Поход по национальному парку Зюраткуль

_IMG_9266

На первые майские праздники сходили в ПВД на Южный Урал. Как и осенью, маршрут начали от плотины озера Зюраткуль. Из Самары добрались на поезде до станции Бердяуш, откуда на Газели нас довезли до озера. Озеро встретило нас холодным пронизывающим ветром и мелким немного неприятным то ли дождем, то ли снегом и мы поспешили спрятаться от непогоды в лес. Ветер в лесу, действительно, совсем не чувствовался, но долго и спокойно идти по дороге не пришлось — тающий снег, ручьи, лужи были на дороге повсюду, тут же пришлось надеть бахилы ОЗК, которые станут нашими верными друзьями на все четыре дня.

_IMG_9161-4

В первый день мы планировали дойти до устья Малого Кыла и встать на стоянку на берегу озера, но то ли мы шли слишком хорошо, то ли правильно настроенные часовые пояса в Челябинской области дали нам возможность пройти засветло несколько больше запланированного. На стоянку, опять же, как и осенью, мы встали на перевале между Большим Нургушем и Лукашем. Как оказалось, мы стояли буквально метрах в 100 от нашей осенней стоянки.

_IMG_9164-3

Несмотря на обилие ручьев и воды вокруг, на нашей стоянке нормальной воды не оказалось. До ближайшего ручья идти неблизко, из лужи воду пить не хочется, в результате успешно топили снег, которого вокруг было предостаточно.

Первый день погода была точно такая, какой ее нам обещали синоптики — чуть выше нуля, мелкий дождь, низкая облачность, а ночью так вообще пошел то ли снег, то ли крупа, которую затем сменил легкий морозец.

В отличии от непогоды в первый день, второй день начался ярко, солнечно и позитивно. Пока собирали лагерь, мимо проходили двое туристов, которые сказали, что на Большой Нургуш сейчас бесполезно соваться — снега по пояс. Тем не менее мы, собрав лагерь, двинулись в сторону вершины. Спрятав рюкзаки, чтобы не тащить их на себе, пошли на подъем. Снега, действительно немало и чем выше, тем его больше, трекинговые палки местами полностью уходили в снег. Тропили по очереди. Ближе к вершине снег перестал проваливаться и скорость подъема к вершине возросла в разы. Любители курумника шли параллельно по камням.

_IMG_9237-2

На Большом Нургуше погода менялась мгновенно — только что шел снег, как выглянуло солнце и видимость стала просто шикарной, показав нам и Зюраткуль и Москаль и Суку и другие вершины и хребты.

_IMG_9255

Долго не задерживаемся, пора спускаться. Снег, который держал на подъеме, подтаял и теперь снова приходится тропить среди курумника. Но вниз идти гораздо проще и совсем скоро добираемся до спрятанных рюкзаков, собираемся и идем на вторую стоянку.

_IMG_9334-2

На вторую стоянку встали у горы Лукаш, обойдя ее с востока. Туристы, которых мы видели утром, рассказали про шикарную стоянку с ручьем. Что ж, стоянку мы нашли, а вот ручей нет. Нашелся только слабенький ручеек, который к утру закончился.

_IMG_9352-2

Проснувшись, поднялись по курумнику (не люблю я эти курумники:)) на Лукаш и без лишней спешки начали спускаться обратно к лагерю.

_IMG_9355

По плану сегодня огибаем Лукаш и встаем на стоянку где-нибудь у озера, что, собственно, и делаем.

_IMG_9399

Третья стоянка — на берегу озера Зюраткуль, рядом впадает Малый Кыл. Это самая теплая и красивая стоянка за весь поход.

_IMG_9507

Утро, собираем лагерь, выдвигаемся в сторону Зюраткуля. Глядя на карту, находим дорогу, по которой свернем и сократим путь до хребта, но дороги так и не увидели — слишком старая карта, видимо. В итоге почти доходим до плотины и по дороге через лес направляемся к хребту Зюраткуль. Совсем скоро дорога выходит к экотропе, идти по которой после курумника, болот и грязи, легко, но немного непривычно.

Но недолго длится экотропа, закончившись, она превращается в тропинку из грязи, а потом в снег по пояс и выше. Тропинок нет и непонятно кто и где идет, в итоге идем напрямую, доходим до курумника, проходим через него, поднимаемся на хребет. Один из участников похода не пожелал идти на Зюраткуль, т. к. был на нем уже пару раз, он решил посетить Голую Сопку, которая тут недалеко.

_IMG_9580

Поднявшись, делаем фотографии, кто-то звонит, кто-то отправляет смски — вид шикарный во все стороны, хочется прийти сюда и поснимать рассвет и закат. Задерживаемся почти на час — времени еще у нас полно, погода теплая, торопиться некуда.

_IMG_9610

Тем не менее приходит время спускаться, опять по пояс снега, опять курумник. В условленном месте нас ждет Паша (который ходил на Голую Сопку), отравляемся к поселку Зюраткуль, откуда нас заберет водитель газели и отвезет нас на станцию Бердяуш, откуда на поезде мы вернемся в Самару.

Несмотря на довольно несложный маршрут, учитывая время года, поход получился очень хороший, попробовали все, что можно ожидать на Южном Урале в начале мая — вода, грязь, снег, курумник, ну и, конечно же, непередаваемые красоты южноуральских хребтов.

Маршут: озеро Зюраткуль — устье реки Малый Кыл — перевал между Лукашем и Большим Нургушем — Большой Нургуш — перевал между Лукашем и Большим Нургушем — обошли Лукаш с востока и с севера — устье реки Малый Кыл — хребет Зюраткуль — озеро Зюраткуль.