Путешествие по Южному Уралу. День шестой. Варна - Баландино

Путешествие по Южному Уралу. День пятый. Слюда — Варна

Нам с Лёшкой Чирковым пришлось встать без десяти шесть. Нужно было забрать технику из торгового павильона до его открытия. В начале седьмого туда должны были уже начать подъезжать машины с товаром.

Подогнали технику ко входу в гостиницу, прислонили к решётчатому забору и сцепили тросами. Вернулись к себе в номер и улеглись досыпать.

Выехали из гостиницы в десятом часу. Как обычно, решили не завтракать «на коленках», а лучше чуть позже заехать в придорожное кафе и уже там нормально позавтракать-пообедать. Да, еду нужно было ещё заслужить, поэтому мы сразу поехали к следующему объекту нашего исследования — Мавзолею Кесене, что находится в трёх километрах к востоку от Варны.

Другое название Мавзолея Кесене — «Башня Тамерлана». Мавзолей является историческим памятником XIV века, находится на берегу заросшего озера Большое Кесене.

Комплекс Кесене состоит из кирпичного мавзолея, высотой 17 метров, шести курганов эпохи бронзы, кургана раннего железного века и почти 150 курганов позднего средневековья. 20 лет назад вокруг башни обнаружили 700 могил. Ученые утверждают, что это древний некрополь эпохи раннего железного века, а башня Тамерлана построена гораздо позже. Возможно, красивые легенды к Тамерлану никакого отношения не имеет, но строение в степи действительно является памятником ранней мусульманской мемориальной архитектуры XIV—XVI вв., установленным над женским захоронением. Мавзолей воздвигнут из кирпича, в состав которого входили красная глина, яйца диких птиц и верблюжье молоко (по одной из версий — козье). Считалось, что так кирпичи будут прочнее. Предполагают, что их делали возле реки Уй — в районе нынешнего Троицка — и по цепочке передавали воинами до самой башни. Новые кирпичи тоже обжигали по древней технологии, только без верблюжьего молока. Памятнику присвоен статус республиканского и дано название — мавзолей Кесене. Вокруг мавзолея болото, и подъехать к нему можно только по грунтовке, отходящей от трассы на село Новопокровское. К входу ведёт тропинка из крупных булыжников.

Точной информации о происхождении сооружения нет. Первый, кто описал мавзолей, капитан П. И. Рычков, выдвинул версию о некоей неизвестной науке цивилизации, бытовавшей на Южном Урале и оставившей после своего ухода в Китай несколько однотипных кирпичных сооружений. И возможно, что мавзолей в окрестностях Варны возведён над могилой «святого царя» этого народа…

Этнограф Р. Г. Игнатьев уже сто лет спустя после Рычкова констатировал, что киргизы-кочевники и язычники — почитают башню храмом неизвестной веры и мавзолеем над прахом святого царя.

В 1889 профессором Э. Ю. Петри внутри мавзолея были произведены раскопки склепа. Обнаружено женское погребение в лубке, перекрытое досками. В погребении найдены остатки шелковой ткани, два золотых перстня с арабесками и две серьги в виде знака вопроса. Подобные серьги имеют широкое распространение среди украшений кочевников и лесостепного населения. Начиная с XIV в. данный тип шатровых мавзолеев весьма характерен для архитектуры школы Хорезма и Хорасана. Традиция портальных мавзолеев зародилась в середины XIV в. и просуществовала вплоть до XIX в. Наиболее близкими аналогиями мавзолея Кесене являются мавзолеи Маджара на Северном Кавказе, Ирки-баба в Туркменистане и Бэндэбике в Башкирии.

В начале 80-х годов прошлого века здание мавзолея восстановлено. К 1985 году реставрационные работы завершены, и оно выглядит как новенькое. Старые кирпичи обложили новыми. В мавзолей можно войти через ажурную решетчатую дверь. Внутри здания — одна большая, скупо освещенная комната с каменным полом.

В окнах-амбразурах поселились птицы.

Осмотрев Мавзолей, выехали на трассу в направление, «пригретого» нашим штурманов, кафе. И тут случился первый прокол — у Лёши Чиркова. Видимо мы как-то непочтительно себя повели в Мавзолее, может быть не стоило подниматься на курган, ведь там находятся чьи-то останки. Я даже про себя попросил прощения духов, когда ребята были увлечены ремонтом колеса.

Колесо сделали и поехали в кафешку. Наелись «мама не горюй». Вкуснотища!

А, да! Как же Антон? Созвонились с ним. Он уже давно выехал из Варны и вовсю накручивал дальше по нашему маршруту. Договорились встретиться в Лейпциге.

Проехали мимо знаменитого Варненского комбината хлебопродуктов «Союзпищепром». Не знаю, как у вас, а у нас во всех магазинах продаётся их продукция в виде различных макарон и лапши. Мы даже позже с сыном зашли в наш «Мегамарт» и нашли упаковки с макаронами этого комбината.

Выехали на Т-образный перекрёсток. Нам нужно было уходить вправо — на восток, в славный «немецкий город» Лейпциг.

Сразу за поворотом нас встретила угрожающая надпись: «Внимание! Пограничная зона! Въезд по пропускам…» Если честно, такого сюрприза мы не ожидали, даже не подозревали. Знали бы, то заранее заказали пропуска в пограничную зону. Ребята стояли в раздумии, оглядываясь на нас с Алексеем Малеевым. Лёшка сразу предложил отказаться от затеи проезда в запретную зону. Но я настаивал на своём, — Поехали! В случае встречи с пограничниками прикинемся чайниками. В конце концов, не расстреляют же. У нас же план, благородная миссия.

Мужиков удалось уломать, тем более как-то же Антоха туда проехал.

На подъезде к своротке в Лейпциг нам на встречу из степи вырулила белая «пятёрка» (на фото). Из неё вышли двое пограничников, попросили остановиться. Подполковник нас пожурил за нарушение запрета на въезд, запретил въезжать в Лейпциг, — Вы что? С ума сошли! Казахстан в двух километрах, а вы тут без пропусков. Давайте отсюда.

Документы проверять не стал, поинтересовался нашим дальнейшим маршрутом, разрешил издали посмотреть на приграничное село, сфотографироваться у знака и немного перевести дыхание в стороне от дороги.

Тут к нам из кустов выскочил Антон и рассказал, что с ним произошло. Он приспокойно заехал в село, объехал его вокруг, и уже когда выезжал, наткнулся на пограничников, которые в это время готовились нас встречать. Его они «приняли» по полной программе — попросили предъявить документы, прочитали статью, которую нарушил, и что за это ему светит. Оказалось, что они нас обогнали на своей «пятёрке» когда мы сюда направлялись. Да, ещё они сказали, что у нас точно возникнут проблемы если мы вздумаем сунуться в Берлин, они нам это устроят. Наверно просто пугали.

А мы отдохнули, развернулись, объехали реку Верхний Тогузак и вдоль неё направились подальше от границы — в посёлок Дружный.

На подъезде к Дружному увидели вот такой артефакт — из земли торчит высоченная труба на конце которой в сторону отходит тонкая трубка, из трубки вылетает снег, покрывая вокруг внушительную площадь. Что это? Кто знает?

В Дружном прикупили немного съестного, пообщались с местными. Мужики были в восторге от молоденькой симпатичной продавщицы из магазинчика-вагона. А я её почему-то не заметил, видимо думал о другой.

Из Дружного поехали в Бородиновку.

Встречный ветер дул всю дорогу, скорость была около 10 км/ч. Остановились на пару минут у недостроенной плотины на Тогузаке.

Наконец показалась долгожданная трасса.

В Бородиновке остановились у одного из продуктовых магазинчиков, чтобы хоть на десять минут укрыться от ненавистного ветра. Вокруг кружила пара полицейских машин — то проедет, то остановится. Мы были уже готовы сорваться ехать дальше, а не тут то было. Наконец полицейский «УАЗик» подрулил к нам, затем подъехала «Нива». Вышла бригада полицейских в составе семи человек. — Кто такие? Откуда? Куда? Предъявите документы. Что здесь делаете?

Переписали паспортные данные, сказали, что для проверки. Документы забирать не стали, но напрягли конкретно. Попросили задержаться пока нас пробьют по базе. «Пробивали» около полутора часов, майор всё куда-то звонил по сотовому и несколько раз называл наши фамилии. В это время один из молодых лейтенантов «по-дружески» интересовался нашим путешествием, экипировкой и техникой. Ну не знаю, чего они хотели, ссылались на усиление, всё же нас отпустили, извинившись за задержку. Якобы, всё нормально, удачной вам дороги. Осадок остался неприятный.

Часам в семи пересекли границу Чесменского района.

Заехали в Редутово за «антистрессом» — нужно же было как-то снять напряжение после встречи с карабинерами. Прямо Бородинское сражение.

По плану, ночёвка должна была быть у реки Тугунский Лог, но подъехав к ней, поняли, что место неподходящее. Вся река была изрыта копытами коров, повсюду валялись лепёхи. Решили поступить так — собрать всю пустую тару и сходить набрать воды в верховье реки, там берег более крутой, не удобный для выпаса скота. За водой пошли я с Васей и Костя. Кое-как набрали воды, то и дело погружаясь по щиколотку в прибрежную грязь. На обратном пути, идя к своим через степь, я словил здоровенного клеща — снял со штанов.

Через пять километров свернули в пролесок, там оказалось отличное закрытое место для лагеря. Мы поставили палатки на левой стороне, а Антон укатил вправо от дороги.

Путешествие по Южному Уралу. День седьмой. Баландино — Троицк