон холмами и находящимся в месте впадения реки Катав в реку Юрюзань. Город, как мне показалось, обделён вниманием туристов, хотя пейзажи в этих местах не назовёшь сильно лаконичными.