Серебро Зимнего Таганая или как уральские горы не перестают меня удивлять. Часть I

dlinnychulok (http://dlinnychulok.livejournal.com/) , 03.03.2015 (3303 дня назад)

«И каждый раз, не реже, в год
Мы отправляемся в поход.
Лыжня скрипучей песнью
Во сне тихонечко зовет»

И вновь меня что-то дернуло пойти в зимний поход именно в новогодние праздники. На это раз точно не черт, скорее всего именно таганайские духи.

078_2-Taganay-1-200 sec at f - 7.1-32 mm-ISO 100

Таганай. Как много я слышала об этом красивом и загадочном крае. Дело в том, что чаще всего новички нашего клуба ходят в свой первый летний поход именно туда. Возвращаются уже «своими», вдохновленными, покоренными горами. Романтика кроется уже в названии «Подножье для луны» — это самый, на мой взгляд, литературный перевод слова «Таганай» с башкирского языка.
И действительно, Луны и чудес в Таганайском краю можно будто коснуться руками. Да и во многом он удивил нас, хотя зимний поход на Южный Урал мы совершили уже третий раз.

Все же люблю я романтику поездов. Даже если сначала тебя не хотели пускать в вагон с лыжами по новостарым правилам, а потом ты еле втиснулся в сидячий вагон, где твои ноги обречены ехать чуть ли не выше головы. Нам все же чуточку повезло, ведь у Ксюши и Вовы были сидения рядом со столиком, где можно было достаточно безопасно разлить чай или поделить вкусности, которые нам завернули дорогие родители. Мы ехали в третьем вагоне, а в вагоне номер двадцать пять ехали наши друзья, к которым мы хотели сходить поспать в гости. Межвагонное пространство было очень красиво, почему-то вспомнился мультик «Полярный экспресс» — заиндевелые железные детали, освещенные теплым желтым светом фонариков. К сожалению все мои мольбы сфотографировать эту красоту были встречены непониманием и боязнью за технику. Никогда я еще не проходила через такое количество вагонов, чтобы попасть в гости. Но оно того стоило. Друзья держали в страхе весь плацкартный мир, пели громко, дружно, любимые песни трогали душу.

Ночь была достаточно удобной. Вагон наш был нового образца, ручки у кресел убирались, поэтому можно было перепробовать множество антизатекаемых поз. Дружно, тремя группами пересели в Самаре на новый поезд. Хоть ехать оставалось немного, но мы порадовались возможности вытянуть ноги в купе. Правда тут нас удивило количество детей на квадратный метр вагона. Везде мы старались, чтобы наше присутствие как раз проходило максимально безболезненно для соседей по поездке. Поэтому кушали теперь мы в коридоре, там, где нас, раскиданных по всем верхним полкам вагона, можно было хоть как-то собрать вместе. 001 Taganay 1 60 sec at f 4 5 34 mm ISO 800

Наконец наш поезд остановился в городе Златоуст, а мы образцово произвели высадку за две минуты. Вокзал, где нас необходимо было провести еще пару часов, нас очень удивил. Дело в том, что я думала, что Златоуст какой-то поселок городского типа, но никак не третий по величине город Челябинской области. Да дело было даже не в этом. Просто Нижегородский вокзал и в подметки не годился этому зданию, которое было и со своей архитектурной задумкой, да и размерами сильно его превышало.

Распрощались с группой Хоборова, поспали, позавтракали, подарили сахар охраннику и пошли на автобусную остановку, где, разделившись, мы с Таней и Максом сели нагородскую маршрутку, которая довезла нас до входа в национальный парк Таганай. Тут мы и дождались всех остальных. Забавно, но нас шофер довез до кордона за 48 рублей, а ребятам, которые сели на рейсовый автобус, пришлось от конечной остановки еще идти до входа в парка, да еще и заплатить за перевоз рюкзаков. Пока мы ждали ребят, у нас было время изучить информационные табло, на которых были приветственные надписи и много полезной информации. Тут всю группу и встретил мужчина, который представился директором национального парка и настойчиво предложил нам зарегистрироваться. Дима и Леша быстро вернулись, в руках у них была листовка, которая оказалась очень полезной и достаточно красивой картой местности. Регистрация в национальном парке «Таганай» оказалась бесплатной, что очень нас порадовало. А так же в листовке мы вычитали, что кое-где места длительной стоянки запрещены, но в целом правила парка не препятствовали проведению нашего планируемого маршрута. Когда первые лучи заоблачного солнца осветили путь-дорогу, мы начали движение наверх. Дорога была накатанная, скорее даже натоптанная. Удивили добротные указатели, которые стояли почти на каждой значительной развилке. Как потом оказалось, национальный парк был организован в 1991 году, и уже с того времени везде делались различные метки, а три года назад был разработан фирменный стиль, и указатели приобрели вот такую презентабельную форму.

004 Taganay 1 125 sec at f 5 0 40 mm ISO 400

Через пару не самых легких километров мы добрели до первой отметки на нашей карте — Белый ключ. Этот приют имеет не очень хорошую славу. Говорят, что руководство привело пристанище в упадок, и не советуют останавливаться там. Зато вода Белого ключа славится своей мягкостью и вкусностью. Но мы, к сожалению, не попробовали ее. Около этого приюта идет вверх лестница на одну из двух вершин горы Двуглавая сопка. У приюта нас встретила стая… кошек! они выбежали и начали ласкаться, выпрашивая еду. 003 Taganay 1 1000 sec at f 4 0 28 mm ISO 400

Длительный подъем нас измотал. Тропа была скользкой, битой от человеческих ботинок. Рюкзаки были перегружены. Нас периодически обгоняли пешеходы. С одной женщиной мы даже познакомились. Ее звали баба Валя, она шла к Гремучему ключу, где недавно построила иглу, чтобы там справлять Новый год. Она позвала нас в гости, рассказать историю Таганайского края, показать некие фотографии. А еще назвала нас таганайскими чайниками, так как на Таганае на лыжах по мнению местных не ходят. И в тот момент мы мысленно соглашались с ней.

Хотелось снять лыжи, и пойти вверх пешком.

Ира очень устала падать (к сожалению сказалось отсутствие тренировок), поэтому шла налегке, без рюкзака, а Димка достаточно быстро сходил за ним вниз. Мы планировали дойти до Гремучего ключа, но начало смеркаться, и нам пришлось сойти с тропы чуть левее и начать устанавливать лагерь. Готовили ужин мы первый день на костре, что вышло почему-то очень долго. Тут к нам подошел на свет костерка молодой человек, который ранее обгонял нас на тропе. Он шел со скалодрома, пытался дойти до Гремучего ключа. Нас первое время очень удивляло, что люди совсем не боятся хотить по Таганаю в темноте. Однако после одного случая мы перестали дивиться суровости местных жителей. Отправили с благословлением молодого человека в направлении Гремучего ключа. Сами же долго укладывались, наводили уют, притирались к соседям в спальниках. Утро пришло такое же пасмурное, зато теплое. Сначала прошлись почти по прямой, подошли к красивому ручью. Я так хотела его пофотографировать, что готова была залезть прямо в воду! Сугробы мягкими перинами нависали над водой, а сама вода казалась очень загадочной, будто обладала душой, она жила в этом белом мире зимы. 013 Taganay 1 800 sec at f 5 0 40 mm ISO 400

Тут начался приличный подъем. Меня это очень порадовало, так как хотелось уже посмотреть на горные изгибы. Начали встречаться огромные каменные валуны, погребенные под снегом. И вот, наконец мы вышли на полянку, на которой располагался приют «Гремучий ключ». Если повернуться на 180 градусов от домиков, то в хорошую погоду, непременно, будут видны живописные дали и вершины… Но пасмурный день не порадовал нас видами. 014 Taganay 1 200 sec at f 5 0 17 mm ISO 100

Хозяин «Гремучего ключа» встретил нас достаточно неприветливо, но это потому, что мы случайно лыжами встали на горку, которую он заливал для детишек. Когда мы извинились, наши отношения наладились разом, и мы немного поговорили о Таганае, о приюте, о Новом году. Он даже сфотографировал «таких экстрималов». Мы попрощались и съехали на тропу, причем достаточно показательно, никто не упал. 015 Taganay 1 80 sec at f 4 5 17 mm ISO 100

На самом деле за день мы прошли достаточно мало, но из-за того, что все потренировались подниматься, день прошел не зря. Лес был редкий, и мы вскоре нашли полянку, на которой можно было поставить палатку. Сначала мы пообедали вкуснейшим борщом, который так и застыл у нас в тарелках. Дровишки сегодня ломали долго, всей семьей. В палатке уже готовили ужин, а мы все изобретали новые способы ломания веточек. Но тут в нас вселился снежный чертенок, и мы начали дружное и веселое валяние в снегу! Белый, пушистый, невероятно мягкий, он зарывал нас в себя, и мы радостно тонули. Я никогда еще раньше не видела Таню такой счастливой! Мне кажется далеко не каждый ребенок так может веселиться! А еще было очень здорово плюхаться друг на друга, таким образом показывая как сильно мы любим! 016 Taganay 30 0 sec at f 6 3 17 mm ISO 800

Следующим утром мы продолжили путь. Шли мы достаточно медленно, так как ночью выпало много снега, и приходилось тропить. Метки на деревьях стало находить все сложнее, мы стали переживать, что скоро потеряемся с тропы. Но тут на привале нас обогнала пешая группа, которая, увидев нас сказала:"Опа-па. тропинка кончилась". А мы порадовались, ведь теперь какое-то время мы точно не потеряемся.

Я начала мерзнуть и попросилась тропить. По следам пеших идти было ничуть не легче, чем по целине, пухляк был приличного размера, и лыжи запутывались в этих сантиметрах. Рюкзаки еще имели предельный вес, поэтому этот день был одним из самых тяжелых… Тут мы увидели, что группа пеших возвращается обратно. Оказалось, что они дошли до Откликного гребня, там была очень плохая видимость, дальше решили не ходить и повернули назад. Наша же группа была вымотана подъемом. Всем очень хотелось остановиться на обед, но время поджимало, встав на обед, мы начали бы ставить лагерь. 017 Taganay 1 1250 sec at f 4 5 28 mm ISO 400

Мне казалось, что до Откликного уже совсем чуть-чуть. Пару раз мы выходили на большие полянки, и мне казалось, что мы у Откликного, просто не видим его. Но Ксюшка одергивала меня, говоря, что это совершенно не может быть Откликной гребень, она в отличие от меня, посмотрела много фотографий нашей местности. 018 Taganay 1 4000 sec at f 4 5 17 mm ISO 400

019 Taganay 1 1000 sec at f 4 5 17 mm ISO 400

Но вот лес стал ниже, более приземистым, более заснеженным. И вот мы вышли на широкую поляну, которую венчал Откликной гребень. Не передать наш восторг словами! Третий день мы плутали в лесах Таганая, не видя почти ничего каменного, а тут настоящий гребень бронтозавра спящего! 020 Taganay 1 2000 sec at f 4 5 17 mm ISO 400

021 Taganay 1 2000 sec at f 4 5 26 mm ISO 400

022 Taganay 1 2000 sec at f 4 5 23 mm ISO 400

023 Taganay 1 2000 sec at f 4 5 17 mm ISO 400

Ветер был просто обалденный! Я боялась, что мы опять себе все отморозим, как в прошлом году в Кандалакше. Но все же мы решились отобедать на таком значимом этапе нашего похода. Съели вкуснейшие батончики от Батона. Чай зеленый был удивительно вкусным, хоть и сладким. 024 Taganay 1 250 sec at f 4 5 40 mm ISO 400

025 Taganay 1 100 sec at f 8 0 17 mm ISO 100

Решили встать неподалеку от этого места, но все же в разрешенном месте, так как на Плато дьявола стоять запрещено. Деревья были сильно заснеженными, поэтому дрова мы собирали достаточно долго. Снега тут было немерено! Я провалилась рядом с елочкой, да так глубоко, что даже земли не коснулась. Ветер не утихал, новогодняя ночь обещала быть прохладной. Но в палатке было все также тепло как обычно, правда ходила она ходуном. Мы нарядили палатку и стали ждать наступления Нового года. Правда гирлянда от ветра жутко качалась, и несколько раз отрывалась, но это не мешало ей сиять звездами, так как гирлянда у нас была на батарейках! Играли, пели, болтали. Было очень душевно и уютно. Наверное в этот вечер мы окончательно познакомились - старички узнали новичков, а новички, надеюсь, прониклись походными песнями и баснями. Как это обычно бывает, за пятнадцать минут до нового года мы поняли, что стол не накрыт, чай не заварен, провожать год нечем. Началась суета и беготня. Крошили нещадно рыбу, намазывали икру, в общем настроение было очень даже новогоднее. Леша например за три минуты до Нового года застрял в валенке, который был маловат, да еще и замерз колуном. Мы освободили Лешу и с улюлюканьем встретили Новый 2015 год. В десять минут первого Димка все же разрешил нам распить 280 мл шампанского на всех — этот праздничный подарок завернули нам Вовкины родители. Всего ложка шампанского, а сколько радости — теперь праздник был полным! Тут пришел Дед Мороз, принес нам новогоднюю красную бахилу доверха наполненную подарками. Анонимный Дед никого не обделил, а некоторым досталось даже несколько прекрасных подарков. В общем мы хотели встретить Новый год еще и по Нижегородскому времени, но не смогли, усталось дала о себе знать, и мы свалились спать. 026 Taganay 1 60 sec at f 6 3 17 mm ISO 3200

Утром Димка вышел первый из палатки и сказал, что такой красоты мы еще не видели. И правда. На улице наконец было ясно. Голубое небо залило светом все в округе. Наконец-то снег насытился совершенно разными оттенками, сиял, манил. Да и Откликной гребень было видно даже с места стоянки. Я немного прогулялась по лыжне, пока ребята собирали рюкзаки. Было так холодно, что никакие физические упражнения не согревали уже. 028 Taganay 1 5000 sec at f 4 0 176 mm ISO 200

031 Taganay 1 1600 sec at f 4 0 70 mm ISO 200

033 Taganay 1 500 sec at f 4 0 70 mm ISO 200

034 Taganay 1 2500 sec at f 4 0 17 mm ISO 100

Как обычно последним собирался Димка, у него ехала палатка, поэтому это было логично. Но сегодня еще и пенки задубели так, что у меня все пальцы треснули, пока я пыталась с помощью Иры свернуть эти дурацкие пенки так, чтобы они смогли пристегнуться к рюкзаку. В итоге я уже начала немного паниковать, что не смогу согреться, но увидела, что девчонки поехали тропить. Я очень обрадовалась, и эгоистично бросив несколько недовернутых пенок, последовала за ними. Через несколько поворотов, я догнала девчонок, которые что-то разглядывали справа — это был первый ясный прекрасный вид на Таганай. 035 Taganay f 9 0 47 9495 mm ISO 200

А потом мы стали наслаждаться видами каждую минуту. Мальчишки догнали нас, и я осталась с Димкой пофотографировать всю эту красоту. Как обычно фотографировала без перчаток, плакала от того, что сводило руки. Но оно того стоило. Вдалеке сияла красавица Круглица. Да и мало ли, этот день мог быть единственным ясным. 036 Taganay 1 640 sec at f 9 0 70 mm ISO 200

038 Taganay 1 4000 sec at f 4 0 17 mm ISO 100

039 Taganay 1 320 sec at f 9 0 32 0867 mm ISO

Это был самый холодный день за весь поход. Мы потеряли метки и шли по азимуту. На некоторое время нам повезло — обогнали пара лыжников, и мы шли по их следам. Но потом, я так и не поняла как это случилось, их лыжня закончилась, а сами они куда-то подевались. Территориально мы находились рядом с Долиной сказок. Это было очень красивое место. Снег превращал елки в причудливых животных и чудищ. Некоторые были небольшого роста, а некоторые настоящими великанами. Потом мы уткнулись в каменную стену и пошли вдоль ее. 041 Taganay 1 160 sec at f 9 0 70 mm ISO 100

042 Taganay 1 1600 sec at f 4 0 22 mm ISO 100

Поняв, что начинаем спуск, остановились и решили углубиться в лес. На привале я одела бушлат и решила уже не снимать его сегодня. Ноги замерзли и не хотели согреваться, я вспоминала о чудо-грелках-стельках, которые спасали нас прошлой зимой. Надеялась, что в какой-нибудь подарочек нам их положили. На этом же привале нас догнал пеший турист, который обогнал нас утром. Он сказал, что плутал весь день, а теперь пойдет с нами. Я начала переживать, что в палатке нам всем места не хватит. Но он тоже почему-то волшебным образом исчез. Переживаю до сих пор, не заблудился ли, не замерз ли. А мы нашли уютное местечко меж елок, и поставили лагерь. 043 Taganay 1 50 sec at f 4 0 70 mm ISO 200

047 Taganay 1 100 sec at f 4 0 78 mm ISO 320

048 Taganay 1 125 sec at f 4 0 200 mm ISO 320

Вечером одомашнили елочку — нарядили ее нашей гирляндой и оленями, а потом все вместе жгли бенгальские огни. Люблю я этих духов огня. Спать легли пораньше, так как на следующий день планировали покорить Круглицу. 051 Taganay 1 60 sec at f 4 0 40 mm ISO 3200

Подъем был ранний, но мы оперативно собрались, одели все-все теплые одежды и вышли из палатки. Сняли с нее все несущие элементы (лыжи, палки) кроме центрального шеста, и на рассвете пошли на подъем. Оказывается мы встали на ночевку рядом с небольшим пупырем, подъем на который был достаточно крутой. Но мы шли первый раз налегке, и первый раз на рассвете… И горы очаровывали нас. 052 Taganay 1 160 sec at f 7 1 70 mm ISO 100

053 Taganay 1 160 sec at f 7 1 70 mm ISO 100

078_2-Taganay-1-200 sec at f - 7.1-32 mm-ISO 100

055 Taganay 1 200 sec at f 7 1 17 mm ISO 100

056 Taganay 1 200 sec at f 7 1 27 mm ISO 100

057 Taganay 1 200 sec at f 7 1 17 mm ISO 100

058 Taganay 1 200 sec at f 7 1 17 mm ISO 100

059 Taganay 1 200 sec at f 7 1 17 mm ISO 100

060 Taganay 1 250 sec at f 7 1 17 mm ISO 100

061 Taganay 1 80 sec at f 20 70 mm ISO 100

Мы обогнули пупырь, и прямо перед нами предстала красавица Круглица. По рассказам, которые мы читали, на горе Круглице бушуют ветра, да и погода часто не дает полюбоваться наикрасивейшими видами. Но нам несказанно повезло. В этот день на небе не было ни одного облачка. А благодаря тому, что стоял полный штиль, казалось, что было очень тепло. 062 Taganay 1 40 sec at f 20 70 mm ISO 100

064 Taganay 1 250 sec at f 7 1 17 mm ISO 100

065 Taganay 1 400 sec at f 7 1 17 mm ISO 100

066 Taganay 1 200 sec at f 10 70 mm ISO 100

067 Taganay 1 200 sec at f 8 0 200 mm ISO 100

068 Taganay 1 400 sec at f 8 0 200 mm ISO 100

069 Taganay 1 320 sec at f 8 0 109 mm ISO 100

072 Taganay 1 400 sec at f 8 0 154 mm ISO 100

073 Taganay 1 320 sec at f 8 0 200 mm ISO 100

074 Taganay 1 250 sec at f 9 0 140 mm ISO 100

075 Taganay 1 250 sec at f 9 0 140 mm ISO 100

076 Taganay 1 400 sec at f 9 0 149 mm ISO 100

Оставив лыжи внизу, мы начали подъем на самую высокую вершину Таганая. Ветра делают свое дело… Мы попали в королевство околдованных камней и елей. Казалось, все замерло, и только мы продолжали свой путь наверх. Перед нами простирались дали Таганая. 077 Taganay 1 125 sec at f 20 70 mm ISO 100

078 Taganay 1 160 sec at f 20 70 mm ISO 100

Гребень Откликного как никогда напоминал древнее чудище, уснувшее в снегах.

079 Taganay 1 100 sec at f 16 70 mm ISO 100

080 Taganay 1 100 sec at f 16 44 0848 mm ISO 1

081 Taganay 1 100 sec at f 16 200 mm ISO 100

082 Taganay 1 100 sec at f 16 70 mm ISO 100

083 Taganay 1 100 sec at f 16 70 mm ISO 100

084 Taganay 1 100 sec at f 16 70 mm ISO 100

085 Taganay 1 100 sec at f 16 21 639 mm ISO 10

086 Taganay 1 250 sec at f 9 0 32 mm ISO 100

087 Taganay 1 2500 sec at f 9 0 19 mm ISO 100

088 Taganay 1 2000 sec at f 9 0 40 mm ISO 100

089 Taganay 1 2000 sec at f 9 0 25 mm ISO 100

Елки были настолько твердые, что мы могли залезать на них верхом!

090 Taganay 1 1600 sec at f 9 0 40 mm ISO 100

091 Taganay 1 800 sec at f 7 1 31 mm ISO 100

092 Taganay 1 800 sec at f 7 1 17 mm ISO 100

093 Taganay 1 800 sec at f 7 1 17 mm ISO 100

И вот наконец мы покорили вершину. Было что-то невероятное в этих далях, которые подарила нам Круглица. Можно было стоять и смотреть, вглядываться в этот кристальный воздух, впитывать эту энергию горных долин. 094 Taganay 1 800 sec at f 7 1 17 mm ISO 100

Если вам понравился отчёт и фотографии, вы можете легко поделиться ссылочкой с друзьями!