Нязепетровск железнодорожный

toshishiro (http://toshishiro.livejournal.com/) , 16.09.2014 (3722 дня назад)

Бывает, возвращаюсь из дальней поездки на поезде или авто, вглядываюсь в пейзажи за окном, а там широкая, просторная равнина понемногу скрывется, под самым носом вырастает лес, скалистые утёсы напрочь закрывают обзор, природа становится всё более суровой. Но мне всё веселее и веселее: ну да, Урал, здесь вам не равнина, здесь климат иной… И вот начинают встречаться машины с 74-ым номером, и охватывает приятное чувство спокойствия и уюта: «Ну всё, я дома». До Екатеринбурга ещё ехать и ехать, но я уже на родине. Отсюда родом мой отец, здесь живут друзья, родственники. Когда-то каждое лето проводили на челябинских озёрах. И сколько челябинских студентов учится в Екатеринбурге, а свердловских в Челябинске. Да это даже не южная соседка, а практически сестра! И история у нас общая: горнозаводской край, гражданская война, индустриализация, кузница победы, «усталые города», экологические бедствия, рейдерские захваты, «инновации»…

Есть в Челябинской области один маленький городок, который по-особому близок. Зовётся он Нязепетровск. Когда говорю, всегда кто-нибудь переспрашивает: «Как, как? Днепропетровск?» Нет, город во всех смыслах далёк от украинского промышленного гиганта. У Нязепетровска заводская история, типичная для многих городов Свердловской области, ведь и расположен-то он у границы регионов. Это самый старый город-завод в Челябинской области, но он моложе многих свердловских. Завод основан в 1747 году нижегородским купцом Петром Осокиным на месте слияния рек Нязя и Уфа. Добро на строительство давала уже Елизавета Петровна. У завода непростая судьба, он чуть ли не с основания — на грани закрытия. Вот и сам город давно уже висит на волоске, а жители его привыкли за 270 лет к перманентному кризису. Про завод расскажу в следующий раз, а сегодняшняя история — про второе градообразующее предприятие города, ныне почти почившее — про железную дорогу и железнодорожный район. Вкратце про городок и железную дорогу рассказывал когда-то ФотоохотникЖД. И фотографии там на порядок лучше. Я же опять снимал «от бедра» галопом по европам. Так что приготовьтесь, будет укачивать.

4.JPG

Город Нязепетровск, будучи не слишком крупным по населению, здорово разбросан. А всё из-за железнодорожной станции, оказавшейся на приличном расстоянии от завода при строительстве Западно-Уральской железной дороги. Дорога эта (от Бердяуша до Дружинино) была построена в 1912—1916 гг. по инициативе этого-нашего-всё Д. И. Менделеева для связи бакальских рудников с потребителем — заводами Среднего Урала. В советское время появился Магнитогорск, и бакальская руда пошла туда. А Западно-Уральская железная дорога стала этакой второстепенной перемычкой между историческим и новым Транссибом. Сейчас часть ЗУЖД относится к Свердловской железной дороге, а часть — к Южно-Уральской. И участок этот довольно глухой, сродни какой-нибудь архаичной узкоколейке. Полвека назад его хотели полностью электрифицировать, а сейчас думают закрывать. СВЖД давно забила на свой Михайловский Завод, теперь после Дружинино жизни практически нет. Бердяушское направление у ЮУЖД — не лучше.

1.
2.JPG

Ранее по этому участку ходил пассажирский поезд «Чусовская — Бакал» (+ прицепной вагон до Челябинска) и пригородный «Бердяуш-Дружинино». Утром в день железнодорожника единственный пассажирский поезд на платформе торжественно встречал и провожал духовой оркестр станции Нязепетровск. А после этого начинались народные гуляния на лугу по ту сторону путей. Сейчас, само собой, нет уже ни ПДС, ни пригородного, ни народных гуляний. Однако, практически не используемое деревянное здание вокзала вылизали и упаковали в сайдинг перед объездом хозяина дороги — он, как и его коллеги с других дорог, главный специалист по сайдингу, покраске и широкому применению языков.

2. Вот и редкий путник. Но не пассажирский, а путеизмеритель, ведомый ЧМЭ3−5099.

3.JPG

3. Южное направление, на Бердяуш. Станция и большая часть посёлка находятся по левую сторону.

5.JPG

4. Северное направление, на Дружинино. Здесь же подходят подъездные пути с литейно-механического завода.

6.JPG

5. За вокзалом расположена небольшая «привокзальная площадь» — связь железнодорожного района с собственно городом, т. к. отсюда до центра ходит регулярный автобус, едва ли не единственный транспортный городской маршрут. На снимке как раз местный исполнитель роли Харона — ПАЗ-3205, в ожидании пассажиров. Как я уже говорил, город довольно разбросан, дойти пешком до центра — путь не близкий. Минут 30−40.

7.JPG

И сразу на этом фото мы видим местный колорит — город расположен на сильно пересечённой местности, улочки представляют собой бесконечную череду крутых подъёмов и спусков, а их направление и даже расположение отдельных домов часто обусловлены рельефом. На фото редкий для этой части города многоквартирный кирпичный дом. Здесь они исключительно одно- и двухэтажные. Типовым малоэтажкам станции Нязепетровск посвящён отдельный пост. А мы пока продолжим осмотр собственно железнодорожной части.

6. Дальше начинается территория депо и прочих жд служб. Вот эта хозпостройка (склад МТР) смахивает на дореволюционную. Идиллическая картина с газончиком и развалившимися в тенёчке праздными коровами смотрится даже как-то по-европейски.

8.JPG

7. Хозпостройка располагается неподалёку от массивного здания локомотивного депо, скорее всего они ровесники. Надо отдать должное железной дороге — у них нет понятия «глушь» — начальник дороги может прикатить в любую «глушь», и это будет стоить кому-нибудь работы. Поэтому внешний лоск, включая пластиковые окна, наведён даже здесь.

9.JPG

8.
10.JPG

9.
11.JPG

10. Неподалёку от депо под сенью деревьев стоит аккуратненький памятник погибшим в ВОВ. На плитах, по-видимому, перечислены фамилии только нязепетровцев-железнодорожников.

12.JPG

11. В контексте памятника натуральная лестница Иакова, расположенная напротив, приобретает мистический смысл.

13.JPG

12. К югу от депо за забором расположена паровозная зона. Ещё лет 20 назад здесь ждали своего часа заснувшие чернобокие машины — стратегический резерв нашей Родины на всякий пожарный. Они не считали себя списанными, ведь паровоз, как прижмёт, можно хоть дровами топить, а эти ваши капризные дизели… Но они стояли слишком долго и в конце концов пошли на металлолом (тем более, что в 90-е было не до стратегических резервов). Сейчас здесь с грустью ждёт своей участи одинокий ВЛ10−1516, списанный год назад в Златоусте.

14.JPG

13. В лучшие годы население Нязепетровска достигало 20 тыс. человек, сейчас же всего 13 тыс., поэтому районный центр числится муниципальным образованием, а не городом. Железнодорожная же его часть и вовсе стопроцентная деревня.

15.JPG

14. Улица Кутасова, уходит дальше на юг. По дороге, начинающейся за Кутасова, можно попасть в близлежащие посёлки — Ураимские Томилки и Ункурду.

16.JPG

Задумчиво теперь смотрят нязепетровцы в том направлении. Нязепетровск пострадал сильнее всех остальных городов Челябинской области в 2009 году — безработица достигла рекордных 20%. В моногороде с полумёртвым предприятием это неудивительно. Правительство области озаботилось диверсификацией производста, и стали много говорить о Суроямском горно-металлургическом комбинате, который может появиться в районе станции Ураим под Нязепетровском. Нашлись инвесторы, зашевелились москвичи — оказалось, суроямское месторождение богато титаномагнетитовыми рудами.

Потом началась запутанная возня, за которой сложно уследить. Кто будет инвестировать? Ещё в 2007 году проектом занялись британцы, через два года бросили. В 2012 году им занялись уже другие британцы, а в мае 2014 нарисовались наши новые генеральные во всём партнёры — Китай. Как добывать? Для обработки руды не хватает технологий — то руду сравнивают с качканарской и думают перенимать опыт Качканарского ГОКа, то за уникальными технологями бездоменной выплавки чугуна обращаются к японцам. Кому продавать? Британцы хотели добывать титан, соответственно продавать его скорее всего в Верхнюю Салду. Сейчас же месторождение уже практически как своё рассматривает Магнитогорский металлургический комбинат, хотя содержание железа в руде довольно низкое — около 14%. Главная интрига — геологоразведочные работы 2013 года, по результату которых не позднее 2014 года должна решиться судьба месторождения. Затаили дыхание в Магнитогорске и в Челябинске, в Верхней Салде и в Нижнем Тагиле, в Москве и в Лондоне, и только нязепетровцы с сомнением чешут в затылке: уж сколько нам всего обещали, а вон — поликлинику и ту закрыли. За долгие годы они привыкли жаловаться на бедственную экономику района и с ироничной усмешкой, как следствие и в противовес, утешаться прекрасной экологией. Теперь им обещают поменять одно на другое, а они уже сомневаются — а может и правда экология-то лучше? А мы уж как-нибудь проживём, не привыкать…

Мы пока оставим мир больших цифр и кошельков и посмотрим на улочку — типичную для Нязепетровска, тихую и сплошь деревянную. Кто бы мог подумать, что даже здесь, за заросшими палисадниками, и в наше время разыгрываются драмы не хуже шекспировских.

К памятнику в центре подойдём поближе.

15. Иван Прокопьевич Кутасов — один из тех беспокойных нязепетровцев со взором горящим, коих за чересчур активную гражданскую позицию расстреляли после взятия города колчаковцы в 1919 году. Раньше из верхушки обелиска торчал чёрный штык. Потом его кто-то отломал и прибрал.

17.JPG

16. Паркетный завод (вернее, паркетный цех Нязепетровского леспромхоза) был основан в 1980 году, но к перестройке на проектную мощность выйти так и не успел. Благородная берёзка, бывшая основным сырьём для паркета, в 1990-е стала не нужна, а сосны не хватало. Паркетный цех стал производить реечки, швабры и колышки для подвязывания томатов. Сейчас в Нязепетровске лесообработка не слишком развита, а вот лесозаготовка стала одним из основных промыслов. Вот и паркетный цех, насколько знаю, превратился в банальную лесопилку. На переднем плане — бункер для опилок, раньше их было два.

18.JPG

17. Здесь вы, конечно, можете посмеяться и сами придумать смешную подпись, но мне отчего-то смешнее вот это

19.JPG

18. Теперь пойдём в центр посёлка. Вот площадка при поселковом садике брежневских времён:

31.JPG

Садик как садик. Функционально и мило, особенно по сравнению с этим спартанским спортивно-игровым загоном посреди улицы:

19.

32.JPG

20. Не столь любопытен дом, сколь наклок его дворовых построек. Сараи и туалет будто хорохорятся друг перед другом.

38.JPG

21. Кстати, насчёт сараев. Во многих дворах присутствует специальная деревянная хозпостройка на несколько отсеков с отдельными дверями. Компенсация отсутствия амбара.

39.JPG

22. Вы, конечно, заметили декор на предыдущем фото. Вот он поближе. Между прочим, декор «типовой». Я его в нескольких дворах встречал.

40.JPG

23. Чувствуется, что район железнодорожный. Настоящий железнодорожник и не такие штуки в хозяйстве умеет пристраивать.

45.JPG

24. Кстати, о железнодорожниках. Вот так в Нязепетровске обустроились путейцы. Железнодорожный порядок трогательно утопает в сирени и яблонях. Слева, с торца здания раньше был вход в жилые покои самого П. Ч. Возможно, здание до сих пор двойного назначения.

48.JPG

25. Некоторые предпочитают дешёвый и сердитый сайдинг. Зато круглый год. Это бывшая станция скорой помощи.

49.JPG

26. Вот этот замечательный довоенный домик — железнодорожный узел связи. Вы не поверите, но здание заброшено. В нём произвели хороший капитальный ремонт и после этого неожиданно переселили связистов в другое помещение — поближе к станции.

50.JPG





51.JPG

28. Осиротевший пристрой — аптека, сейчас закрыта, как неокупаемая (ближайшая теперь за несколько километров — в городе). И ждёт её, видимо, та же судьба, что постигла поликлинику, к которой она была пристроена.

DSC06185.JPG

29. Удивительно, но самое скучное здание во всей округе — детская школа искусств.

53.JPG

30. Местный магазинчик. В объектив попался магазин с завлекательным названием «Фортуна», но вообще-то чаще всего в Нязепетровске встречаются магазины с не менее многообещающим названием «Сказка».

54.JPG

31. Мы выходим к центру жд посёлка — центр общественной жизни здесь называется «пятачком». Прямо по центру — довоенное здание клуба. На здании памятная доска: «В этом здании в 1941 г. размещался штаб 65 бригады морской пехоты, состав которой пополнился коммунистами и комсомольцами Нязепетровского района, добровольно вступившими в её ряды». Бригада нязепетровского формирования потеряла почти половину личного состава в не слишком удачной Медвежьегорской наступательной операции 1942 года. Должно быть, их фамилии были и на том обелиске, что мы видели у станции.

55.JPG

Кроме того, в годы войны нязепетровцы производили на своём заводе морские мины, в здании школы № 1 организовали эвакогоспиталь (№ 3878), а также скинулись на боевой самолёт. К сожалению, не смог выяснить — что за машина и где воевала.

32. Налево от «пятачка» — спортивный клуб с предсказуемым названием.

56.JPG

33. Тест на арифметику: сколько команд может одновременно играть в футбол на поле «Локомотива»? А если ещё и мяч один…

57.JPG

34. Направо от «пятачка». Почта России прячется в кустах.

58.JPG

35. Герман Греф ждёт вас там, где вы его совсем не ждёте

59.JPG

36. Живописная водонапорная башня

60.JPG

37. Мы подошли к школе № 27 — несмотря на номер, это одна из всего трёх действующих школ Нязепетровска. Расположена на улице Ползунова. Это позднесоветское здание школы с главным входом.

61.JPG

38. А пристроено оно к довоенному зданию:

62.JPG

39. Любопытная роспись задней стены школьного спортзала, мотивирующая детей на приобщение к спорту.

63.jpg

Уолт Дисней — Союзмультфильм 2:2. Кенгуру (или лисёнок?) мог склонить чашу весов в чью-то пользу, но остался неопознанным.

40. Перспектива одной из улочек

64.JPG

41. В прошлый раз мы уделили много внимания квартирным домам. Но большая часть посёлка — частные домики, как правило пятистенки со двором кошелем. Вот симпатичный и аккуратный образец малой архитектуры.

65.JPG

42. Дома на 2−3 квартиры — источник увлекательных дискуссий между соседями и вообще забавный прецедент, порождающий вот такие дизайнерские решения:

66.JPG

43. Каждый следит за своей половиной как за отдельным домом.

67.JPG

44. Кто-то вычислил, что самым часто встречающимся названием улицы в России является улица Лесная, а вовсе не Ленина, как многие думают. И вот мы на нязепетровской Лесной. Улица тянется вдоль леса, на горе. И облюбовали её самые состоятельные нязепетровцы (просто, улица поздней застройки — перестройка и позже).

68.JPG

45. Вы уже, наверное, обратили внимание, насколько пустынны улицы. И ведь это вечер субботы. Но частично это обусловлено начавшейся битвой за урожай — активно идут посадки, все на своих придомовых участках (и ещё не знают, какое паршивое лето грядёт). В ограждении многих участков есть одна разборная секция — для въезда трактора на грядки. В мае самый пик работ у наёмных трактористов.

69.JPG

46. Нязепетровское водохранилище на реке Уфа — скажу по секрету, одно из мест, считающихся рыбным у заядлых екатеринбургских рыбаков. Именно рыбным и именно у заядлых, а не то чтобы просто окуньками на выходных поразвлекаться.

70.JPG

К строительству приложил руку сам отец русской демократии Б. Н. Ельцин. Заполнено водохранилище в 1976 году, и одно из главных его предназначений — водичка для тебя, мой дорогой Екатеринбург. Да, вот отсюда ты пьёшь, отсюда «пьют» и твои предприятия. Правда, только в период засухи, но это стабильно каждое лето с 2010 года (хотя этим летом хляби небесные за шиворот наливают более чем достаточно). Четыре екатеринбургских водозабора — Верхне-Макаровское, Волчихинское, Ревдинское и Ново-Марьинское водохранилища — с ростом города уже в 1960-е гг. не могли обеспечить надёжный резерв, поэтому и возвели дамбу на Уфе. Наивные придурки — они не понимали, что через 40 лет два соседних региона будут как два не слишком дружественных государства — ревниво считать друг другу каждую копейку и грозить санкциями.

Челябинский губернатор Юревич, конечно, жёг напалмом, требуя платить «за прошлогодний снег» (а он вообще интересная личность) — чего это, дескать, паразиты, к нашей водице присосались? Ему было недостаточно, что екатеринбургский МУП «Водоканал» трудоустраивает нязепетровцев и платит налоги в городской бюджет. Но екатеринбургские власти не отставали: доколе, братцы, будем чужой поганой водой давиться? Покупай своё, свердловское. Росселю слава! И решили подтопить пару своих природных парков за 37 млрд рублей назло челябинцам, лишь бы от «импорта» отказаться.

Ну, а Нязепетровск, оставшийся без железной дороги и с полуработающим заводом, стыдливо предлагает всё что есть — свои природные ресурсы: лес да воду. Да и это, видите, никто не хочет брать.

47. Шлюз Нязепетровского водохранилища покрупнее. Режимный объект, кстати. Снимаю сквозь забор. Ещё несколько лет назад на плотину можно было невозбранно выходить, теперь запретили.

71.JPG

48. Мы спускаемся с горы вниз, к реке Уфа — ниже плотины. Внизу раскинулись ремонтно-механические мастерские.

72.JPG

49. Оценим дамбу снизу.

73.JPG

50. Уфа у плотины.

74.jpg

51. А вот и он, екатеринбургский МУП «Водоканал». Лозунги на здании: «Мы даём воду», «Вода даёт жизнь». «Водоканал» намекает на свою высокую миссию на Земле.

75.JPG

52. Мост через Уфу, за которым постепенно начинается городская часть Нязепетровска.

76.JPG

53. Место слияния двух рек — Уфы и Нязи, давшей название городу. Нязя — форма башкирского «Наза» — «ель». Хотя неизлечимые романтики традиционно связывают название реки с именем девушки, но на то они и неизлечимые. Елей, как видим, здесь действительно много. Лес на этой горе сравнительно недавно восстановился после большого пожара, произошедшего лет 30 назад.

77.JPG

54.
78.JPG

55. По-моему, одно из самых красивых мест в округе. Очень жаль, что я такой паршивый фотограф и никак не могу передать атмосферу. Надеюсь, придёт когда-нибудь сюда и настоящий художник.

79.JPG

56. Взглянем ещё раз на Уфу — с моста.

80.JPG

57. Когда-то, в совсем ещё невинном возрасте, спросил на этом месте: «А что значит РММ?» Первым нашёлся что ответить мой тагильский дед. «Ребята, Мы в Майами!» — весело воскликнул он.

81.JPG

58. Остряк…

82.JPG

59. Ну и на закуску — вот эта жертва провинциального маректинга — с двумя возможными исходами рыбалки. На этом затянувшийся рассказ про железнодорожную часть Нязепетровска завершаю.

83.JPG

Дальше пойдём в собственно город.