ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ». Проект ZAVODFOTO.RU

Игорь Ягубков (http://zavodfoto.ru/) , 05.09.2015 (809 дней назад)

Война — двигатель прогресса. В этом нас лишний раз убеждает история автомобильного завода «Урал». В конце 1941 г. в небольшом городке Миасс в Челябинской области открылось предприятие по производству запчастей для фронтовых грузовиков. Оно создавалось на мощностях эвакуированного из Ульяновска автозавода им. Сталина, который ранее тоже был перенесен туда из Москвы. Круглые сутки на морозе рабочие монтировали оборудование, и уже в марте 1942 г. в Миассе заработал первый цех. Позже было решено, что здесь будут выпускаться не только детали, но и сами автомобили.

«Град на Урале»

Первая «трехтонка» ЗИС-5 В сошла с конвейера в июле 1944 г. В течение следующего года завод произвел 6800 машин, то есть каждый день — более 18 грузовиков.

В послевоенный период «Урал» удовлетворял высокие потребности страны в специализированных автомобилях. На основе ЗИС-5М производились самосвалы, мусоровозы, поливочные и пожарные машины.

В 1958 г. в Миассе приступили к выпуску модели ЗИС-355М, что совпало с освоением целинных земель. Новый автомобиль поставлялся в основном в Казахстан, Сибирь и на Дальний Восток, где в условиях бездорожья и сурового климата зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый грузовик. За 7 лет было выпущено более 190 тыс. 355 М. При непрерывной работе предприятия производство одной такой машины занимало чуть более 20 минут.

В начале 60-х годов был запущен в производство знаменитый Урал-375, предназначенный для транспортировки войск и грузов. Этот автомобиль и сегодня используется в качестве шасси для систем залпового огня «Град». К началу 1979 г. появились опытные образцы Урал-43201 для использования в условиях Крайнего Севера. В 1981 г. произведена первая партия транспортера Урал-5920, обладающего высокой проходимостью по тяжелому бездорожью (болотистая местность или снежные завалы). 21 февраля 1986 г. завод «Урал» выпустил свой миллионный автомобиль.

В неспокойные 90-е годы предприятие пережило сложную ситуацию. Роковая шестилетка 1992−1998 гг. оказалась самой неудачной в его истории. Если в 1991 г. было собрано 31371 машин, то в 1998 г. — лишь 2489. Производство катастрофически снизилось в 12,6 раз. Чтобы выстоять, заводу пришлось осваивать выпуск непрофильной продукции: запчастей для «легковушек», огородного инвентаря и даже мебели. В 1998 г. он прошел болезненную процедуру банкротства.

Возвращение вездеходов в строй

Новая страница в истории «Урала» началась в 2001 г., когда предприятие стало полностью негосударственным и вошло в состав машиностроительного холдинга «РусПромАвто». До этого в реконструкцию и техническое перевооружение был вложен 1 млрд рублей. С 2003 г. начался рост производства со среднегодовым темпом в 30%. В 2004 г. внедрена новая система сборки, благодаря которой эффективность труда повысилась в 2 раза, а затраты сократились втрое.

В ноябре 2005 г. с главного конвейера сошел грузовик нового дорожного семейства — самосвал Урал-63685, предназначенный для перевозки щебня, песка и другой насыпи. Также стал выпускаться седельный тягач Урал-63674 — машина для дальнобойщиков, способная буксировать полуприцеп массой до 34,5 тонн. Он был признан лучшим грузовиком в одной из номинаций Московского международного автосалона-2006.

В середине нулевых по заказу нефтедобывающей отрасли на «Урале» спроектированы и изготовлены спецвахтовые автобусы, а для Министерства обороны — серия бронированных автомобилей.

В 2008 г. общий выпуск доведен до 15 158 единиц, при этом доля экспортных поставок составила порядка 10%, однако мировой финансовый кризис подкосил работу предприятия. В 2009 г. производство вновь упало, конечно, не столь катастрофически, как 11 лет назад, но тоже ощутимо — до 6334 машин. Впрочем, уже в следующем году благодаря поддержке федеральной власти ситуацию удалось существенно выправить. В 2010 г. завод выпустил 9,4 тыс. автомобилей, а в 2011 г. — уже 11,7 тыс.

В настоящее время на «Урале» трудятся 13,8 тыс. человек. Территория предприятия составляет более 300 гектаров, что в 48 раз превосходит площадь всех выставочных залов Государственного Эрмитажа. Автомобили марки «Урал» состоят на вооружении армий 40 стран мира. Высокая проходимость, надежность и простота обслуживания сделали миасские грузовики незаменимой техникой в труднопроходимых районах. Среди основных заказчиков завода — крупные нефтегазодобывающие компании, строительные организации, Министерство обороны, МВД и МЧС.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

Видео о предприятии: