Бакал — Шахта Сидеритовая
В одном небольшом городке Челябинской области есть замечательная шахта по добыче сидерита — руды на железо. Городок этот называется Бакал, а шахта, по названию руды, Сидеритовая.
Шахта довольно большая, в ней есть даже свой дробильный узел под землей ну и, конечно, многокилометровые ходы. Пару раз удалось там побывать, как обычно нелегально.
В первый раз мы выехали осенним вечером в неизвестность. Расположение копра, через который можно залезть, Паша знал, но был там давно, да и не по темноте. Но нас такое, в принципе, никогда не останавливало, если мы хотим что-то найти — мы находим. Дорога была весьма опасной, особенно в районе Сатки начался какой-то треш — водители фур обгоняли друг друга даже на поворотах. Перед нами ехал автовоз, у которого груз вот вот был готов поехать своим путем, но это его не особо волновало на многочисленных обгонах.
Прибыли мы в какой-то поселок, густо населенный гопниками, долго катались по нему, сверяясь по карте и уже привлекли внимание местных. Еще бы — не местные чуваки на Мицубиси с ноутбуком.
Кинув тачку в каком-то днище мы двинули через лес напролом, на удивление через 15 минут мы вышли прямо к копру и начали спуск. В стволе был холодный душ, но спускались недолго и попали на горизонт +540.
Начинается горизонт заброшенной частью, местами есть бетонная опалубка, местами только арочные крепи, местами нет ничего.
Опасные участки быстро проходим и попадаем в рабочую часть.
Через несколько десятков метров «рабочки» мы уже слышим гул электровоза, прячемся в темноте и наблюдаем, как везут вагонетки с породой. Завораживающее зрелище, т. к. электровоз при движении издает сноп искр.
Тихо проходим участок, доходим до перекрестка, а тут уже едет следующий электровоз! Бежим обратно и сворачиваем в заброшенный штрек. По нему обходим перекресток и выходим в большой тоннель с двумя путями, видимо главный на горизонте.
Решили особо не светиться и ушли в ответвление.
Немного погуляв набрели на монтерскую. Там хорошо, — тепло, есть чай и даже аккордеон!
Посидели, отогрелись и двинули обратно до главного тоннеля.
Решили быстро пройти вперед, пока никого нет. В итоге Антоха заметил человека, а может показалось. Но обратно сразу уходить не хотелось, мы подождали — вроде никого, я пошел проверить. Подхожу к дверному проему, откуда идет свет, читаю: «КАВC № 2» (камера аварийного воздухоснабжения), заглядываю аккуратно и вижу чью-то руку. Резко убираю голову и спешно убываю в темноту к ребятам, которые уже в двух шагах от меня. Не знаю, как он не услышал 4 человек, но мы спокойно ушли.
Времени было уже много, да и усталость давала о себе знать, поэтому пошли быстрым шагом к стволу, на выброс. Перед уходом сфоткал копер:
В следующий раз мы поехали уже со знанием, как добраться, но, тем не менее, копер искали еще дольше. Уже привычный спуск на тот же горизонт, опять заброшка, потом рабочка и тут мы пошли по другому пути.
Только пошли, как наткнулись на электровоз, а потом на рабочих, загружающих вагонетки. Долго ждал, пока все это кончится, решили обойти и вышли на них с другой стороны. Был забавный момент, когда мы услышали, что идут шахтеры, решили спрятаться в темноте небольшого заброшенного ответвления. Шахтеры встали напротив него и обсуждали взрывы и тут один из них посветил в нашу сторону. Реакция была неожиданной, они закричали, чтоб мы отсюда и тут прогремел взрыв… Стало все понятно — ведется проходка, шахтеры отошли подальше, чтобы их не зацепило взрывом. Благодаря Варе обаятельность нашей компании была прокачана до 146% и уже через пару минут шахтеры были добры, а мы, как дети, спрашивали их, что они делают, как
Источником яркого пульсирующего света был электровоз (штатива я с собой не брал, поэтому почти все кадры делал с рук на ходу):
Руда взрывается над штреком и по рудосбросу ссыпается в вагонетку, когда вагонетка наполняется электровоз продвигается, чтобы подставить под рудосброс пустую вагонетку.
Отфоткав электровоз и вагонетки мы отошли, чтобы не мешать. Пока мы фоткали окрестности вагонетки наполнили и электровоз поехал их отвозить:
А мы пошли за ним.
Так мы дошли до траспортного спуска и пошли по нему.
Транспортный спуск предназначен для колесного транспорта, рельс там нет. По пути нашли монтерку, там, как и в прошлый раз, согрелись, перекусили и двинули обратно тем же путем.
На вылазе нас ждал туман и снег.