Ворота в Азию, ч.10. Златоуст: обозрение характера и колорита города

Cергей Сигачев (http://periskop.livejournal.com/) , 05.06.2014 (3821 день назад)

Продолжаю повествование о странствиях по матушке-Расее.

Сегодня — рассказ про город Златоуст, куда мы приехали после медного Карабаша и провели там большую часть дня, посетив его разные окраинные закоулки, проехав на озёрно-лесном трамвае, а также не торопясь прогулявшись по старому городу.

Если и есть в России антипод прилизанно-золочёному Петергофу и прянично-туристическому Суздалю — то это, несомненно, Златоуст. Не по заброшенности, нет. А по отрицанию идеологии туристического гламура, по общей ауре, характеру и сути. Он не уныло депрессивен или мрачен, как Пикалёво, Прокопьевск или Новомосковск: по взгляду на одежду людей и машины видно, что это не бедность. В сущности, Златоуст — это город, где издавна ценят только два вида красоты — красоту природы и красоту оружия. А вот к облику города относятся весьма пренебрежительно, что несколько напомнило мне Петропавловск-Камчатский — разгильдяйский город, обрамлённый уникальной природно-горной оправой. Конечно, это весьма существенно зависит и от местной власти. Ещё Златоуст по своему духу напомнил мне германский Киль, город строгий и без особых изысков — сразу чувствуется, что здесь не шутки шутят, и не офисный планктон праздно балду пинает: тут спецы делают оружие.

Это действительно так: Златоуст — нечто вроде русского Золингена, с богатейшими традициями оружейного дела, в два века. Именно здесь когда-то был заново открыт П. П. Аносовым секрет булатной стали, а с 1815 года этот город стал признанным центром качественной оружейной металлургии, где создавались и испытывались многие новинки в этой области. Златоуст также стал родиной уникального вида искусства — златоустовской гравюры на стали и декорирования наградного оружия. В советское время тут впервые в СССР стала производиться специальная шарикоподшипниковая сталь, а в рамках грандиозного ракетно-космического проекта после войны стали делать двигатели для крылатых и баллистических ракет морского базирования. Словом, это безо всякого преувеличения город оружейных спецов.

Вначале обозрим общий характер и ауру этого самого высокогорного уральского города, не касаясь особенно архитектуры.

Пост вышел большой, меньше никак не получилось.

Надо заметить, что по своей планировке Златоуст — один из самых заумных и нестандартных городов, виденных мною за время путешественнической карьеры. Я довольно долго при передвижениях по городу не мог уловить планировку города и соотношение его частей, хотя обычно схватываю такие признаки мгновенно. Крайний раз такое со мной было в Харькове. Но Харьков ладно, он двухмиллионник, а Златоуст — в 10 раз (199 тыс. чел.) меньше. И тем не менее, он чрезвычайно сильно раскидан — верхняя, северная часть имеет множество длинных отростков-щупалец, как у осьминога; а кроме того, есть ещё и отдалённая южная часть, связанная с основным массивом «лесной» линией трамвая. Все районы города обрамлены лесными массивами и сопками.

Не менее странный в Златоусте и центр. Я имею в виду самый центр, исторический. С одной стороны его ограничивает скалистая сопка со старым заводом и арсеналом у подножия, с другой — тоже сопка, с третьей — заводской пруд. Нет никакого ощущения, что это именно центр города.

Вот, скажем, фото подъезда к центру со стороны вокзала: сопка называется Косотур, у подножия виден фрагмент бывшего завода, справа — заводской пруд, весьма большой по площади. Сам центр находится правей в 100−200 метрах отсюда.

Златоусту очень повезло: в 1909 году тут побывал легендарный фотограф Прокудин-Горский и оставил потомкам возможность лицезреть полноцветные снимки этих мест. Причем много снимков, аж 43 — для тех времён фантастическая цифра. Давайте посмотрим это же место центра, но сверху.

Свято-Троицкий собор, главная доминанта, был разрушен в годы активного религиоборчества (1933 г.), виден также завод со старой домной, которой сейчас тоже нет. Дорога также ведёт к вокзалу. Мост — цел, и приглядитесь внимательно к самой правой его части, где плотина, я это покажу ниже.

(посмотреть все цветные снимки Златоуста из коллекции Прокудина-Горского, 1909 год, 43 штуки)

Внутри города расположен большой заводской пруд, в несколько километров, что придаёт ему несомненное своеобразие. Жаль, что я не застал тут хорошей погоды и голубого неба — думаю, были бы тогда и красивые «водные» снимки.

Взгляд на центр с другой стороны, уже от площади. Видите вдали часовню — она как раз стоит на месте разрушенного большого собора (см. выше фото Прокудина-Горского). В центре чуть-чуть виден кусочек пруда, а прямо перед нами — могила (а не просто памятник) уральского большевика И. М. Малышева. Надпись на памятнике гласит, что он активный деятель Великой Октябрьской революции, а убит белогвардейцами на станции Тундуш в 1918 году.

Обернёмся от памятника к сопке. Здание в кадре — Дом Горного Начальника (начало XIX века), а ныне — краеведческий музей с огромной коллекцией холодного оружия и гравюр на стали. Легендарный Павел Аносов тут как раз и жил, совсем рядом с заводом, в должности горного начальника. Кстати, он — выпускник Горного института в Питере, тогда Горного кадетского корпуса.

Рядом — видите — Ленин стоит? Маленький совсем, возможно из первых памятников.

Таблички у здания.

А вот маленький златоустовский Ленин, в рост человека.

Самое интересное, что Ленин в ансамбле центра тут совсем не главный, как это обычно было в советских городах. На другом конце этой площади стоит горный генерал Павел Аносов, в щегольской форме и с клинком, на высоком постаменте. Он намного больше и значимей Ленина. Я специально поинтересовался — не в 90-е ли годы поставили Аносова тут? (вроде было не похоже) Сказали — нет, поставили в 1954-м, а памятник отлили в Ленинграде ещё при Сталине.

Металлург Аносов стоит боком к своему детищу, от которого его сейчас отделяет трамвайная линия — златоустовский Арсенал (начало XIX века). Тут же, в нём, есть и магазинчик гравюры на стали.

А вот так Арсенал выглядел ровно 100 лет назад, на фото Прокудина-Горского (здание в форме каре).

Рекламки златоустовских очагов культуры. Исполнены, как видите, не плоттерно, а по старинке — пером. Для москвича такое невероятно.

На эту же площадь выходит и заводоуправление Златоустовского часового завода.

Рекламка завода покрупнее. Его часовые механизмы традиционно стояли на самолётах советской авиации, танках и бронемашинах, в локомотивах и автомобилях ракетных комплексов — как в войну, так и после неё. Как дело обстоит сейчас, после падения СССР — не знаю.

Напротив заводоуправления ЗЧЗ — ДК «Булат», что-то из эпохи конструктивизма.

На дальней окраине города расположен Златоустовский машиностроительный завод (двигатели для ракет морского базирования). Вот такие он выпускает интересные календари (верхняя часть с месяцами отрезана).

Вообще, тема «оружие» в городе встречается очень часто. Даже на окраинах, как тут (улица выше вокзала).

А вот чудесный плакатик, встреченный на улицах города. Увы, размазано, снял в движении. Однако очень надеюсь, что vedmed1969 выполнит своё обещание и переснимет этот плакат получше ;-)

Однако ж, вернёмся снова в центр, к речке Ай, которая отделяет Арсенал от сопки Косотур и корпусов завода «Булат».

Вот они, оружейные цеха, где когда-то ковалось оружие для русской армии. Оружие, которое работало в русско-турецких и других войнах, при усмирении Кавказа и Польши, при покорении Средней Азии и в других местах. Грубовато, конечно, построено — но это вам и не Петергоф.

Рядом с оружейными цехами — старая плотина XIX века на реке Ай.

Вот, немного поближе. Именно эти выступы видны на первом снимке Прокудина-Горского, которые я просил разглядеть.

А вот так оно выглядит, если осторожно заглянуть с камерой внутрь. Почти всё цело, и кладка тогдашняя.

Мост этот сейчас не используется (когда-то тут ходил трамвай), и на столбе полуторавековой давности красуется надпись. И тут надо сказать о другой яркой черте города: перманентном похуизме. То есть надпись-то есть, но никто её не соблюдает. Ходи себе сколько влезет.

А вот так продают арбузы близ памятника Аносову.

Сохранились в городе и участки стихийной торговли, расположенные на весьма непрезентабельных пустырях. То есть городская власть тут сейчас особенно не напрягается, да и контролем чистоты не заморачивается. Собственно, такая не очень приятная черта русского национального характера, как похуизм и равнодушие к внешнему облику городского пространства, здесь дала весьма богатые всходы — при попустительстве властей. Хотя население тут явно не бедное, по автопарку видно. Вот Троицк, который я показал совсем не давно, намного бедней, но и значительно чище. А уж с Оренбургом, скажем, или Челябинском я и сравнивать не буду.

Торговля, в общем, тут пока не сильно вышла из 90-х — по внешнему облику.

А вот ещё пример городского похуизма. Нет на вывеске пяти из восьми букоф, ну и хер с ним! Кому надо — дополнят, прочтут и поймут :)

Карла Маркса — одна из самых красивых улиц города, с мощным и гармоничным сталинским ансамблем по обе стороны. Я её покажу поподробней в прогулке по старому городу. Но и тут есть ложка дёгтя: трамвайные пути по центру проспекта феерически засраны бумагой и другим мелким мусором. Нет, градоначальство Златоуста явно надо отходить хорошей метёлкой!

Южный район города, отделённый от основной части большим массивом леса.

Здания в городе порой встречаются очень даже неожиданные. И в неожиданных местах!

Или вот — творческое улучшение простой коробки. Что из этого брутального архитектурного эмбриона получится, даже интересно :)

И даже модерн тут — хоть и редкий гость в городе — но суровый по облику, без сантиментов и рижских рюшечек.

Продавец овощей. Златоустовский типаж — суровый и без гламура. Нехера столичный пиздёж с манагерскими книксенами разводить — подходи и покупай, или отходи и проходи.

Продавщица картошки. Кстати, на ведёрках видны и цены.

Еще один момент, на который я поневоле обратил внимание: обилие конкретных лиц на плакатах. Нечто вроде самолюбования.

Вот плакатик на углу Арсенала.

А вот интересная табличка — у моста через Ай, где плотина.

Мы с polar_bee подошли и с интересом прочитали текст.

Да… формулировка чеканная! «…построен инициативой, волей и организацией…» — так и просится на гравюру на стали :-)

А вот ещё плакатный кто-то. Его в Златоусте много, кстати.

Ну и конечно, гениальное «…женщины не воруют!», которое мы уже обсудили :)

Есть и такая постановка вопроса (ул. К. Маркса).

Вообще, есть тут ещё плакаты и с биатлонистками, которые «благодарят за заботу» и проч., но я уже не стал включать в пост, он и так разбух.

В тему этого поста — взгляд Варандея, который заметно отличается от моего.

После обозрения характера города, далее будет несколько небольших тематических зарисовок — Башня, трамвай, вокзал и прогулка по Старому городу.

Город колоритный, поверьте.

Экспедиция «Ворота в Азию — 2009», полное содержание

Продолжение следует.

Похожие статьи

Прогулка по Златоусту
По уральским ЗАТО. День четвёртый. П/л "Берёзка" - Златоуст - оз. Тургояк - Миасс - оз. Теренкуль
Златоуст. Часть 1: по трамвайным рельсам (2009)
Златоуст. Часть 2: Старый город(2009)
Златоуст в фотографиях
Златоуст 100 лет назад
Прогулка по Таганаю и городу Златоуст
Что посмотреть в Златоусте

Вы в Златоусте и вам некуда пойти? Вот список самых впечатляющих мест, которые нельзя пропустить!