Поход 1 к.с. по Южному Уралу - часть 1

С 7 по 14 июня 2011 года участвовал в походе 1 категории сложности, который проходил в Национальном парке Зюраткуль и на горе Иремель.

(хребет Большая Сука)

Итак чем же в первую очередь отличается категорийный поход от обычного некатегорийного? Тем что маршрут и сроки его прохождения согласованы. Вроде самое существенное только это, зато сколько это создает неприятных моментов. Ты просто ДОЛЖЕН уложиться в сроки, несмотря ни на что. Увы погода берется тоже какая есть, тут тоже выбирать особо не приходится. Нельзя изменить маршрут если он оказался ВНЕЗАПНО не по душе. В общем сплошные лишения и все ради спорта (и желания испытать себя тоже)

Количество участников в походе 8 человек. Выехали 7 июня вечером из Челябинска на заказанной газельке. С начала похода все пошло не совсем по плану (и продолжалось это все дни похода). В выездом мы опоздали на полчаса. Изначально количество участников было 9 человек, но по факту пошло 8. Ехали на газельке долго, у нее были проблемы с газом (который ВНЕЗАПНО начал кончаться на подъезде к Миассу. Но все-таки мы доехали примерно в полночь к точке нашей выброски, а конкретно к развилке между трассой М5 и лесной дорогой (ведущей на хребет Большая Сука) между городами Сатка и Бакал.

План на 7 июня — дойти до перевала хребта Большая Сука и там встать на ночевку.

Ночью идти хоть и с фонарями, плохо видно, зато по прохладе. Лесных дорог в тех краях много, все время сворачивали на разных развилках то направо то налево, ориентируясь по GPS куда нам надо все-таки прийти) Вроде бы подъем кончился, начался спуск, значит перевал прошли. Нашли удобную полянку, там встали на ночлег. Воду была в небольшой чистой лужице неподалеку. Ночью сделали чай, поели сухпай и спать. В серьезных походах подъем обычно в 7 утра и даже раньше. У нас все были не дураки поспать, поэтому редко когда все вставали ровно в 7 утра. Первая ночь вообще была короткой, где тут выспишься то…

Вот наша полянка, готовится завтрак.

Утром выясняется что мы забыли дома пакет с приправами и майонезом (!!!) из которых планировались делать супы в обед. В течении всего похода делались призывы все-таки найти этот злополучный пакет у себя в рюкзаке (но он никак не находился). Итак, поели выдвинулись на штурм Большой Суки. По плану Взять 3 вершины хребта, спуститься вниз, выйти к подножию Увана. Идем мы по дороге и видим виднеется гребень Большой Суки

(фото 13krisa)

По дороге натыкаемся на такой вот вагончик. Этих краях также встречаются и охотничьи избы, но их могут сжечь. А такой вот вагончик хрен сожжешь)))

Далее свернули с дороги, надо забираться на хребет. И тут я обнаружил первый свой фейл: я забыл взять фонарики. А вот все остальные, у кого они были, взять их не забыли. Ну в принципе ключевой роли они не сыграли в этом походе, вполне обошелся и без них. Хотя с ними может и было бы идти веселей. На хребты подниматься с рюкзаком мне раньше не доводилось, ощутимое отличие когда ты поднимаешься налегке и когда у тебя за спиной 25 кг. Равновесие в разы ухудшается, на большие камни тяжелее забираться, держаться на косых камнях. А тут еще и курумы скользкие под ногами. Подошва Vibram (которая считается чуть не одной из лучших в мире) нихрена не держит на мокрых камнях, зато прекрасно держит на сухих камнях. Забрались на хребет.

Видны отвалы Бакала.

часть хребта Большая Сука.

еще один вид на отвалы.

Поселок около Бакала.

Вид «между камнями».

(фото 13krisa)

Как только забрались на хребет, сразу начала ухудшаться погода, начал идти дождь. Есть у меня волшебная дождевая накидка, которую я купил аж 3 года назад и так не довелось ей попользоваться, так как больше не доводилось попадать под сильные дожди. Вот в этот раз пошел такой дождь, я ее примерил, и выяснилось что хоть она и хорошо защищает от дождя тебя и рюкзак, но идти в ней неудобно так как она хорошо развивается по ветру, мешает держать равновесие. Вот это я продираюсь сквозь кусты и камни в этой накидке.

Она мне быстро надоела и я ее снял. Получается оптимальное ее использование при длительном среднем и сильном дожде, небольшом ветре, и когда идешь по дороге, а не ползаешь по камням. Вид с хребта в сторону Бакала.

Из-за непогоды фотографии получились какие-то хмурые, хочется здесь еще побывать в хорошую погоду (без тяжелых рюкзаков и идти не спеша). Большой Уван с Большой Суки.

Как мне показалось снимать пейзажи с Большой Суки не самое простое занятие. С налету хороший кадр не возьмешь. Наверное для пейзажей с Большой Суки больше подойдет средний и теледиапазон фокусных (для чего естественно нужна хорошая погода и видимость)

Одна из локальных вершинок хребта.

(фото 13krisa)

Еще на Суке, что мне сильно не понравилось, это движущиеся камни. Обычно двигается только один камень, а тут их сразу может двигаться несколько и все под твоими ногами (Продираться сквозь кусты тоже не сильно приятное занятие. Облака по небу двигаются очень быстро. Вершины то закрываются, то снова открываются, но видимость все равно не очень…

На хребте провели много времени, а прошли немного совсем, стали выбиваться из графика. Поскольку главным якорем был я, у меня забрали часть груза, а потом еще и забрали кофр. Дальше я в основном снимал на привалах, а Надя снимала в дороге (ей удавалось вписаться в общий ритм). Вообще в категорийном походе фотоаппарат нужен для быстрой фиксации группы на ключевых точках, съемка общих планов. Тут чем компактнее и легче тем лучше. Чтобы нормально пофотографировать нужен более умеренный темп (либо научиться успевать все делать быстрее, чем остальные участники группы)

Далее мы начали спуск с хребта. Все 3 вершины пройти так и не успели. У воды сделали остановку на перекус, далее пошли по азимуту и вышли на дорогу которая идет от Фонтана на Катавку. По этой дороге мы на развилке повернули на дорогу, которая ведет вдоль хребта Большая Сука. Привал.

На привале с себя сняли несколько клещей. Вдоль дороги виднеется сам Большой Уван.

(фото 13krisa)

Заночевать нам надо у Увана, а дорога не идет, куда нам нужно, поэтому в один прекрасный момент мы повернули налево и пошли по азимуту. В Н. П. Зюраткуль полно заболоченных мест, под ногами кочки и вода, промочил ноги.

Пройдя по азимуту несколько километров, дошли до скального останца. Там до Малого Увана оставалось 2 км. Время уже 21, решили встать на ночевку.

Воду искали долго, хотя родник был всего в 200−300 метрах (нашли на обратной дороге). В серьезных походах принято назначать дежурных по готовке, по воде, дровам. Назначались всего несколько раз, дальше забили на это дело и в итоге каждый делал то, что считал нужным.

Утром проспали где-то до 8. Вышли примерно в 10:30. Свертывание лагеря.

Утро мокрое, туманное. Выдвинулись на штурм Малого Увана. Камни опять мокрые, скользкие.

(фото 13krisa)

Единственным музыкальным инструментом за весь поход был варган, который нас радовал и на привале и на стоянке.

Подъем на Малый Уван. Камни внизу мокрые, повыше посуше. Туман не хочет никак рассеиваться.

Есть ли предпосылки на светлое будущее? Да хрен его знает…

(фото 13krisa)

Слава залез на камень, смотрит где же вершина Малого Увана.

Предположительно это вершина Малого Увана, даже палка в камне есть.

Чуть позже нашли еще одну вершину. Для вопрос где вершина Малого Увана так и остался открытым.

(фото 13krisa)

Далее следует небольшой спуск с Малого Увана и сразу же заход на плато Большого Увана.

Туман никуда не делся. Где же вершина Большого Увана. Хоть я и был на нем 2 раза, как-то не узнаю местность. На привале разговор зашел на обсуждение Русской Православной Церкви…

… и это похоже совсем не понравилось горам, ибо мы 2 часа кружили на плато в поисках вершины. Вышли на одну и туже точку сделали полный круг на плато, вот такая фигня.

(фото 13krisa)

Но все-таки выбрали верное направление и направились на него. Попутно в камнях обнаружили черную гадюку. Не доводилось еще встречаться с этими неприятными змеями в наших краях…

На плато я еще умудрился отстать, основная группа умотала вперед, в итоге я пошел не в том направлении (как раз где мы ранее и плутали), хорошо что хоть далеко не успел уйти)))

И вот мы уже на настоящей вершине Большого Увана.

(фото 13krisa)

А вот в ясную погоду видимость с Увана более 100 километров. Можно увидеть Иремель например. Начали спускаться с Большого Увана на дорогу.

И как положено по закону подлости, начало рассеиваться небо.

Пока мы мотались по плато Большого Увана, вымотались неслабо. Спуск мне дался еще сложнее чем подъем. Прям таки полз по камням.

(фото 13krisa)

Антон на спуске упал и погнул трекинговую палку. Я там тоже падал, но я тогда спускался не по камням, и падение было мягким)

Как вышли к дороге я осознал что у меня дико болят ноги в кроссовках. Перед походом у меня не хватало денег на горные ботинки (к тому же еще Слава сказал что можно идти в кроссовках) и я ограничился только покупкой бандажей на голеностоп (который кстати обошелся в 2/3 стоимости этих ботинок). Кроссовки еще по размеру были впритык. И все это сказалось уже на второй день. Удобная обувь и рюкзак играют огромное значение в походе (а зимой еще и спальник).

У воды опять встали на долгий привал. Кипятим чай, отдыхаем.

(фото 13krisa)

Здесь сняли еще одного клеща. Слава предложил переобуться в его кеды (благо размер у него тоже 43й). Идти стало значительно легче. Далее мы вышли на дорогу, ведущую из Сибирки на Фонтан, по ней дошли до Олимпиева кордона. С него повернули на перевал между Большим и Средним Нургушом. Дошли до Кипящего Ключа. Поскольку уже время было десятый час, решили встать на ночевку там. На кипящем ключе есть официальная стоянка парка Зюраткуль. Большая такая стоянка с костровищем, туалетом, правда сырая вся. Вода дрова все под рукой, быстро сделали ужин и спать. Утром вроде тумана нет, но видимость все равно какая-то фиговая. Нургуш теряется в пелене.

Река Калагаза.

Сбор лагеря.

От сырости прорастают даже костровые рогатины)))

Далее мы двинули к перевалу, штурмовать Большой Нургуш.