Ворота в Азию, ч.12. Златоуст: вокзал и окрестности

От Башни перейдём к вокзалу Златоуста и окрестностям.

В этом горном месте со сложным рельефом исторический ход Транссиба опоясывает Златоуст тремя петлями, одна из которых чрезвычайно живописна и открывает чудесные картиночные виды на город. Тот, кто проезжал тут на поезде днём, скажем, из Москвы в Челябинск — меня поймёт. В этот раз покорить петлю мне снова не удалось, к сожалению, но зато я покажу снимки с вокзала, включая исторические. Вокзал в Златоусте построен далеко от исторического центра — по причинам сложного рельефа и приоритета оптимального прохождения железной дороги с наиболее безопасными уклонами.

Вокзал Златоуст

Железная дорога пришла сюда в 1889 г., как конечный пункт Самаро-Златоустовской ж. д. Однако Златоуст не был начальной точкой Великого Сибирского пути. В 1890 г. протянули дорогу далее, на Миасс; а от Миасса — к Челябинску. Тем не менее до 1929 г. Златоуст находился на основном ходу Транссибирской магистрали и тут проходило большинство курьерских и скорых поездов на Иркутск, Маньчжурию, Харбин и Владивосток.

Вокзал раньше был вот такой (кривоватый скан из Путеводителя по В. С. Пути 1905 г.).

А вот государь анпиратор Николай Вторый, ныне канонизированный, на перроне Златоустовского вокзала обходит строй почётного караула и всеподданнейшую депутацию жителей города. Фото от 30 июня 1904 г.

Современный большой вокзал выполнен в стиле любимой эпохи камрада darriuss и построен, видимо, в начале или середине 1980-х.

Очень симпатичны в нём внутренние объёмы, оцените. На мой взгляд, решено гармонично и изящно.

А вот внутренность снизу. Все четыре снимка выполнялись с большим риском, т. к. по вокзалу летала синяя птица-тройка из ЛОВД (вон она, в правом уголке тусуется). Хорошо, что на камере есть поворотный экран!

Интересные росписи советской эпохи, но заснял только фрагменты. А надо бы все запечатлеть — мало ли…

Вот ещё фрагмент.

А вот так вокзал выглядит со стороны железной дороги. Выстроен он на месте старого.

Взгляд с платформы вперёд, на восток. Вокзал — справа позади меня, не виден. Линия поворачивает на юг.

То же самое направление схёмки, но позади, на горе — ровно 100 лет назад, на снимке Прокудина-Горского. Я стою около вокзала (он слева от путей) в районе тогдашнего второго пути (предыдущий снимок). Посмотрите, и поворот линии, и сопки (в мой снимок попала центральная из них) — всё то же самое. Только погоду он отловил шикарную.

Дом ровно напротив вокзала, и памятник Бушуеву, оружейнику, который златоустовскую гравюру на стали придумал.

А это — сталинский дом немного правее предыдущего. Дальше уже идут неинтересные хрущёвки.

Теперь подымемся чуть выше от вокзала, где проходит трамвайный путь. Там стоит уникальный памятник — первый уральский электровоз ВЛ19, который вышел в свой первый рейс 2 ноября 1945 года.

Композиция интересна ещё и тем, что выполнена полно — со столбами, смонтированной контактной сетью и даже светофором.

Вид спереди.

Памятная табличка.

Колесо.

Ещё один ракурс.

А это мы вышли наверх и камрад vedmed1969 стоит на трамвайном пути, ведущем в центр.

Но о брутальном лесном трамвае Златоуста — следующая часть.

Экспедиция «Ворота в Азию — 2009», полное содержание

Продолжение следует.

Похожие статьи

Прогулка по Златоусту
По уральским ЗАТО. День четвёртый. П/л "Берёзка" - Златоуст - оз. Тургояк - Миасс - оз. Теренкуль
Златоуст. Часть 1: по трамвайным рельсам (2009)
Златоуст. Часть 2: Старый город(2009)
Златоуст в фотографиях
Златоуст 100 лет назад
Прогулка по Таганаю и городу Златоуст
Что посмотреть в Златоусте

Вы в Златоусте и вам некуда пойти? Вот список самых впечатляющих мест, которые нельзя пропустить!