Через природные парки Зюраткуль, Таганай и гору Иремель с велосипедом на закорках. Часть первая
День первый.
Вечером 22 августа на электричке убываем из Тагила. Куча велосипедов и велобаулов затащенная нами в вагон вызывает оторопь у кондуктора и желание слупить с нас мзду за провоз багажа. В ответ на свои меркантильные поползновения кондукторша услышала категорическое «нет»! Святое право каждого велосипедиста возить свой байк бесплатно было отстояно в нешуточное борьбе. Кондукторша даже звонила главному кассиру, чтобы та уговорила нас оплатить провоз, но правда была на нашей стороне. Так она и отступила несолоно хлебавши. Хотя и среди нас нашлись ренегаты загодя оплатившие байк, как багаж. Мы-то не такие: «В борьбе обретешь ты право свое».
Между прибытием электрички в Екб и отправлением поезда в Златоуст у нас окно в несколько часов. Катаем по городу, ужинаем в парке на Плотинке. Вообще-то катали с целью закупиться продуктами в поход, но как-то не срослось.
В час ночи наш паровозик тудукнул на прощание и тронулся.
На следующий день погода за окном вагона подозрительно хмурится. Раз, и сильный дождь забарабанил по стеклу. Не хотелось бы повторения летних «мокрых» походов, когда солнце редким гостем появлялось на небе, а бесконечные дожди ввергали в уныние. Однако на вокзале Златоуста, когда мы туда прибыли, сухо и солнечно, лишь мокрая тротуарная плитка напоминает о прошедшем дожде. Привычная суета — собираем велосипеды, крепим баулы. Здраво поразмыслив сдаем в комнату хранения чехлы от велосипедов. В куче семь чехлов смотрятся солидно.
В Златоусте закупаем необходимые продукты, обедаем напоследок в какой-то кафешке и отправляемся в путь.
Путь из Златоуста только один — наверх. Похоже город находится в самой глубокой яме на Южном Урале. Выбираемся из этой ямы на трассу М5. Езда по трассе довольно унылое зрелище. Машины, машины, машины. Большегрузы которые проносятся в полуметре от тебя, стремясь подхватить воздушным потоком. Кое-кто бибикает и приветственно машет руками, большинство равнодушно или злобно уносятся вдаль.
К счастью нам нет необходимости все время катать по трассе, вскоре сворачиваем на дорогу к озеру Зюраткуль, что находиться в одноименном природном парке.
Интенсивность движения автотранспорта резко падает, ехать становиться намного более приятно и свободно. Поперек дороги стоит шлагбаум, рядом будка, в будке человек. Этот человек собирает бакшиш за нахождение в парке. За топтание тропинок, за дышание воздухом… У нас свободная страна и мы платить никому ничего не обязаны. С каменными непроницаемыми лицами проезжаем мимо будки не останавливаясь. Человек со шлагбаумом провожает свободолюбивых велосипедистов тоскливым взглядом. Нет, чувак, денег сегодня не будет. А вот наши отставшие товарищи заплатили за въезд. Мы, говорят, думали, что вы тоже платили. Ага, как бы не так.
Дорогой к озеру проезжаем мимо каких-то загадочных гидротехнических сооружений. Зачем они тут, что там было — неизвестно. А их не так уж и мало, между прочим.
Время к вечеру, когда подъезжаем к озеру. Вдали, на том берегу, в туманной дымке видны горы. На нашем берегу какая-то база отдыха. Проезжаем мимо и в лесу разбиваем наш первый в этом походе лагерь. Вкусно и сытно ужинаем, после чего идем купаться в озере. Вода холодная, да и где же ей быть теплой с таким летом, но, по крайней мере, дорожную пыль с себя смываем.
День второй.
Следующим утром сразу едем по бездорожью и хлябям. Тут два варианта: или скачешь по камням, аки дикий мустанг, либо вязнешь в трясине раскатанной квадроциклами дороги. Движемся вперед, но пожалуй не так быстро, как хотелось бы.
По дороге преодолеваем несколько речушек. После форсирования одной из них (Малая Сатка?) случилось страшное. Лежавший у меня под ногами и сохнувший после переправы велосипед взорвался. Вернее взорвалось колесо. А если еще вернее, то камера на заднем колесе. Взорвалась неспроста, а потому что недавно купленная мной в Спортике покрышка разорвалась по боковине. Да-да, та самая покрышка которую тамошние продавцы горячо рекомендовали мне как хорошую. А ведь она ладно если двести км проехала и то в щадящем режиме. Серьезный такой разрыв миллиметров сто длиной. У меня чуть сердце не остановилось от горя при виде такой дырищи. Запасной покрышки у меня не было — зачем она ежели одеты новые, хорошие, рекомендованные знающими продавцами? Однако Антоха, как всегда не подвел. Выудив из ремнабора капроновую нить, иглу, пассатижи и отрезав кусок нейлоновой ленты от рукояти футляра видеокамеры Андрея, он в два счета заштопал боковину.
Отремонтированную покрышку поставили на перед, назад поставили пока целую с переднего колеса. Сторожко, с опаской поехал дальше. Вроде держит.
Потихоньку-полегоньку добираемся до Сибирки. Это уже знакомые места. Тут мы ночевали на Первомай, тут мы ехали, а тут видели зайцев.
За Сибиркой опять шлагбаум, опять требуют денег за топтание, дышание и мутнение нечистым рылом прозрачных ручьев и рек парка. Антон громко ругается с вахтершей и деньги платить отказывается. Мы по мере возможности его поддерживаем криками «Ура!» и бурными аплодисментами. Не устояв перед напором она дает добро на проезд. Безвозмедно,
Сперва в наших планах осмотр достопримечательностей. Едем на Фонтан. Я там был весной, когда он поражал великолепием и глубокой синевой застывшего льда. Сейчас это просто бьющая из земли вода. Побрызгались, побесились, отобедали, поехали дальше.
От Фонтана едем к Алимпиеву кордону или, как он сейчас благозвучно называется, к кордону «У трех вершин». Там лоси.
От кордона наш путь через перевал Нургуш к селению Тюлюк, что у подножия небезызвестной горы Иремель. По правде говоря видал я и получше дороги, чем через перевал Нургуш. Еще перед подъемом у некой речки пришлось реставрировать заплатку на колесе. Сделали еще лучше, еще прочнее.
Переправились через эту речку по мосту без настила.
Куда ушел настил — сие тайна великая есмь. Может сгнил, а может туристы на дрова порубили. Дорога перемежалась бездонными хлябями разбитыми квадриками, каменистыми тропками с бегущими по ней ручьями, гатями также залитыми водой. Достаточно крутой подъем и качество тропы не оставлял никаких мыслей о езде на велосипеде. Только пешком — только хардкор.
Хотя Антон все же ехал местами на велике. Он вообще крут, круче, чем Нургуш. Спуск с перевала ничем не лучше — те же каменюки, вода, трясина. Опять речка, около нее домик, тут и располагаемся на ночь, переход был тяжелый все изрядно умотались, про девочек и разговора нету — им было особенно тяжело, благо, что Коля помогал им тащить велы.
Здесь же на Нургуше хрустнул и рассыпался на мелкие паззлы багажник Андрея. Лишь Колина смекалка, скотч и пластиковые хомута позволили воскресить к жизни его багажник. Разгрузить его баул, тем не менее, пришлось.
Ночуем в домике, все кроме Андрея и Коли. Те предпочли палатку.
День третий.
На следующий день продолжаем дорогу к Тюлюку. Дорога получше, но ехать по ней все равно затруднительно. Разве что на спуске к Тюлюку едем. Вдоль тропы регулярно попадаются оборудованные стоянки, через ручьи кинуты мостки, поставлены таблички с названиями. Однако стоянками не похоже, что пользуются, а чтобы подойти к мостку через ручей нужно пробраться через болото в предмостье. На одной из стоянок обедаем.
Наконец Тюлюк, останавливаемся у речки. Пока дожидаемся отставших отмываю в реке байк от болотной грязи.
Все собрались, двигаем дальше. Нам нужно остановиться под Иремелем. Поднимаемся до КПП где сидит собирающий мзду за посещение вершины вахтер. Сколько ж их тут, мздоимцев? На каждом углу сидят. За КПП не проходим, останавливаемся рядом на ночлег и денег соответственно не платим.
Пока были в Тюлюке и ждали отставших девочек с опекающим их Колей, Антон с Андреем смотались в магазин и купили коржей со сгущенкой и бананами. Они задумали угостить девочек тортом и придя на место ночлега убежали к родничку стряпать пирог. Однако девочки придя к месту лагеря тоже захотели к родничку умыться. Пришлось запугивать их всякими ужасами чтобы они отказались от этой несвоевременной затеи. Они прониклись и умываться передумали. Запугивал я их, кстати Антоном, так что Антона они весьма боятся. Ребята тем временем соорудили торт, украсили его лесными ягодами, а мы с Колей и Виталиком тем временем натаскали валежника и воды на ужин. Так что ужин у подножия Иремеля был с тортом и сюрпризом.
От Тюлюка за нами увязалась собака, так и бежала за нами всю дорогу.
День четвертый.
Утром поднимаемся пораньше, для подъема на Иремель. В семь часов выдвигаемся, ребята идут с велосипедами, я свой колченогий решил оставить внизу во избежание, так сказать. Девочки, естественно, тоже поднимались без байков. Денег вахтеру не платим — он крепко спит, грешно будить человека из-за такой мелочи. Пусть лучше выспится.
Поднимаемся довольно бодро и вскорости выходим на плато под Иремелем и начинаем непосредственно подъем к вершине. Мы поднялись уже выше облаков и вид отсюда открывается неописуемый. Тюлюканская собака все так же верно бежит рядом. И вот мы на вершине. Утреннее яркое солнце и море сверкающих в солнечном свете облаков вокруг. Ветер. Красота. Фотографируемся на память и идем вниз — у нас еще большие планы на сегодня.
Спустившись к лагерю наскоро обедаем и собираемся. Антоха уже заметно нервничает — мы явно выбиваемся из графика. Хотя с той кривой дорогой, что шла через Нургуш нормальных скоростей ожидать не приходится.
Опять Тюлюк, песик все еще бежит за нами, за Тюлюком выезжаем на хорошую, ровную плотно укатанную грунтовку. Останавливаемся лишь у моста через Калагазу. При езде я все время следил за колесом и на подъезде к мосту заметил, что вздутие на месте заплаты увеличилось. Остановился — так и есть — грыжа! Очередная реставрация заплатки.
Весь день едем. Вверх-вниз, с горки на горку. Вечером добираемся до Сатки. У нас то густо, то пусто, то весь день тащим велы на себе, то катим на них до того, что задница квадратной становится.
Вообще по планам у нас здесь должна быть экскурсия, но так как график похода летит ко всем чертям осмотр города отменяется. Хотя тут явно есть что посмотреть. Я планировал тут приобрести новую покрышку, но — вечер, все закрыто. Отложим покупку до Златоуста.
Ну хоть мельком глянули. Проехав Сатку останавливаемся на ночлег близ речки.