Яма… Ново-Черемшанский никелевый карьер в Челябинской области

Сергей Лахардов (http://photo-and-travels.ru/) , 09.05.2016 (3120 дней назад)

Давно уже собирался съездить в тур выходного дня сфотографировать Черемшанские карьеры в окрестностях города Верхний Уфалей.

На заметке у меня еще стоит сделать фотографии огромного мраморного карьера в поселке Коелга (ударение на букву «о»). Но уж очень далеко от Екатеринбурга располагается ЗАО «Коелгамрамор» — 311 километров, южнее Челябинска. Хотя, если вы решите посмотреть Коркинский угольный разрез, самый глубокий в Европе и Азии, то вам будет по пути.

Почитал отчеты других туристов в Интернете, обнаружил, что в Свердловской области, совсем недалеко от столицы Среднего Урала (в 65-ти километрах в сторону города Полевской), тоже есть впечатляющий Мраморский карьер в селе Мраморское. Если посмотреть на карту, то видим, что расположена эта антропогенная достопримечательность по пути к Черемшанским карьерам, т. е. в одном походе выходного дня можно объединить два урбан-трипа.

1. Карта расположение интересных мест в Свердловской и, частично, в Челябинской области. Схема проезда к Ново-Черемшанскому никелевому карьеру и Мраморскому карьеру по добыче мрамора.

1. Карта расположения интересных мест в Свердловской и, частично, в Челябинской области. Схема проезда к Ново-Черемшанскому никелевому карьеру и Мраморскому карьеру по добыче мрамора.

Пока готовил схему проезда, решил на карте обозначить и другие интересные места, описанные в разделе «Походы выходного дня» на сайте.

  • Мраморный карьер в селе Мраморское (другое название Веселовский карьер).
  • Черемшанские никелевые карьеры.
  • Щебеночный карьер в поселке Изоплит в Екатеринбурге (размеры 530*400 метров).
  • Асбестовый карьер в городе Асбест Свердловской области (11.02.50.325 км).
  • Заброшенный тальковый карьер «Старая линза» в поселке Шабровский в Екатеринбурге.
  • Затопленный карьер Тальков камень и природный парк «Бажовские места».
  • Гора Волчиха высотой 526 метров над уровнем моря.
  • Скалы Чёртово городище рядом с поселком Исеть.
  • Музей военной техники «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма.
  • Порог Ревун на реке Исеть в селе Бекленищева.
  • Скалы Исетский каньон в городе Каменск-Уральский.
  • Гора Золотая в городе Карабаш Челябинской области.
  • Национальный парк Таганай.
  • Национальный Зюраткуль.
  • Горы Башкирии на окраине города Белорецк — Малиновая и Ялангас.
  • Глубочайший в Евразии угольный разрез в поселке Коркино (глубина 500 метров).

Что же, вернемся к рассказу про автомобильный тур к Мраморскому и Ново-Черемшанскому карьерам. Мне хотелось фотографировать при режимном свете. По расчётам, поездка должна была занять такое время: 2 часа — добираться до села Мраморское, 1 час на съемки, 2 часа — путешествие до карьера Черемшанский, 1 час на фотографирование. Итого — 6 часов. На сайте Suncal cможно посмотреть направление солнечных лучей в определенное время дня, момент начала и окончания утренних и вечерних сумерек, заката и рассвета. По его данным солнце должно было зайти за горизонт в 21:30, то есть, из дому выезжаем в 15:30.

Трасса Екатеринбург — Полевской в любое время года забита машинами, поэтому приехал с опозданием.

Месторождение мрамора в Мраморском разрабатывают с 18-го века, а нашли его в 1730 годы рудознатцы Бабин Степан и Петр. Размеры карьера 350*190 метров. Судя по фотографиям из отчетов туристов, в солнечный день место выглядит впечатляюще: белая чаша в окружении изумрудного ожерелья уральской тайги.

Но сегодня фото карьера Мраморский мы не увидим, так как я его не нашел! Кхе-кхе… Вбил в навигатор координаты GPS, оказалось, что они относятся не к каменоломне, а к селу. Здесь покружил, дорога перекрыта шлагбаумом. Есть грунтовка в лес, но перед моим приездом прошла гроза и я, вместе с машиной, чуть не остался там ночевать — развезло…

Можно было попробовать оставить машину и пройти пешком. Но расстояние — около 3.5 километров, не успеешь тогда попасть в Ново-Черемшанский карьер, а он был моей приоритетной целью.

Если ввести координаты GPS именно карьера (56.580379, 60.429153), то тётенька из навигатора предлагает сделать крюк 57 километров, вернувшись в деревню Косой Брод, город Полевской и повернув с трассы в сторону села Раскуиха. Там, упершись в Мраморское, не заезжаем в него, а поворачиваем влево, к карьеру.

В общем, считайте, что сегодня был анонс будущего фоторепортажа о добыче мрамора в Свердловской области.

2. В старинном селе Мраморское добывают мрамор с давних лет

2. В старинном селе Мраморское добывают мрамор с давних лет (камера Nikon D610, объектив Nikkor 24−70/2.8, полярик Hoya H. D. Circular-PL, съемка с рук; настройки: ИСО 200, фокусное 27 мм, диафрагма f/8.0, выдержка 1/125 секунды)

Вечером будет баня... Село Мраморское.

Вечером будет баня… Село Мраморское. Снято через ветровое стекло. (200, 60, 8.0, 1/80)

Затем я совершил еще одну ошибку, которую не советую повторять тем, кто решит устроить себе тур выходного дня из Екатеринбурга на машине: поехал в Верхний Уфалей через город Полевской, село Полдневая и озеро Иткуль. Это только в Гугл-Картах там обозначена асфальтовая дорога. А на самом деле ее нет! Видимо, в советское время нам не сообщали, что этот участок подвергся ковровым бомбардировкам американскими ВВС и его не стали восстанавливать — средняя скорость передвижения 40 км/час с высокой вероятностью оставить колеса в выбоине…

Координаты GPS карьера Ново-Черемшанский, которые я нашел в Интернете: 56.125562, 60.306387. Только вот беда — в пяти километрах от конечной цели пропала связь, навигатор отключился. И доехать до него я не смог.

Свернул в том направления, в котором навигатор предлагал поехать в последний раз — попал на «мраморные россыпи» и уперся в тупик: до конца маршрута 2,5 километра, впереди — тайга. Слева — огромная, метров 100 высотой, насыпь. Попробовал объехать ее с другой стороны, поскольку решил, что карьер — в ней (обычно они располагаются в таких отвалах). Забрался в какую-то дичайшую глушь, намерился карабкаться наверх…

Жаль, не писатель я, чтобы нарисовать сейчас ту картину, что видел, поднимаясь на эту «гору». Представьте, отвалы камней, почти отвесная (уклон — градусов 70−80) стена, поросшая редкими сосенками и березками, наверное — табуны энцефалитных клещей… Зато вид какой завораживающий открывается! Прямо внизу — обширные болота с черной, как деготь водой, в которой отражается вечернее небо. Вдали — невысокие горы. И тайга вокруг… Вечером на многие километры разносится пение птиц. Ни одной человеческой души вокруг не заметно. Кажется, сейчас из зарослей рогоза и камыша выйдет медведь или лось…

Наверху оказались насыпи огромных валунов, какая-то заброшенная дорога (видно, что ездили самосвалы в былые времена), но карьера не оказалось. Навигатор на минутку ожил и показал, что, если пройти сквозь густой подлесок 2.8 километра, то можно добраться до карьера. Но на дворе уже 20:40 вечера, до заката не успеваю, да и не хочется машину оставлять где-то в болотах. И если навигатор умрет (еще и зарядки 20% осталось), то могу не найти свою ласточку…

Похожая оказия свершилась, когда мы год назад приехали в первый раз в поход на скалы Аракульский шихан. Походили 2,5 часа по тайге, увидели ее вершину где-то вдали, но подобраться ближе не смогли. Только осенью я приехал туда во второй раз и, наконец, забрался. Придется и сейчас, не солоно хлебавши, возвращаться домой…

Подошел к черному болоту, сфотографировал такой вот узорчик на воде. Как еще Водяной оттуда не выскочил!

3. У Ново-Черемшанского карьера. Родные пенаты Водяного...

3. У Ново-Черемшанского карьера. Родные пенаты Водяного… (400, 70, 8.0, 1/80)

…И поехал обратно в Екатеринбург. Вдруг, скорее почувствовал, чем увидел, что справа — пустота. Наверное, и есть карьер. Оставил машину здесь вот по этим GPS координатам: 56.114792, 60.309403. Дорога в колдобинах, разбитая самосвалами, но доехать на автомобиле, наверное, можно. Правда, если пойдет дождь — забудьте о своем средстве передвижения.

Прошел 700 метров. Вот оно, рукотворное чудо природы!

4. Ново-Черемшанский никелевый карьер - яма 250 метров в глубину. HDR (фотоаппарат Nikon D610, широкоугольный объектив Samyang 14/2.8, три кадра)

4. Ново-Черемшанский никелевый карьер — яма 250 метров в глубину. HDR (фотоаппарат Nikon D610, широкоугольный объектив Samyang 14/2.8, три кадра)

Месторождение никелевых руд здесь открыли попутно. Основной целью была железная руда, которую искали на Черемшанской горе. В 1912 и 1913 годах обнаружены два богатейших на Урале месторождения никеля. В 1933 году в городе Верхний Уфалей построили никелевый завод. Сырье для него брали с двух карьеров Ново-Чермшанского и Старо-Черемшанского (имеет овальную форму, не так впечатляет, как первый, поэтому не стал до него добираться).

Ново-Черемшанский карьер по форме напоминает букву «H», если смотреть на него в Гугл-Картах. Фотография, да еще снятая на широкоугольный объектив, не передает тех впечатлений, чувств, которые ты испытываешь стоя на краю этой грандиозной ямы. Диаметр чаши 1.5 километра. У стадиона для проведения международных соревнований по футболу размеры 110*75 метров, т. е. на площади каменоломни могли разместиться 22 спортивных сооружения. Глубина — 250 метров, т. е. небоскреб высотой 83 этажа спокойно спрятался бы в этом углублении.

Добычу никеля прекратили в 1988 году. По некоторым данным, глубина озера составляет 100 метров. Вода очень прозрачна с видимостью 5−15 метров, поэтому Черемшанские карьеры популярны у дайверов, которые говорят, что дно усеяно затопленными деревьями и формациями, похожими на кораллы.

В момент съемки солнце зашло уже за горизонт. Смысла искать другие точки съемки не было, скоро стемнеет. Покажу пару кадров в попытке передать масштабы этого сооружения и закончу отчет.

5. Циклопические размеры Черемшанского никелевого карьера. Найди два столба. (100, ФР-48, 9.0, 1/10, объектив Nikkor 24-70/2.8)

5. Циклопические размеры Черемшанского никелевого карьера. Найди два столба. (100, ФР-48, 9.0, 1/10, объектив Nikkor 24−70/2.8)

Найдите два столба линии электропередач на фото, чтобы понять, насколько глубок Ново-Черемшанский карьер.

Каждая ступенька имеет где-то 10 метров в высоту или больше.

6. Террасы никелевого карьера Ново-Черемшанский (Nikkor 24-70, 100, 55, 9.0, 1/10)

6. Террасы никелевого карьера Ново-Черемшанский (Nikkor 24−70, 100, 55, 9.0, 1/10)

7. Ново-Черемшанский никелевый карьер. Оцените высоту каждой ступени (телевик Никкор 70-300, настройки: 100, 110 мм, 10.0, 0.4 секунды)

7. Ново-Черемшанский никелевый карьер. Оцените высоту каждой ступени (телевик Никкор 70−300, настройки: 100, 110 мм, 10.0, 0.4 секунды)

Думаю, в таком колоритном месте можно было бы снимать фильм о высадке землян на поверхность экзотической планеты, заселенной ужасными монстрами.

8. Достопримечательности Челябинской области. Черемшанские карьеры. Декорации к фильму о высадке на чужую планету (полнокадровый фотоаппарат Nikon D610, ширик Samayng 14/2.8, фото - HDR из трех кадров)

8. Достопримечательности Челябинской области. Черемшанские карьеры. Декорации к фильму о высадке на чужую планету (полнокадровый фотоаппарат Nikon D610, ширик Samayng 14/2.8, фото — HDR из трех кадров)

К слову, если интересно, кадры сняты вот с этой точки: 56.120194, 60.301928. В данном отчете фотографии №… — HDR из трех снимков с разной экспозиции. При съемке использовался карбоновый штатив SiruiT-2204Xс головкой G-20KX. Почему снимал ХДР? Поскольку пару лет назад, еще с камерой Nikon D5100 KIT 18−55 я отправился фотографировать щебеночный карьер в Изоплите на окраине Екатеринбурга. Земля освещена хуже, чем небо — трудно уложиться в динамический диапазон матрицы фотоаппарата.

9. Щебеночный карьер на окраине поселка Изоплит в Екатеринбурге (кропнутая зеркалка Nikon D5100, объектив AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G, выдержка 1/100 сек, приоритет диафрагмы, апертура f/9, фокусное расстояние 22 мм, ИСО 100)

9. Щебеночный карьер на окраине поселка Изоплит в Екатеринбурге (кропнутая зеркалка Nikon D5100, объектив AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18−55mm f/3.5−5.6G, выдержка 1/100 сек, приоритет диафрагмы, апертура f/9, фокусное расстояние 22 мм, ИСО 100)

Когда меня спрашивают, стоило ли переходить на полный кадр, я обычно отвечаю, что кроме впечатляющих характеристик матрицы (динамический диапазон, глубина цвета, высокие рабочие ISO), мне нужны были еще геометрические характеристики. У полнокадровой камеры Nikon D610 — совершенно другая геометрия рисунка, поскольку мы подходим ближе к объекту съёмок. Вот в примере с Ново-Черемшанским карьером, представьте, как выглядел бы снимок, если бы пришлось фотографировать на кропнутую матрицу фотоаппарата Nikon D5100. Что вошло бы в кадр, если высоту и ширину его уменьшить на треть?

10. Ново-черемшанский никелевый карьер. Яма (Никон Д610, Самъянг 14/2.8, ХДР-фотография)

10. Ново-черемшанский никелевый карьер. Яма (Никон Д610, Самъянг 14/2.8, ХДР-фотография)

11. Старый карьер по добыче никеля в Челябинской области. Если съехать по этой горочке вниз, назад не выберешься... (полнокадровая зеркалка Nikon D610, ширик Samyang 14/2.8, HDR из трех снимков)

11. Старый карьер по добыче никеля в Челябинской области. Если съехать по этой горочке вниз, назад не выберешься… (полнокадровая зеркалка Nikon D610, ширик Samyang 14/2.8, HDR из трех снимков)

Данный рассказ у меня занесен в раздел «Походы выходного дня». Думаю, если просто проехать 120 километров из Екатеринбурга или 190 километров — из Челябинска, то может оказаться и не так интересно (в смысле, полчаса постоял и возвращайся). Но, во-первых, вокруг располагаются десятки живописнейших озер, куда можно приехать с палаткой. Во-вторых, в 36-ти километрах — еще одна достопримечательность, достойная организации похода выходного дня: гора Аракульский шихан, о которой я рассказывал прошлой осенью. Если совместить посещение этих двух мест в одну экскурсию, получится увлекательный тур выходного дня на автомобиле.

Похожие статьи

Черемшанский рудник

Первые рудники, давшие стране никель! Вековая история разработки крупнейших на Урале никелевых месторождений. Сколько же руды "съел" Уфалейникель за все годы своего существования?

Тренировочный Таганай

... и не только! Дымящий город Карабаш, Вишневые горы, райский уголок на Каолиновом карьере и никелевые рудники - 5 дней в одном рассказе. Отправляемся в путь!