Проектирование детской железной дороги институт «Челябгипротранс» начал еще осенью 1939 года. 12 мая 1940 года комсомольцы города приступили к строительству первой очереди дороги. К началу лета 1941 года она была уже практически готова. Торжественное открытие планировалось на первое воскресенье августа — День железнодорожника, но, из-за начавшейся Великой Отечественной войны, оно так и не состоялось.

В годы войны детская железная дорога была практически полностью разобрана, рельсы вывезены.

В первые послевоенные годы средств на восстановление и достройку дороги не было. И только в самом конце лета 1949 года состоялось торжественное открытие детской железной дороги. На тот момент дорога, протяженностью около 700 метров, соединяла две тупиковые станции. Одна из них — имени Павлика Морозова — сохранилась до сих пор.

Первый поезд Малой Южно-Уральской состоял из трех открытых пассажирских вагонов типа дилижанс (имевших выходы на платформу от каждого ряда сидений) и паровоза 159−626.

В 1953 году дорога была удлиннена до 2 км, построена новая станция — Водная, разобран разъезд номер 1 — бывшая конечная станция.

В 1961 году дорога вновь была реконструирована — построена станция Пионерская, протяженность пути увеличилась до 4 км. В таком виде дорога проработала до конца 80-х годов.

Тогда же была разобрана короткая соединительная ветка колеи 750 мм, служившая для перегрузки подвижного состава ДЖД, доставленного по широкой колее.

К началу 70-х годов оба перегона были оборудованы полуавтоматической блокировкой. На станции Водная действовала электрическая централизация, на остальных — ключевая зависимость стрелок и сигналов.

В конце 80-х годов от станции им. Павлика Морозова, расположенной в глубине парка им. Гагарина, был проложен путь до входа в парк (около 1 километра). Однако, на строительство новой станции средств уже не хватило, и потому движение на этом участке так и не было открыто.

В 1995 году детская железная дорога не выдержав экономического кризиса закрылась. Это была последняя действующая ДЖД Южно-Уральской магистрали — Оренбургская и Курганская дороги к тому времени уже не работали (следует заметить, что сейчас эти дороги восстановлены).

За два года бездействия дороги, местные жители успели практически полностью разворовать ее. Были сняты и вывезены рельсы и шпалы, станционные постройки разобраны.

В начале 1997 года детскую железную дорогу возглавил новый энергичный начальник и уже 20 мая того же года дорога вновь начала работать. Правда, к моменту открытия удалось восстановить только один перегон Водная — им. Павлика Морозова, длиной 2.3 километра.

Одновременно началось восстановление пути на перегоне Водная — Пионерская, самой станции Пионерская, а также строительство станции Звездная, не достроенной в 80-х, новой платформы Зоопарк (на перегоне Водная — им. Павлика Морозова) и новой станции Солнечная (на подъеме за станцией Пионерская). Открытие новых и восстановленных станций состоялось 31 августа 1998 года, в день 49-летия дороги. Восстановленная станция Пионерская получила новое название — Лесная.

Сейчас все станции имеют высокие посадочные платформы. Причем, на станции Водная платформы сооружены у двух приемо-отправочных путей, что позволяет принимать поезда и производить скрещивания поездов.

Отчет

Весенне-воскресная велопрогулка

yari_kuri (http://yari-kuri.livejournal.com/) , 02.06.2015 (873 дня назад)

В Челябинске жарко! Сегодня воскресенье и я отправился в велопробег.
Цель первая — открыть сезон купаний на открытой воде.
Цель вторая — протестить камеру нового гаджета samsung galaxy s6 edge.
Третья цель — получить ожидаемое удовольствие от легкой физической нагрузки.


Отчет

Поездка «туда-обратно» по детской железной дороге

dgtex (http://dgtex.livejournal.com/) , 17.05.2015 (889 дней назад)

1.

Вчера 11 мая 2015 г решили прокатиться на детской Ж. Д. Вспомнить детские годы…


Отчет

Лето 2013. Челябинск. Ч. 1. Детская железная дорога, ЦПКиО.

vnu4ka (http://vnu4ka.livejournal.com/) , 15.06.2014 (1226 дней назад)

Лето 2013. Челябинск. Ч. 2. Университет, Алое поле, площадь Революции

Лето 2013. Челябинск. Ч. 3. Кировка. Начало!

Лето 2013. Челябинск. Ч. 4. Прогулка по Кировке, мечеть

Летом по воскресеньям мы любим куда-нибудь поехать всей компанией. Уже несколько лет мы планировали съездить в Челябинск, изучали отчеты путешественников, читали о городе, планировали прогулки, искали варианты ночевки, чтобы поехать на пару дней, Аня выкраивала отгулы — но все не складывалось. Прошлым летом мы решили, что пора кончать с раздумьями и переходить к действиям. Пусть не получается на два дня с ночевкой, значит, съездим одним днем.

И вот мы наметили себе воскресенье для Челябинска, распечатали маршрут прогулок по городу. В этом нам очень помогла nat_vlada, огромное спасибо! Мы заранее купили билеты на автобус и рано утром вышли из дома. Воскресенье, 6:20 утра, на улице никого. И только мы тащим бедную Аню в ее законный выходной с утра пораньше культурно отдыхать — когда все нормальные люди еще с подушкой в обнимку спят!


Отчет

Прогулка по городу

1606 5 Церковь Александра Невского (бывш. Зал камерной и органной музыки) Свято-Симеоновский кафедральный собор Храм в честь Святой Троицы Ак-мечеть (Белая мечеть) Памятник «Сказ об Урале» Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М. И. Глинки Челябинский государственный молодёжный театр (Театр юных зрителей) Челябинский государственный педагогический университет Челябинский государственный областной театр кукол Кировка Памятник С. С. Прокофьеву Челябинск Парк культуры и отдыха им. Гагарина Сфера любви Парк аттракционов в ПКиО им. Гагарина Детская железная дорога в ПКиО им. Гагарина Южно-Уральский государственный университет Челябинский государственный краеведческий музей Челябинский государственный академический театр драмы им. Наума Орлова Музей Южно-Уральской железной дороги Фото
Boris Mavlyutov (http://boris-mavlyutov.livejournal.com/) , 08.04.2014 (1293 дня назад)

Челябинск

Город Челябинск находится на восточном склоне Уральских гор, то есть, уже в Азии. Памятный знак, обозначающий границу между частями света можно увидеть по дороге. При пересечении Урала за окном открываются живописные картины, созданные матушкой-природой. Скалы, лес, реки и озёра.


Отчет

Челябинская детская железная дорога

Joacim Nordstrom (http://dushlik.livejournal.com/) , 19.01.2014 (1373 дня назад)

Детская железная дорога в Челябинске проходит по живописным местам парка имени Гагарина и городского бора. Протяжённость путей почти 6 километров. Это одна из самых развитых и протяжённых детских железных дорог. Сама дорога является узкоколейной.

Прокатиться по детской железной дороге было моей давней мечтой. Это был мой первый опыт передвижения подобным транспортом и, скажу я вам, мне понравилось.


Отчет

Детская железная дорога

Детские железные дороги в нашей стране всегда появлялись при участии «взрослых» железных дорог (в нашем случае ЮУЖД), и конечно же, их нельзя рассматривать как «ещё один аттракцион при ЦПКиО» — главной их целью являлось и является воспитание кадров для самих железнодорожников. Малая (детская) Южно-Уральская железная дорога — одна из самых развитых и протяжённых детских железных дорог в стране (общая длина 5,7 км). Имеет и свою непростую историю — начать хотя бы с того, что она была трижды построена с нуля.


[1952 год. Менькова Нелли, шк. № 1, 6 кл.]


Отчет

Фотографии с колеса обозрения в ПКиО им. Ю. Гагарина

sorry_chel (http://sorry-chel.livejournal.com/) , 01.01.2014 (1390 дней назад)

Детская железная дорога в ПКиО, челябинский зоопарк, Ледовый дворец «Уральская молния».
На заднем плане: здание УРАЛГУФК и новая высотка (25 этажей) Труда 162.

Челябинск. Фотографии с колеса обозрения в ПКиО им. Гагарина. Октябрь 2011