Златоуст. Часть 1: по трамвайным рельсам (2009)

varandej (http://varandej.livejournal.com/) , 21.07.2014 (3560 дней назад)

Златоуст — третий по величине город Челябинской области (180 тысяч жителей, после Магнитогорска), основан в 1754 году как поселок при железоделательном заводе, с 1815 года — центр производства холодного оружия, а ныне — спецсталей. Иногда Златоуст упоминается как «самый высокогорный город Урала», но это не так: на Урале многие города стоят на тех же высотах — 400−600 метров.

Однако если понимать формулировку не буквально, а образно, то все становится на свои места. Златоуст — это настоящий горный город, то есть город, чей облик определяют горы. В этом смысле Златоуст если не уникален, то по крайней мере на голову выше любого своего аналога: Россия как страна великих равнин горными городами не богата, и Златоуст — наверное, лучший пример «горного города по-русски».

Рассказ о Златоусте будет состоять из двух частей. Во второй мы отправимся в Старый город, который тут исключителен колоритен; в первой же пересечем Златоуст с востока на запад на трамвае, за одно осмотрев достопримечательности, удаленные от центра.

Златоуст расположен в нескольких горных долинах между хребтов почти километровой высоты (а некоторые вершины, особенно на прилегающе к городу с севера хребте Таганай, и выше километра). Вот так Златоуст выглядит от въезда с северо-востока, со стороны северной части Миасса (а Миасс вытянут с севера на юг, вдоль подножья гор, на 15 километров).

Внизу — заводской пруд, выше — советские кварталы. Телевышка стоит на горе Уреньга (ударение на последний слог). Между ней и расположенной правее кадра горой Косотур находится Старый город и завод «Булат» с плотиной на речке Ай, с которого в 1754 году и начался город.

Златоуст разбросан по долинам и занимает огромную площадь — расстояния тут значительно большие, чем в других городах такого же масштаба, да еще и не проехать напрямик. Причем город не вытянут вдоль одной линии, как Миасс, а имеет очень сложную форму из-за того, что районы отделены друг от друга горами.

С востока над городом нависает Александровская сопка — одна из вершин Таганая высотой более километра. Сам Таганай считается красивейшим место Южного Урала, но в момент нашего приезда был скрыт облаками и дождем, поэтому фотографий не будет.

Со стороны Миасса находится так называемый Новый Златоуст, выросший вокруг оборонного Машзавода. Этот район считается наиболее благоустроенным и спокойным в городе, и действительно, контраст с центром Златоуста виден даже из окна машины.

Правда, архитектурой этот район очень беден. Но здесь мы с машины пересаживаемся на трамвай и едем вглубь Златоуста.

Златоустовский трамвай — одна из главных городских достопримечательностей. В городе действуют всего 2 маршрута, за номерами 1 и 3 — но каких! Соединяя горные районы, трамваи ходят то по берегу пруда, то у подножья скал, то по краю горы, то через лес, то через деревенские кварталы. Сами машины в основном очень старые и изношенные, что лишь добавляет колорит.

По дороге из Нового Златоуста в Старый. Вид из заднего окна:

Линия живописано петляет по кромке леса и карабкается на гору. Трамвай идет с грохотом и ощутимо раскачивается. Преодолев гору и незастроенный участок, въезжам в брежневские кварталы Старого, то есть собственно Златоуста. Здесь расположен автовокзал. И первое, что видишь, въехав в эту часть города — Башня.

Башня — это часовня-колокольня Святого Иоанна Златоуста, построенная в 2006 году. Ее высота — 54 метра, а в ее облике чувствуется янвый «ответ Невьянску». Построена башня была заводом «Стройтехника», и является частью поселка Красная горка.

Последний — явление в современной России вообще уникальное. Завод «Стройтехника» — предприятие достаточно успешное, занимается производством оборудования для строительной промышленности, которой идет даже на экспорт. И этот поселок — одна из самых интересных и ПРАВИЛЬНЫХ пиар-акций, которые только есть в современной России. Предприятие возвело коттеджный поселок «в швейцарском стиле» для своих сотрудников (причем, если верить экскурсоводу на башне — не только начальства), башню с часовней — для города, да еще и надо ли говорить, что в строительстве использовалась та самая стройтехника, которую производит завод.

Да, наверное, это все-таки скорее показная забота о людях, чем реальная… Но все же показная забота — это куда лучше, чем показное наплевательство.

В башне устроен небольшой музей, сувенирная лавка с местными сувенирами (в том числе декоративным златоустовским оружием — ведь в 18−19 веках металлургический завод Златоуста специализировался на холодном оружии), и две смотровые площадки на разных ярусах. Подъем с группой стоит 50 рублей, с башни хорошие виды на город.

Вид от подножья башни на брежневские районы по склонам Уреньги.

Виды с двух ярусов башни на Красную Горку:

В том числе интересное офисное здание со столовой наверху:

И виды на разные части Златоуста, увы, испорченнные дождем:

Улица 30-летия Победы, ведущая вдоль подножья Уреньги к Старому городу.

Промзона у подножья гор между Старым и Новым Златоустами:

Городской пруд. Оцените сложность устройства города. Мимо пруда в дальнюю часть города и лежит наш путь.

Пруд поближе. Виден мостик у подножья горы Косотур:

Вид через пруд на Александровскую сопку:

У пруда, с той стороны, откуда мы едем — интересное здание, надстроенный дореволюционный дом, за который красиво уходят рельсы.

Напротив — часовня на месте разрушенного собора. Собор этот, построенный в 18 веке, был прекрасным образцом классицизма и композиционным центром Златоуста. Но сохранился лишь на фотографиях Прокудина-Горского.

Трамвай на мосту через Ай. На заднем плане — завод «Булат» и Косотур. Обратите внимание на «пень» на склоне Косотура — это разобранная труба, которая, как считалось, сильно уродовла старый город. Собственно, к заводу примыкает главная площадь, от которой и начинаются кварталы старого города.

Трамвай идет по берегу пруда на фоне гор:

Или с другой стороны — на фоне Уреньги и брежневских зданий:

А вот — если посмотреть от пруда. Трамваи у подножья Косотура:

Здесь трамвайные пути и автодорога идут рядом по узкой полосе между скалистыми склонами и прудом. Вдоль склона и берега вытянута полоса изб, и этот район города отличается невероятным колоритом.

А рельсы очень красиво проходят и здесь. Два кадра сняты с одной точки:

Трамвай в деревне.

Трамвай в лесу.

Есть на Урале еще более экзотический трамвай в городе Волчанск на севере Свердловской области: город с 10-тысячным населением состоит из двух поселков на расстоянии 7 километров, а между ними — настоящий лес, и трамвай де факто является междугородним транспортом.

А между тем за Косотуром начинаются новые городские районы. Трамвай продолжает путь:

Центром этого района является железнодорожный вокзал, а въезд отмечает интересный объект — электровоз-памятник ВЛ-19.

В сущности, штука еще более экзотическая, чем паровозы-памятники. ВЛ-19, выпускавшийся в 1930-е годы, был первым советским серийным электровозом. Подробнее об этой машине можно прочесть в Википедии, а я в технике не специалист. Около памятника оборудован островок контактной сети, а наверху стоит современный храм.

Наконец, посреди брежневского района вдруг снова начинаются сталинки — это привокзальная площадь:

Сам вокзал позднесоветской постройки немного похож на вокзалы БАМа или Югорской магистрали.

Тайком сфотографировал платформу — хотя вообще-то в Челябинской области этого делать крайне не рекомендуется, надзор тут зверствует. Ведь вокруг всюду военные объекты и оборонные производства, а то, что у «предполагаемого противника» спутники есть, никого не волнует.

Живописная станция на фоне гор. Если вы въезжаете в Златоуст поездом — имеет смысл проделать тот же путь в обратном порядке. И с непременным заездом в Старый город, о котором и будет вторая часть.