Лето 2013. Челябинск. Ч. 1. Детская железная дорога, ЦПКиО.

vnu4ka (http://vnu4ka.livejournal.com/) , 15.06.2014 (1590 дней назад)

Лето 2013. Челябинск. Ч. 2. Университет, Алое поле, площадь Революции

Лето 2013. Челябинск. Ч. 3. Кировка. Начало!

Лето 2013. Челябинск. Ч. 4. Прогулка по Кировке, мечеть

Летом по воскресеньям мы любим куда-нибудь поехать всей компанией. Уже несколько лет мы планировали съездить в Челябинск, изучали отчеты путешественников, читали о городе, планировали прогулки, искали варианты ночевки, чтобы поехать на пару дней, Аня выкраивала отгулы — но все не складывалось. Прошлым летом мы решили, что пора кончать с раздумьями и переходить к действиям. Пусть не получается на два дня с ночевкой, значит, съездим одним днем.

И вот мы наметили себе воскресенье для Челябинска, распечатали маршрут прогулок по городу. В этом нам очень помогла nat_vlada, огромное спасибо! Мы заранее купили билеты на автобус и рано утром вышли из дома. Воскресенье, 6:20 утра, на улице никого. И только мы тащим бедную Аню в ее законный выходной с утра пораньше культурно отдыхать — когда все нормальные люди еще с подушкой в обнимку спят!

На Челябинск у нас большие планы. Этот город интересовал нас давно: монументальная архитектура, сталинский ампир — там есть очень много что посмотреть. А детям мы обещали парк культуры и отдыха с замечательной Детской железной дорогой, белочками и аттракционами.

Вот мы ровно в 7 часов утра подошли к Южному автовокзалу Екатеринбурга. Мы еще не знаем, какой сюрприз нам приготовил автовокзал — автобус наш на Челябинск отходит в 7:15, мы как раз пришли вовремя.

А сюрприз был вот какой: автобус отменили за незагрузом, и мы поехали лишь на следующем автобусе. Обменяли билеты, сидим ждем.

Я в таких случаях всегда вспоминаю еврейский анекдот про бабушку, которая в день свадьбы внука припрятала его шляпу. Все бегают, мечутся, ищут шляпу — выходить венчаться пора, а как без шляпы? Когда уже все в полуобморочном состоянии, бабушка достает шляпу и говорит: «Пусть на этой „потере“ шляпы закончатся все беды и неполадки на сегодняшний вечер».

Но вроде следующий рейс не отменен, и мы вовремя выходим к нужной платформе, а там — та-дам!!! — нас ждет никакой не автобус, а маршрутка! Неужто мы на ЭТОМ поедем четыре часа в Челябинск?

Отступать некуда, садимся. Федеральную трассу М5 мои дети до сих пор вспоминают с дрожью. Казалось, мы приедем в состоянии фарша… Это была не дорога, а неисправные американские горки какие-то, да еще и на маршрутке!

Увидев на дорожном указателе населенный пункт Кунашак, мы начинаем нервно бормотать:

Я поеду в Кунашак,

Буду кушать бишбармак.

Я поеду в Накайбак,

Буду кушать бишбармак.

А потом в Стерлитамак

Буду кушать бишбармак.

Тут и здесь мои друзья:

Все татары, кроме Я.

Но почти четыре часа тряски и одна техническая остановка в чистом поле с туалетом типа СОРТИР — и мы въезжаем в Челябинск! Столица Южного Урала встречает нас приглашением опереться на цинковый завод.

На завод мы не пошли, а приехали на автовокзал. Автовокзал в Челябинске очень внушительный, мы аж обомлели — обычно автовокзалы располагаются в зданиях поскромнее.

переходим улицу, чтобы сесть на транспорт, идущий к парку культуры и отдыха им. Гагарина — оттуда мы начинаем наш маршрут по Челябинску. И сразу перед нами архитектурная достопримечательность: Торговый центр

ТЦ стоит на набережной реки Миасс. Был открыт в 1975 году. Здание размером 102 на 102 метра представляет собой сферический железобетонный купол, который как бы «парит» в воздухе. Внутри здания нет колонн, поддерживающих оболочку, а углы, на которые опирается купол, размещены на специальных катках и могут двигаться. Конструкция является сборной и может «дышать», опускаясь или поднимаясь в зависимости от перепадов температуры. На момент строительства такое техническое решение не имело прецедента в мировой практике.

Вот кроп, где видно, как здание опирается на углы

Мы добрались до парка им. Гагарина. Вход в ЦПКиО типичный советский. Парк культуры и отдыха образован в 1936 г. в лесопарковой зоне Челябинска, он занимает площадь 1200 га.

на главной аллее юных посетителей, похоже, больше всего в этот жаркий день привлекает фонтан:

зачем молодежи аттракционы? :)

вот какой-то рыцарь проявляет знаки внимания к прекрасным дамам

Хоть я и очень боюсь высоты, но мы часто катаемся в разных городах на колесе обозрения — чтобы посмотреть на город сверху. Вот он какой, Челябинск:

жутковато мне всегда болтаться на самом верху, да еще в открытой кабинке

но цель наша в этом парке — Малая Южно-Уральская железная дорога, т. е. Детская железная дорога.

Детские железные дороги в разных городах — это мой маленький сантимент. Очень их люблю и стараюсь под разными предлогами посещать. Нравится мне «игрушечность» и в то же время настоящесть ДЖД, то, как серьезно исполняют свои обязанности маленькие железнодорожники. Нравится смотреть, как хорошо и семейно катаются на ДЖД люди, как радуются маленькие пассажиры.

Мы были на ДЖД в Москве, в Екатеринбурге. Очень хотели посетить ДЖД в Нижнем Новгороде, но не получилось. Самое смешное, что уж сколько раз мы были в Казани, и мне тоже хочется прокатиться там на ДЖД — и тоже не сложилось.

С сайта ДЖД:

Проектирование детской железной дороги институт «Челябгипротранс» начал еще осенью 1939 года. 12 мая 1940 года комсомольцы города приступили к строительству первой очереди дороги. К началу лета 1941 года она была уже практически готова. Торжественное открытие планировалось на первое воскресенье августа — День железнодорожника, но, из-за начавшейся Великой Отечественной войны, оно так и не состоялось.

В годы войны детская железная дорога была практически полностью разобрана, рельсы вывезены.

В первые послевоенные годы средств на восстановление и достройку дороги не было. И только в самом конце лета 1949 года состоялось торжественное открытие детской железной дороги. На тот момент дорога, протяженностью около 700 метров, соединяла две тупиковые станции. Одна из них -имени Павлика Морозова — сохранилась до сих пор.

Первый поезд Малой Южно-Уральской состоял из трех открытых пассажирских вагонов типа дилижанс (имевших выходы на платформу от каждого ряда сидений) и паровоза 159−626.

Маршрут ДЖД строился постепенно. Открывались новые станции, переезды. Но в 1995 году детская железная дорога не выдержав экономического кризиса закрылась. Это была последняя действующая ДЖД Южно-Уральской магистрали — Оренбургская и Курганская дороги к тому времени уже не работали (следует заметить, что сейчас эти дороги восстановлены).

За два года бездействия дороги, местные жители успели практически полностью разворовать ее. Были сняты и вывезены рельсы и шпалы, станционные постройки разобраны.

В начале 1997 года детскую железную дорогу возглавил новый энергичный начальник и уже 20 мая того же года дорога вновь начала работать. Правда, к моменту открытия удалось восстановить только один перегон Водная — им. Павлика Морозова, длиной 2.3 километра.

Одновременно началось восстановление пути на перегоне Водная — Пионерская, самой станции Пионерская, а также строительство станции Звездная, не достроенной в 80-х, новой платформы Зоопарк (на перегоне Водная — им. Павлика Морозова) и новой станции Солнечная (на подъеме за станцией Пионерская).

Открытие новых и восстановленных станций состоялось 31 августа 1998 года, в день 49-летия дороги.




Нам очень понравилась Челябинская ДЖД — красивая, ухоженная, там радостно было находиться. Если бы мы располагали временем, то катались бы дольше, погуляли бы вокруг станций — но увы, у нас было выделено время всего на один полный круг.

Итак, ДЖД состоит из 5 станций: им. Павлика Морозова, Водная, Лесная (бывшая Пионерская), Звездная, Солнечная, и одной платформы Зоопарк. У входа в ЦПКиО находится станция «Звездная»:

И под стать названию — вся станция космическая:

кассы

станционное помещение и ограда

мы купили билеты

и сели дожидаться поезда

у касс много полезной информации: тарифы, расписание поездов, а также описание всего маршрута и интересных мест, которые можно осмотреть на станциях — замечательная идея!

приближается поезд!

состав останавливается у перрона, а локомотив идет к тупику

его будут перегонять в хвост состава

наш поезд называется «Юность» с веселыми красненькими вагонами

локомотив прицепили, можно садиться в вагон!

а вот вагон изнутри, современный, с мягкими сиденьями

наш проводник-кондуктор

а вот и первая остановка: станция «Водная». Стоим мы две минуты, за это время я успела обежать вокруг станции. У каждой станции свой дизайн соответствующий названию!

а вот Водная на старой фотографии:

кассы

перрон

очень люблю наблюдать за железнодорожниками!

поехали! у шлагбаума нам приветственно машут

следующая станция называется «Солнечная» — и она действительно вся очень солнечная!

вся в подсолнухах

перрон

очень, очень трогательный и волнующий кадр! Пожилой обходчик что-то объяснял юной обходчице, а я любовалась украдкой

отправляемся дальше!

дорога проходит через настоящий уральский лес, густой и дремучий

Станция «Лесная» — стоим одну минуту, и выйти я не успела.

ограда в виде елочек

Мы уже едем обратно, и у нас долгая остановка на станции «Водная», но с противоположной стороны от вокзала: мы пережидаем встречный состав

посмотрим пока что на ребятишек-железнодорожников

машиниста увидели!

машинист вышел посмотреть на встречный. И неудивительно: на Челябинской ДЖД в тот день было торжественное событие: пускали новый локомотив, и это его первый рейс!

вот какой красавец!

а состав называется «Южноуралец»

Мы прибыли на нашу станцию, где мы прощаемся с ДЖД: станция им. Павлика Морозова

вот какая она была раньше

и теперь — нарядная

на вторых путях стоит старый вагон

мы вышли, а поезд отправляется дальше:

очень красивое здание вокзала:

внутри я сфотографировала плакат, приглашающий ребят освоить профессию железнодорожника. Дети мои завистливо завздыхали…

а вот станция снаружи:

гуляя по парку, мы увидели проходящий мимо состав — настолько хорош, что не удержались и еще раз сфотографировали:

по парку мы гуляли долго, не хотелось уходить. Зелено, свежо, хорошая погода. Птички поют — для них и кормушки приготовлены

а вот и та мадам, ради которой была затеяна прогулка по парку!

nat_vlada проинструктировала нас насчет орешков, за которыми мы специально ходили в универсам. Была у нас целая дискуссия, какие орехи брать белкам — фундук или арахис (фундук раз в шесть дороже). В итоге оказалось, что белки избалованные и орехи не жалуют, им сладкое печенье подавай! С трудом мы нашли белок попроще, которые от наших орехов не отказались

ну разорваться!

то, что в живот уже не лезет — припрятать надо. Не глядите, что жара и лето, зима на носу!

В следующей серии пойдем гулять по прекрасному Челябинску!

Похожие статьи

Челябинская детская железная дорога
Весенне-воскресная велопрогулка

Каменный карьер, Изумрудный карьер и Шершни - подбираем место для купания!

Фотографии с колеса обозрения в ПКиО им. Ю. Гагарина
Прогулка по городу
Детская железная дорога
Поездка «туда-обратно» по детской железной дороге