Усть-Катавский вагоностроительный завод: как делают трамваи

Алексей Орлов (http://trans-continental.ru/) , 14.06.2015 (1274 дня назад)

Как мы попали на трамвайный завод

Когда мы проезжали мимо указателя Усть-Катав, я вспомнил что тут, на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, делают трамваи на всю страну. С трассы Урал в горах, было совсем не понятно, где их тут могут делать, но было любопытно узнать как делают трамваи. На обратном пути мы набрались наглости, позвонили на завод и свалились, как снег на голову, помахав письмом «Русского Радио». Нельзя сказать, что нам были не рады, но что делать с блогерами из Москвы, на заводе явно не знали. На всякий случай нам рассказали и показали всё, а не только, как делают трамваи. Всё что можно, поскольку завод выпускает еще и продукцию для космоса, и здесь строго блюдут режим.

Но трамваи теперь делают красивые, космические!

Трамваи 71-623 на фоне уральских гор в Усть-Катаве

Трамваи 71−623 на фоне уральских гор в Усть-Катаве.

История завода

Усть-Катавский железоделательный завод основан во второй половине 18 века. Точная дата основании вызывает вопросы историков, но датой основания совместного предприятия Я. Б. Твердышева и И. С. Мясникова считается 1758. Усть-Катавский завод оставался вспомогательным предприятием Катав-Ивановского завода. В Усть-Катаве находились молотовые фабрики на на 4 кричных горна и 5 молотов. Находились в Усть-Катавском заводе лесопилка, мельница и столярная мастерская. Была тут и небольшая верфь для постройки барж-коломенок со своей якорной мастерской. Вероятно, все это крутили минимум 10 мощных верхнебойных водяных колес.

В 1898 году казенный Усть-Катавский завод продают Южно-Уральскому анонимному металлургическому обществу основанном бельгийцами. Бельгийцы полностью реконструировали завод под выпуск железнодорожных вагонов. Все производство было электрофицированно, введены последние новинки организации труда. Основная продукция завода — тяжелые вагоны.

Цех Усть-Катавского вагоностроительного завода в начале  20 века

Цех Усть-Катавского завода в начале 20 века

В 1901 Усть-Катавский Вагоностроительный завод выпускает первые трамваи для Тифлиса и Екатеринодара. В 20−30х годах УКВЗ делает различные детали для вагонов. В 1926 году возобновлено производство трамваев. В годы войны Усть-Катавский завод завод выпускает оборонную продукцию. Сюда эвакуируют мощности Брянского и Сталинградского артиллерийских заводов. В 50х годах завод уже серийно начинает выпускать трамваи и в 59 году УКВЗ назначается головным предприятием по выпуску трамваев. Здесь организуется специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного состава.

Старые модели трамваев, в том числе те, что выпускал Усть-Катавский завод в начале века, можно увидеть в Нижегородском музее трамваев и электротранспорта.

Сегодня УКВЗ принадлежит ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, но продолжает делать трамваи. Тут накоплен огромный опыт их изготовления и имеется трамвайное СКТБ. Собственно потому, что завод секретный и выпускает много чего еще, наш прием был обставлен мерами предосторожности.

Кто делает трамваи

Администрация приняла нашу экскурсию вполне серьезно, и после согласования в отделе безопасности, нас сдали на руки начальнику производства и Генеральному Конструктору (трамваев). Особист ходил рядом, возил нас по территории на машине и присматривал, чтобы мы какой стратегический секрет не утащили. Пару раз настоятельно не рекомендовал фотографировать в ту или иную сторону.

Генеральный Конструктор трамваев Сергей Иванов

Генеральный Конструктор усть-катавских трамваев рассказывает о трамвае

Кроме трамваев завод собирает и что-то космическое, поскольку входит в состав объединения им. Хруничева. Что делают, написано на каждом гугле, но нас интересовало, как делают именно трамваи. Новые трамваи нас попросил не фотографировать. Хотя, похоже и это тоже тщетная предосторожность. Пытливые умы даже в Википедии уже выложили модели усть-катавских трамваев с запасом. Возможно, что предосторожность была связана с тем, что именно тогда в Москве решалось, чьи трамваи будут использоваться на скоростных линиях. И вроде бы Усть-Катавский завод победил, но его оттерли ребята с условного уралвагонзавода. Чем кончилась история, я не знаю, но знаю, что в Москве сейчас ходят в основном трамваи из этого уральского города.

Как делают трамваи

Усть-Катав — единственное место в России, где трамваи выпускают серийно, на стапелях, как корабли или самолеты. Производство не поразило новизной. Но видевшим как собирают, к примеру, ЗиЛы это не покажется странным. Трамваи получаются хорошие и красивые, хоть голые железки и выглядят неважно.

Трамвайные стапели Усть-Катавского вагоностроительного завода

Трамвайные стапели Усть-Катавского вагоностроительного завода

Трамвай состоит из нескольких основных блоков: кузов (в смысле вагон), тележки с электроприводом и системы управления. Электродвигатели, контроллеры, сложная механика — самая ответственная часть транспортного чуда, заказываются у мировых производителей. Но может ставиться и отечественная. Усть-Катавский завод долгое время ставил Псковские тележки, а на фото ниже иностранная. Тут уже стоят асинхронные двигатели, экономичные и компактные. Новые двигатели могут возвращать часть энергии при торможении гораздо эффективнее.

Тележка трамвая на конвеере Усть-Катавского завода

Тележка трамвая на конвеере Усть-Катавского завода Сборка кузова трамвая

Кузов трамвая — это конструкция из проката и листовой стали. Ничего особо космического в сборке нет. Оборудование тоже не новое. Впрочем, подозреваю, что ракеты делаются примерно так же.

как делают трамваи на стапеле

Сборка основания трамвая

Неокрашенный кузов трамвая

Неокрашенный кузов трамвая

Штамповочный пресс купленный еще при советской власти

Штамповочный пресс, купленный еще при советской власти

На кузов трамвая монтируется крыша из стеклопластика

На кузов трамвая монтируется крыша из стеклопластика

Как трамвай становится ярким

Готовый корпус красят в окрасочной камере, затем сушат лампами. Похожие камеры стояли на производстве кузовов в Набережных Челнах.

Окраска трамвая

Окраска трамвая

Сушка лампами кузова трамвая

Сушка лампами кузова трамвая

Отдельно красят пластиковые детали. Кстати, потолок у трамвая из сделан из стеклопластика. И вообще, на трамвае много пластика.

Пластиковый обвес трамвая

Пластиковый обвес трамвая

Малярный цех Усть-Катавского завода

А так выглядел малярный цех Усть-Катавского вагоностроительного завода в начале 20 века

Окончательная сборка трамвая

Наконец приходит время окончательной сборки. В трамвай ставят пассажирские сиденья, обшивку салона, стекла, тянут кучу проводов.

Тележки ставят в самом конце, а до этого момента он едет по конвейеру на технических тележках с маленькими колесами.

Кузов трамвая на технологической тележке

Кузов трамвая на технологической тележке

Салон трамвая 71-623

Салон трамвая 71−623 с низким полом

Рабочее место водителя — одно из самых дорогих частей. И важную роль тут играет сиденье, поскольку водитель работает не только головой и руками, но и… просиживает на нем много часов.

Рабочее место водителя трамвая 71-623

Рабочее место водителя трамвая 71−623

Наконец, почти все собрано. Осталось поднять домкратами кузов и поставить его на тележки.

Готовый трамвай прицепляют к этой помеси дрезины и электрокара и выкатывают из цеха.

Трансбордер

Для того что бы перекатывать готовые трамваи с одного пути на другой без длинных перегонов со стрелками на заводе сделан трансбордер — специальный трамвай для трамваев, который перемещает трамвай поперек путей. Заводчане очень гордятся им и говорят что ни у кого такого нет.

Транспордер в ожидании трамвая

Трансбордер в ожидании трамвая

Трамвай на транспордере

Трамвай на трансбордере

Транспордер возит трамвайные вагоны между этими путями

Трансбордер возит трамвайные вагоны между этими путями

Жизнь трамвая на воле

Трамваи ожидают отгрузки на территории завода. Конечно их делают на заказ, но в ожидании отправки они стоят на запасных путях. Отсюда их отправляют на станцию, где грузят на платформы. Были эксперименты с попытками возить по шоссейным дорогам, но они плохо вписываются в дорожные габариты.

Трамваи модели 71-623 в ожидании отправки

Трамваи модели 71−623 в ожидании отправки

Забытый старший брат - трамвай серии 71-619

Забытый старший брат — трамвай серии 71−619, какие сейчас ходят в Москве.

К взлету готов

В конце экскурсии нас быстро вернули в заводоуправление. На территории снимать не разрешили, исключение сделали только для этого символа завода. На гербе Усть-Катава боек молота, который использовался для ковки еще в эпоху водяных мельниц.

Скульптура c гербом Усть-Катавского вагоностроительного завода

По материалам сайта trans-continental.ru