Отчет о недельном походе по маршруту национальный парк Таганай - озеро Тургояк

rioha_oha (http://rioha-oha.livejournal.com/) , 05.10.2014 (3452 дня назад)

Отчет о недельном походе по маршруту национальный парк Таганай — озеро Тургояк Так уж получилось, что я с начала этого года живу в Уфе, куда перебралась из СПБ. Ожидая летом приезда моего лучшего друга и товарища Антона, мы задумали несколько походов: один в какое-нибудь попсовое местечко а-ля Айгир, а второй хотелось провести ударно и по интересному маршруту. Недолго мы думали, какой нацпарк выбрать и остановились на Таганае, тем более, что мой друг Алмаз уже там бывал как-то. Тургояк был выбран конечной точкой: связываю это с тем, что хотелось посмотреть как можно больше. Сознаюсь: уже в походе ужасно захотелось на Дальний Таганай :) Ориентировались по этой карте, когда продумывали маршрут:

До последнего момента хотели ехать на поезде дальнего следования: билет на сидячку Уфа-Златоуст стоит сейчас 483 рубля, поезда ночные. Но в последний момент к нам присоединился товарищ Ильдар, на машине которого и решено было ехать в Таганай. Билеты пришлось вернуть — при возврате с нас удержали по 162 рубля сбора за возврат.

Итак, мы выдвинулись вчетвером: Я, Алмаз, Антон и Ильдар. Мы с Алмазом держим кошку Азог, которую пришлось взять с собой. За 9 месяцев ее жизни — это был 5 поход (первый был на Иремель).

День первый. Выезд.
Выезжали второго числа из Уфы днем, в три часа дня. Дорога до Златоуста тянется сплошь по трассе М5 — одной из опаснейших в России по статистике ДТП. По пути практически не останавливались, разве что заехали в Сим выпить чаю на обочине и посмотреть на прекрасный вид с возвышенности. Погода была отличная: солнце, синее небо и прохладный ветерок.

Таким в этот день мы увидели Сим.

До Таганая добрались только в десятом часу. План был — добежать до стоянки и поставиться на ночлег. Но естественно, как не продумывай, всегда что-то пойдет не так. Приехали — пошли на регистрацию. Так как мы должны были закончить поход в Миассе, машину нужно было оформить на стоянку: поставили на 5 дней, (60 р/сутки). Лесник нас обрадовал: до ближайшей стоянки Белый ключ идти семь километров (а холод и тьма уже не за горами в буквальном смысле), но тут же предложил встать на соседней полянке. А тут еще Ильдар с последней сводкой погоды: «Говорят сегодня самая холодная ночь, будет около нуля…». Думать долго не пришлось, холодно ж :) Встали как есть, попили ледяного пива, купленного Ильдаром и завалились спать. Рядом была замечена семья с девочкой, утром удалось перекинуться с ними парой слов. Кстати, постановка палаток на территории приютов стоит 30 р/человек.

День второй.
Ночью был такой дубак, что со слов Антона, он думал на следующий день уехать домой. Померзли мы знатно. Но утром овсянка с сухофруктами и горячий кофе подняли нас вместе с солнечными лучами. Каждый день мы вставали в 8 утра, но раньше 10 утра выдвигаться на маршрут не удавалось. Виной всему бесконечные чаепития, разговоры и медленные, ленивые сборы :)
Утром вышли на Верхнюю Тропу и довольно быстро дошли до Белого Ключа, где должны были поднять на Двуглавую Сопку — самую южную вершину Большого Таганая (Перья 1034 и Бараньи Лбы 1041 м). К слову, Уральские горы хоть и не особо высокие по мировым меркам, но одни из древнейших — возраст порядка 300 млн лет.
По дороге на Белый Ключ

Белый Ключ — один из официальных приютов на Таганае, но так как он несет максимальную туристическую нагрузку, довольно сильно замусорен. Рядом же течет чистейший родник, из которого мы и набрали воды. Во время обеда случилось первое происшествие — на нашу кошку Азог напала местная кошка (в Таганае кошек неожиданно много). Азог хоть и не ожидала такого, но держалась достойно. Успокоив немного нервы и припрятав рюкзаки, двинули на Сопку. Указатель сообщал, что до вершины 1,5 км. Преодолев железную лестницу мы немного упали духом: подъем после уютных посиделок дома за компом оказался весьма изматывающим. «То ли еще будет» — думалось нам в тот день.
Дошли до промежуточного скального массива и сделали остановку

Антон, как человек в горах никогда не бывавший, отказался идти дальше, сказал, что и так высоко. Высота была приличная и, конечно, было страшновато. Мы же двинулись на самый верх: до него оставалось 15 минут. Виды сверху восхитительные:

Открывающийся простор завораживает

Растительность в скалах весьма буйная, несмотря на суровость мест

После посещения Сопки наш путь лежал к месту ночлега — приюту Гремучий ключ. За день прошли 13,5 км и около восьми вечера уже ставились на поляне около приюта и готовили ужин. Что касается провианта в поход — мы полностью отказались от консервов и насушили примерно 2 кг говядины и свинины — этого должно было хватить на весь поход. На завтраки мы варили сладкие каши, на перекусы у нас были конфеты, орехи и козинаки (великая вещь!) не избегали и грибов по пути: голод в походе нас не беспокоил.
Вечером довольно быстро стемнело, вокруг было безлюдно и тихо, и только шум бензопилы прерывал мои размышления о таинственной красоте этих мест.

День третий.
На следующий день наш путь лежал на Откликной Гребень (1155 м), в Долину Сказок и на гору Круглицу (1178 м) — главную вершину Таганая. Сами того не зная, сделали остановку на Митькиных скалах, увидели тропинку вверх и поднялись.

Погода в тот день была пасмурная, хмурая, скалы как божественные чертоги мрачно нависали над этим днем, поражая своими причудливыми геометрическими формами и размерами курума, обступившего их со всех сторон: эта вылазка оставила очень глубокий след где-то внутри. У подножия мне попался кусочек горного хрусталя, который я, конечно же, оставила себе на память.

Курум в объятиях корней и мха

Митькины скалы: брутальные и мрачные

А вот и я собственной персоной

Природная геометрия

А вот и кошка, которую никак не заставить позировать :)

От Митькиных скал оставалось совсем немного до Откликного. Ориентироваться в Таганае несложно — есть указатели главных объектов с расстоянием до них. При себе же мы имели навигатор Garmin (Антон купил специально к походу), Навител и Навикей были установлены у нас на смартфонах. В этом смысле подготовились мы неплохо, по крайней мере блуждать в неизвестности нам не пришлось ни разу.
Идем дальше

До Откликного добрались быстро. Подняться на него можно, но нужно прилично обойти, а прямо перед ним большая круглая поляна с чудесной атмосферой. Уходить совершенно не хотелось.

Групповое фото

Кошка хмурилась, но терпела

Поедаем мухоморы — они съедобны, хотя повторять не рекомендую

В самом приподнятом настроении прибыли в Долину Сказок — атмосферное, немного игрушечное место, с перепадами высот, с практически речным песочком внизу, с карликовыми растениями (на Южном-то Урале!) с морем брусники и голубики!

Здесь у меня закончилась цветная пленка и дальше снимала черно-белые фотографии. Целая полянка на Сказках уложена такими каменными башенками.

Небольшой привал. Анто на второй день пути посуровел и стал шагать быстрее.

Очередной привал перед подъемом на Круглицу. Ильдар позирует.

Круглицу из Долины видно очень хорошо. Мы спустились вниз, оказавшись как бы между двух подъемов. Нашли уютное местечко для обеда и подтащили рюкзаки к кустам. Антон на Круглицу отказался идти, объяснив это усталостью и тем, что он лучше родник поищет (с водой было туговато и на обед нужна была). На том и порешили. У нас с собой были рации, по которым мы вели переговоры, так что мы постоянно оставались на связи.

Круглица и похожа на Иремель и не похожа. Мрачнее, угрюмее, окруженная курумником с человеческий рост. Чем выше мы забирались, тем злее был ветер, холоднее воздух, начинался дождь, кошка нервничала. У вершины стоит крест — в память о погибшем туристе. А на вершине стало тревожно и немного страшно, хотя вроде бы отвесных скал нет.
Вид на Откликной

С Круглицы открывается вид на Долину Писем. Слов, выложенных из камней не понять, но место интересное. Так и хотелось спустится туда — некоторые именно таким образом продолжают свой маршрут. В общем, задумки на следующий поход.

Еще вчера было солнце, а теперь природа забеспокоилась

Времени прошло уже прилично, мы перемерзлись на вершине Круглицы — требовался незамедлительный обед. После обеда пытались сообразить по купленной в Таганае карте, куда успеем дойти до вечера. Вроде решили идти на Заячьи Поляны, но каким-то образом проскочили их и дошли до приюта Таганай, где уже шел дождь. Встретил нас уже абсолютно ассимилировавшийся в местную природу бородатый лесник Степан (классика жанра просто!) и, конечно, предложил встать на ночлег. Свободное время между тем еще оставалось, а на карте далее была отметка о бесплатной стоянке на реке М. Киалим. Мы расспросили лесника — про эту стоянку он ничего не знал, но мы все равно решили идти. Идти пришлось по старому тракту — дороге сложенной из уже сгнивших частично бревен с ручьями и тут и там, по обеим сторонам которой стоял стеной смешанный, притихший лес. На стоянку пришли в приемлемое время — замутили костер, большой ужин, Антон с Ильдаром даже не сразу пошли спать. За день прошли примерно 16 км.
День четвертый
Утром погода не изменилась и мы стали потихоньку привыкать к ней. На этот день у нас были намечены посещение комплекса Три Брата и выход к середине маршрута — Киалимскому Кордону, от которого мы должны были двинуть в сторону Миасса. В воздухе чувствовалась сырость и прохлада, куртки и штормовки никто уже не снимал. По дороге на Трех Братьев кошка начала нервничать и попыталась убежать, освободившись от своей веревочки. Приманить обезумевшее животное удалось только попытками поиграть с той же самой веревкой. Однако настроение было подпорчено. На Трех Братьях я уже мерзла из последних сил, Алмаз забрал фотоаппарат и снимал. Довольно много времени провели мы в зарослях среди этих необычных останцев.

Пластичные, округлые, состоящие из застывшей и выветренной за века магмы, эти глыбы напомнили мне сказочных троллей и воображаемых чудовищ. Да и мистики в этом месте хватает. У комплекса видны костровища — значит и здесь можно остановиться на ночлег? В следующий раз хотелось бы… Из-за дождя и стоящего стеной леса снимать было сложно, да и как передать душевное смятение, оставленное этим местом?

Сотни миллионов лет точили эти камни

На контрасте

Через пару часов мы вышли к Киалимскому Кордону, на часах было 16−00, накрапывал дождь. На Кордоне нас встречал пес Рыжий, кот Курум (тоже рыжий) и лесник Сергей, такой же бородатый и сказочный, как и Степан из приюта Таганай.

Вообще, по плану мы собирались здесь отдохнуть и возможно помыться в бане — это обсуждалось еще до похода. Боевой дух в этот день был в нашей команде не особо высок, уговоры лесника действовали магически и, конечно, мы остались. Решили ночевать в доме (200р/человек + 100р/дрова для печки в доме) и взяли баню (500 р/час). Тем временем погода внезапно прояснилась и у нас появилась ложная надежда, что завтра распогодится.

Рыжий охраняет баню

А вот и переправа через Киалим — завтра на той стороне мы продолжим свой поход

Так как готовила только я, обязанность мытья посуды в ледяной воде возлегла на мужчин. Это называется разделение труда :)

Приют стоит на реке Большой Киалим. Название образовано от башкирского «каялы» — скала. Сама река красного цвета — содержание железа в 20 раз больше, чем в обычной речке. Как и все горные реки, Киалим прекрасен и живописен. Удивительно, но в Киалиме водится форель, которую на территории Таганая ловить запрещено. Везде в пути мы находим множество интересных камней, в том числе и содержащих пирит. С обширными залежами пирита связан оружейный завод в Златоусте — из пирита делают кремень, так как при ударе он отлично искрит. В Таганае есть запрет — нельзя бросать камни со скал, от искры может загореться лес. Так-то!
До бани прогулялись на курумное озеро сделать памятное фото

Сбоку в куруме установлен туалет, надо сказать, что по пути к нему натянута проволока, а ночью можно переломать конечности, добираясь до уборной. Из разряда таганайских шуток.
В доме сыграли в картишки, игра «Пеньки» — первый раз играла :)

К моему завтрашнему дню рождения был заготовлен абсент, но мы решили, что ждать нечего и лучше мы посидим сегодня, пока тепло и благостно. Выпив по стопке (спасибо Антон, что купил стопочки!) мы пошли париться. Алмаз настругал злющий еловый веник, баня была горяча, так что мы парились от души и купались прямо в ледяном Киалиме. Все эти дни отдыхала наша душа, а в этот день к ней присоединилось и тело. Конечно все были жутко довольны, был заготовлен заранее ужин, бутерброды и мы еще немного посидели перед сном. В этот день мы прошли всего 9 км пути, но отдых скорее нужен был морально — в походах выходного дня нагрузки всегда меньше, здесь же идти нужно постоянно.
Устройство жизни на приютах простое. Стоит несколько домов, перед ними — расчищенные поляны со стоянками. Лесники на приютах работают по 2 недели и продуктами должны обеспечить себя сами, поэтому приобрести за деньги у них что-либо из еды невозможно. Сергей поделился с нами своим хлебом, за что ему огромное спасибо. А так же за великолепную баню.
День пятый.
Как же лениво нам было вставать на следующий день… Позавтракали, попрощались с лесником и выдвинулись в сторону Ицыла. Несмотря на то, что формально мы были еще на территории Таганая, с этого момента указателей не было, да и метки в некоторых местах отсутствовали. В какой-то момент дорога пошла вверх — начался подъем на Ицыл. Расстояние было не ясно, так что рюкзаки оставили в кустах.

Ицыл состоит из двух вершин (1049 м и 1068 м) с седловиной — здесь проходит граница между Европой и Азией. Не подняться было невозможно, не зря же мы шли сюда! С каждым десятком метров вверх погода портилась сильнее: и вот на середине пути мы увидели огромное нависшее облако и подниматься нужно было прямо в него. Вокруг было тихо, но отовсюду доносился скрип деревьев, так что меня начало подглючивать, что это медведь воет. И тут природа была величественно сурова и создавала волшебное, сказочное ощущение.

Начался курумник, мы уже были в облаке и видимость стала несколько метров

Неудивительно, что мы смогли дойти только до седловины: поднявшийся штормовой ветер лишил нас каких-либо шансов на дальнейший подъем. Ощущения были такие, что вот-вот и улетишь со скалы.

Ицыл, кстати, славится такой погодой. По некоторым версиям название так и переводится — «вечный ветер». Несмотря на то, что ни черта не было увидено с Ицыла, место однозначно нужно посещать в любую погоду — хотя бы для остроты ощущений.
Впереди нас ждала долгая, монотонная дорога до озера Тургояк. Ночевать мы должны были на реке Сухокаменке. По пути прошли мимо стоянки Ицыльские ельники — поляна с костровищами в лесу. До Сухокаменки дошли довольно быстро — нашли стоянки, отдохнули и все-таки продолжили путь дальше в поисках ночлега. Хотели подойти поближе к реке Куштумга. Пройдя еще несколько километров, увидели стоянку в лесу вблизи реки и остались ночевать. В этот день мне исполнилось 28 лет и вечером мы допили абсентик.

Походные будни дают о себе знать — одежды становится все более, а взгляд все строже

В этот день вместе с подъемом на Ицыл мы прошли 20 км пути. Обедали прямо в лесу, а на ужин приготовили собранные мною грибы (белый, подберезовик, лисички) с чечевицей — было невероятно вкусно! Спалось хорошо и тепло.

День шестой
Продуктов было достаточно, никто пока не болел, но стала остро ощущаться нехватка витамина С. И как мы об этом не подумали? Утром бодро встали, поели сытно и, спокойно выпив чая, двинулись к Куштумге. Естественно, через небольшой промежуток времени нас ждали река и несколько хороших стоянок. Походный закон — всегда нужно пройти еще 300 метров :)Погода потихоньку налаживалась, хотя мы уже порядочно обветрились и замерзли за все эти дни. Пройдено было почти 60 км и оставалось совсем немного — километров 12−13.
Лес по пути был смешанный и уже совсем осенний, по пути стали попадаться квадроциклисты и велосипедисты из Миасса — любители всевозможного бездорожья.

Часть пути кошка бежала по дороге сама или ехала на рюкзаке, но иногда капризничала — приходилось брать на руки

Антон, двигавшийся в конце колонны в первые дни, теперь бодро вышагивал впереди всех, чем немало удивил. А ведь не верил в свои силы!
Не спеша мы дошли до отмеченного на карте ЛЭП, до озера оставалось совсем чуть чуть. Днем вышли к берегу озера в районе базы «Серебрянные пески». Территория почти везде огорожена, но администратор базы показал место, где можно переночевать на берегу — буквально в 20-ти метрах правее баз.

Озеро Тургояк — место потрясающей красоты, раскинувшееся посреди гор и хребтов. Как пишет Википедия — это второе после Байкала озеро в России по прозрачности и чистоте воды (видно дно до 17 метров). Дно сложено из ярких, красивых камней — пляж здесь превосходного качества.

Такая стоянка ждала нас тут

Прекрасное озеро и я

Напомнило мне родной Северо-Запад и Ленобласть… Эх!

Ильдар, как всегда, в раздумьях

Несмотря на леденящий душу ветер, Алмаз развел костер и мы решили искупаться, а точнее окунуться в озере. Раз уж купальник и плавки взяли :) Вода была теплее воздуха, но согреться было просто невозможно в тот день.

После обеда заскучали мы, из уст Антона прозвучало предложение прогуляться до поселка — «всего-то 6 км!» На часы, естественно, никто не смотрел. Оставив Ильдара на произвол судьбы, мы пошли в поселок. Долго и нудно пробирались между турбаз, нарвались на собак, посмотрели на соседнее озеро Инышко и вышли к поселку. Преодолев массу буржуазных построек добрались в магазин, где прикупили вкусностей и немного алкоголя. Обратно идти пешком ой как не хотелось, номера такси мы естественно не знали. Попытки поймать попутку в таком месте были обречены. Уже на выходе из поселка мы встретили троих дядек, немного пьяненьких, спросивших у нас адрес, потому что они как раз звонили в такси и, конечно, дали нам не только номер, но и скидочную карту! Вот уж повезло. Они же уговорили нас сбегать до беседки рядом, сказав, что там открываются красивые виды. Мы уговорились и не пожалели :)
Антон вдохновляется вечерним Тургояком

Таксист все-таки приехал, довез за 100 рублей. Когда мы приехали, уже стемнело и вышла яркая луна.

Последняя ночь похода

Ночью Антон попросил у Ильдара каталитическую грелку — удивительный компактный бензиновый прибор, согревающего свойства. Штука полезная, я же видела такую впервые. Можно положить в спальник, погреть руки или высушить обувь. Ильдар же на следующий день неминуемо заболел…

День седьмой
Вот и наступил последний день. Сегодня нам предстояло вернуться в Таганай и забрать машину, а значит нужно было для начала приехать в Златоуст. Лень и усталость сказались сильно — поехали в Миасс на такси, где практически сразу сели в рейсовый автобус. К трем часам мы уже были в Таганае, снова смотрели на карту и табличку «Добро пожаловать», сходили на родник, чтобы отпоить Ильдара чаем и антигриппином, и купили немного сувениров. Ощущение было странное, как будто предстоит заново все пройти и увидеть, но к сожалению нужно было возвращаться домой.

Обратно в Уфу мы доехали быстро, в 6 вечера уже были дома. Погода была чудесная, теплая — как нам ее не хватало в походе. Усталости не было никакой, но мне было немного грустно. Удивительно, но удалось очень точно просчитать количество еды на четверых на неделю, не потеряться и не заболеть серьезно. Спасибо Антону за фотографии, я ими воспользовалась, когда писала этот отчет и спасибо нам всем, что мы устроили себе такой праздник в первую неделю осени. До скорых встреч, прекрасный Таганай!