Аллаки

Продолжаю свое маленькое большое путешествие. На этот раз — удивительное озеро Аллаки. С ним я познакомился «вживую» двадцать лет назад, будучи сельским учителем и основательно обгорев на бережку во время выпускного)) Но это нисколько не умалило впечатлений от легендарных каменных палаток.

Когда озера были большими
Как рассказывают археологи, десятки миллионов лет назад на нашем, восточном, склоне Уральских гор плескалось первобытное море, а все скалистые гребни и каменные останцы — это сохранившиеся фрагменты морских рифов, обточенных сначала водой, затем ветром. Глядя с высоты на северные озера нашей области, понимаешь, что археологи правы. Вот и Аллаки — Большие и Малые — вышли родом из древнего моря.

Озеро Аллаки и Каменные палатки

Впрочем, и совсем недавно — века два-три назад — как рассказывал еще в 1910 году известный рыбовод Иван Кучин, существующие в Каслинском Зауралье озерные бассейны были «гораздо обширнее по площади и занимали более высокие уровни», естественно, соединявшись между собой. Достаточно взглянуть на современную карту: рядом с Аллаками и «смешное» озерко Репенды, и два Кисегача, Большой и Малый, и пестрая Алабуга, перетекающая в Большие Касли, и огромное болото Бугай, из которого вытекает река Караболка.

И кругом — необъятный простор, утопающий в зеленом разнотравье летом, вспыхивающий рыжими перелесками осенью, открытый всем ветрам зимой…

Пестрый Аллах
Пестрые места с зарослями камыша и озерными впадинами нашли свое отражение в названии. Его переводят по-разному. Одни считают, что название озера произошло от тюркского слова «аллак» — обширная впадина. Другие, что это искаженный вариант «алакуль» — пегое, пестрое озеро. Добавляет колорита и соседняя Алабуга — «пестрый бык» — а именно так называют окуня. И вправду: тот же Л. Сабанеев писал, что главная рыба Каслинских озер — именно окунь. Причем, когда-то он достигал здесь баснословных размеров. Рассказывают, что однажды в этих водах выловили настоящего гиганта — окуня весом 12 килограмм.

Наконец, вспоминают и тюркское мужское «божье» имя Аллакол — Алла — Аллах. Он и станет героем старой башкирской легенды об озере и каменных останцах на нем, на которую ссылался в свое время Павел Бажов.

Две хозяйки на одной кухне
Это произошло во времена, когда и люди были большими. Жил в этих местах богатый бей. Свято верил в Аллаха, любил свою жену, что даже не захотел взять другую, когда та постарела. За благочестивую жизнь наградил его Бог изрядно: с каждым годом увеличивались его стада, в доме были и жирный бешбармак, и бурсак, и салма, и кумыс в золотых чашах. А главное — подарил ему Бог сына-батыра, красивого, умного, храброго и почтительного.

Пришло время сына женить. Взяли сноху молодую, красавицу, умную и богатую. Зажили вчетвером тихо, мирно и благочестиво. Закон Аллаха свято соблюдали, творили намаз в положенное время, и омовения совершали по семь раз в день, и Коран читали.

Но вот как-то летом поставил бей новый кош. На новом месте между женщинами из-за каких-то пустяков затеялась ссора. Пытался старый бей с ними сладить, да брань все больше идет. Не выдержал и ушел в чистое поле, чтобы только на беспорядки не смотреть.

Аллах, видя, что из такого ничтожного предлога разрушается благосостояние и согласие правоверных, в гневе топнул ногой и сказал: «Не достойны вы пользоваться даром моим великим, который даже и врагов примиряет». Дунул гневным дыханием своим, и кош разнесло на мелкие пылинки, что и следов не осталось. На том месте, где топнул Бог, явилось озеро Аллак, а сварливые женщины, видя гнев Всемогущего и пораженные страхом, окаменели.

Вот эти самые камни — Бей-таш и Кинель-таш — Каменные палатки — составили Аллакам удивительную славу…

Открытие Толмачева
Каменные останцы на озере Большие Аллаки, естественно, не могли ускользнуть от взгляда местного населения — слишком внушительны и магически причудливы. А вот достоянием археологической науки стали лишь в 1914 году — благодаря В. Я. Толмачеву, который сделал первое научное описание.

В.Я. Толмачев

К этому времени Владимир Яковлевич уже не новичок в археологии. За его плечами раскопки Шигирского городища, древние артефакты из исетских торфяников, путешествия в Индию, Египет, Сингапур, создание археологической карты Среднего Урала, большой труд над книгой «Древности Урала». Первые два тома вышли как раз накануне поездки на озеро Аллаки.

Каменные палатки поразили исследователя — это действительно было древнее святилище, в котором сохранились сделанные охрой писаницы. Оставалось взять карандаш и зарисовать в походной тетради…

Каменные лица
Двенадцать каменных останцев под десять метров высотой будоражат воображение. Каждый камень имеет свою причудливую форму: один похож на динозавра, другой — на черепаху, третий — на шлем рыцаря, четвертый — на гриб.

Но один останец идентифицируется почти однозначно — лицо, личина. Причем, «личина» эта вызвала массу споров — вплоть до утверждения, что она является делом рук человеческих, а не времени и ветра.

Каменные палатки Естественно, это место получило культовый смысл. Тот же В. Я. Толмачев обнаружил здесь два человеческих черепа, медное копье и медную птицу-идола — один из ключевых тотемных атрибутов древних жертвоприношений. Позднее, в самом начале 1970-х годов, другой уральский археолог В. Т. Петрин нашел здесь и «подарки богам» — более двухсот предметов из горного хрусталя, серой яшмы, керамики.

Возраст археологического памятника, по оценкам ученых, составляет семь тысяч лет. При этом в Каменных палатках культурные слои достаточно разнообразны — исторические эпохи здесь словно пульсируют, появляясь и исчезая, начиная с верхнего палеолита. Доказательством тому — древние рисунки.

Космические лучники
Аллакские писаницы, ныне практически уничтоженные и замазанные «творениями современных неандертальцев», в свое время вызвали переполох среди уфологов. Причиной стали наскальные человечки — антропоморфные существа, нарисованные среди ромбов, сетки линий и гребней не то с большими ушами, не то с рогами, не то… с антеннами — именно так, по мысли уфологов, люди в древности могли изображать космических пришельцев.


Аллакские писаницы

Археологи более воздержанны. Они считают, что так древний художник изобразил шаманов, танцующих магический танец, который связывал их с духами умерших предков. А антенны на голове — лишь схематичное изображение шаманских «рогатых» ритуальных головных уборов.

Кстати, «портреты» шаманов и найденные у Каменных палаток многочисленные наконечники стрел позволили объявить Большеаллакский археологический комплекс единственным на Южном Урале местом, где зафиксирован культ стрельбы из лука. И вправду — мишени нарисованы, молодые воины и охотники есть в любом племени — почему бы и доисторическому тиру не быть?..

Деревушка на берегу
Деревенская аллакская глубинка вытянулась центральной улицей вдоль светло-серой бетонки, зажатой с одной стороны екатеринбургской трассой, а с другой — древним озером. Жизнь здесь медленная, размеренная, как и положено крестьянскому укладу — оживление бывает лишь летом, благодаря шумным отдыхающим.

Исторические корни деревни затеряны. Правда, рассказывают, что в архивах Екатеринбурга удалось найти документ о спорных башкирских землях, датированный 1696 годом. В нем говорилось, что башкиры с семьями «самовольно» селятся вдоль казанской дороги, хотя это их исконные земли. В документе и упоминается имя башкира Алкида, который поселился на Аллаках с родственниками в нескольких юртах. Затем в конце XVIII века в переписи отмечалось, что в деревне Аллаки всего два крестьянских дома братьев Ивана и Петра Дятловых.

Аллаки не станут большим селом. В деревне была своя часовня, в 1914 году при ней построили маленькую церковно-приходскую школу; в годы гражданской войны здесь громил колчаковцев будущий сталинградский маршал В. И. Чуйков; после войны в Аллаках разместилось отделение Тюбукского совхоза; в пореформенные годы хозяйство развалилось, а молодежь разъехалась. Школа, правда, осталась, но в ней едва наберется сорок ребятишек. В общем, вот и вся история…

Школа в деревне Аллаки

Красный Партизан
Свое потаенное прошлое будет и у поселка Красный Партизан, и если бы не кыштымские журналисты Виктор Рискин и Геннадий Ярцев, в поисковиках нашлось бы все, что угодно, кроме этой деревни. Когда-то на рубеже XIX—XX вв.еков на этом месте был хутор, заимка некоего Павловского. Кто он и откуда — установить не удалось, как не удалось найти и точную дату основания села. Зато известно, что Павловский хутор очень быстро прославился своими великолепными лошадьми, среди которых были даже тяжеловозы.

За эту славу пришлось заплатить в годы гражданской войны. Хутор переходил из рук в руки, но что красные, что белые приходили сюда изымать жеребцов. Одно время на хуторе «квартировала» и известная на весь Урал банда Арбузова.

После смутных времен и установления советской власти на бывшем хуторе организовали совхоз «Красный Партизан», где, по переписи 1926 года, числилось 99 человек. Начинался совхоз с зерносклада и лишь затем построили бараки и первые дома. К «светлым» брежневским временам краснопартизанцев было около пятисот человек — вполне приличная деревня со своей, пусть и начальной школой и домом культуры.

Медвежьи времена
Когда-то в уборочную в Красный Партизан приходили на заработки крестьяне из Куяша, Тюбука, Караболки, даже из Каслей пешком добирались. Все изменилось в пореформенную эпоху, когда русская деревня была поставлена на грань выживания. Рушилось старое хозяйство, от которого теперь остались лишь развалины и остовы, уезжали люди, закрывались бесперспективные школы. Красный Партизан не стал исключением из этого грустного процесса, предлагая за бесценок опустевшие дома дачникам-горожанам, или нарезая участки под строительство недалеко от озера.

Кстати, на таких участках, практически в чистом поле, уже в нынешнем веке появилась община Большая Медведица — с желанием создать родовое поселение. Коренные жители присматривались к «медведчанам» с подозрением — действительно, кто бы стал менять комфортные городские условия на тяжелый крестьянский хлеб и при этом с древним языческим колоритом праздновать Ивана Купалу…

Похожие статьи

Интересные места Челябинской области
Святилище "Большие Аллаки"
По окрестностям Кыштыма
Путешествие по Уралу на мотоцикле

Фотоотчет. Две недели среди гор, озер и лесов!

Большие Аллаки и Курочкин лог. На автомобиле к достопримечательностям Челябинской области
Аллакские каменные палатки
Каменные палатки на озере Большие Аллаки
Большие Аллаки: древнейшее святилище и доисторический тир