Ворота в Азию, ч.9. Карабаш-2: медные трубы и два города
Медный город Карабаш вам уже знаком — я там был летом 2007-го, на заключительном этапе восточно-азиатского вояжа и о нём рассказывал в журнале. В тот раз я увидел его на закате, поздним вечером в ясный день — и впечатление было соответственное. Тогда я нагнал довольно много страху в посте, под первым сильным впечатлением.
Сейчас мы заехали в Карабаш по пути в Златоуст с противоположной, северо-восточной стороны, и в другое время — пасмурным утром. Мы бы сюда не поехали просто так: это весьма немалое удлинение пути, но о заезде очень просил varandej, так что визит туда состоялся. Варандей, кстати, тоже написал про Карабаш пост — и точно так же нагнал там страхов, как и я в первый раз. Видимо, это закономерность — в первый раз сей медный городок весьма шокирует.
Однако я в этот раз оценил город уже гораздо более осмысленно, отметив многие важные моменты, которые ускользнули из поля зрения в первый визит. Поэтому он заслуживает отдельного поста. Так что встречайте «Карабаш-2»: тут будут и ужасы (куды ж тут без них!), но будут и новые уточняющие детали.
Ехали мы туда из Челябинска какой-то весьма запутанной дорогой.
Остановка на перекур — около стрелкового центра им. Салавата Юлаева.
Заезжаем в Карабаш с северо-восточного края. Вот вдоль дороги показались высокие отвалы чего-то.
Если смотреть на мир со склона отвала, получается немного инопланетный пейзаж.
Гора «Спаси и сохрани», которая светилась крестом и надписью наверху и так эффектно смотрелась в полуночных сумерках (два года назад), сейчас предстала в более обыденном облике.
Вообще, Карабаш фактически разделён на три части: «Промзона», где комбинат и главные загрязнения; депрессивный «Старый город» времён индустриализации (примыкает к промзоне с севера и тянется на северо-запад) и «Новый город» (построенный в конце 1970-х — 1980-х), расположенный в распадке западней Старого города. Там и находится вся активная карабашская жизнь.
Магазин и пельменная в старой части города.
Старый город уходит корнями в 1930-е и сейчас постепенно обезлюживается: люди перетекают в Новый город, гораздо более экологически чистый. Конечно, в Старом городе живут люди и сейчас, но уже немного.
Ленин в Старом городе такой же страшный, как и промзона Карабаша. Стоит себе покоцанный, с отбитым носом и никого, собственно, не волнует. Сколько лет он в таком виде стоит — этого не ведаю…
Сохранились в Старом городе и бараки времён начала индустриализации, когда строился Третий Завод (о четырёх карабашских заводах — см. в моём посте от 2007 г.)
Телеграфные столбы массово увешаны весьма странными, с точки зрения обычного горожанина, объявлениями.
Вот мы уже почти доехали до концовки Старого города сталинского времени. Вдали немного виден кусочек Нового города.
Как видите, этот район человек уже фактически забросил.
Если продолжать ехать на запад, то через пару километров мы достигнем и Нового города, который возник в брежневское время. Надо сказать, что тут природа уже целая, с нормальными лесами на сопках — не так, как в медной промзоне и на склонах гор около неё. То есть этот микрорайон был построен уже по розе ветров и с учётом распространения выбросов, а не абы как. И если представить промзону как эллипс в долине между гор, то Новый город отнесён от неё на запад, в один из извилистых отростков-аппендиксов этого эллипса.
Так выглядят улицы Нового города.
Балконы первого этажа иногда тут используются как отдельный подъезд.
Проезжая по Новому городу, обратил внимание вот на этот плакат.
Он интересен тем, что на нём Карабаш изображён сверху и можно оценить расположение Нового города (прижатого вплотную к лесу) относительно Старого, который захвачен в плакате лишь немного и продолжается левее, к промзоне.
Ну ладно, а теперь, раз уж я пообещал вам немного ужасов, давайте проедем из Нового Города в промзону — медный Мордор. На горизонте — Четвёртый завод.
Выбросы от комбината сделали склоны гор полностью лысыми, а почву — мёртвой (восточная горная гряда).
Медный комбинат в пасмурный летний денёк.
Медные лужи выглядят вот так (на фоне лысых гор).
Давайте оценим поближе необычный цвет медных луж.
Мёртвая зона к югу от комбината (справа — вывозная ж/д линия).
Четверо экспедиционеров на Чёрной Дороге.
Южным пределом медного Мордора служит речка Сак-Елга (обратите внимание, что тут сопки уже не совсем лысы, а кое-что стойко растёт).
Она тоже имеет необычные отложения, ибо несёт в себе металлизированные примеси — отходы комбината.
Они выглядят вот так, жёлтой полосой, отлагаясь по берегам речки.
Ещё южнее находятся непонятные мне по составу отвалы странного белого цвета.
Ещё ракурс: тут даже есть белёсое поле с этими отложениями.
Вид поближе. Однако лес тут уже густ и жив, то есть это целенаправленно складированные отходы (возможно, свезённые сюда).
Надо отметить, что уже в 4 километрах от границы промзоны лес выглядит, как обычно.
Резюме по Карабашу такое:
1. Эпицентром является 3-километровая промзона с комбинатом, примерно в форме эллипса. Там ужасно, конечно.
2. Вокруг эллипса промзоны примерно на 2 километра вокруг природа выжжена выбросами или больна. Главный удар принимает на себя 600-метровой высоты горная долина, она с восточной стороны комбината (там, где надпись «спаси и сохрани»).
3. Старый Карабаш примыкает к северу к промзоне, по этой же долине, поэтому там экология тоже весьма плохая.
4. Новый Карабаш построен в изгибающемся отростке основной долины и там последствий намного меньше, о чём говорит и целый, неповреждённый лес. То есть согласно розе ветров.
5. С севера и юга по основной долине устроены отвалы с отходами (на севере — чёрные, на юге — белые).
Есть ли на сегодняшний момент более чистые технологии получения меди, чем подобный карабашскому, я не знаю. Тут лучше меня своё мнение скажут профессионалы химических технологий.
Экспедиция «Ворота в Азию — 2009», полное содержание
Продолжение следует.