Романтика Аркаима. Часть 2. Август 2014

Солнце село быстро, но степь не стала в эту ночь одаривать нас холодом. Потемнело, небо покрылось россыпью больших и красивых звезд, и народ поспешил на центральную площадь лагеря, которую я прозвала лобным местом. Лобное место — это большой очаг костра, вокруг которого расставлены крупные и удобные бревна. Разместиться на таких бревнах могло человек 50. Остальные стояли вокруг. В Аркаиме принято каждый вечер петь песни у большого костра. И, что мне показалось необычным в этой поездке, — народ не был закрытым. Никто не стеснялся, все общались друг с другом, не разбираясь, из одной они тургруппы или нет. У костра все встали рядышком, я, как всегда отпускала шуточки о про местных духов, иногда ловила колкие взгляды тех, кому не нравился мой антиаркаимский юморок. Да, мне доставляло удовольствие постебаться над всякими шаманами. Но я не со зла, честно.

Был у нас в группе парень. Вот зачем он приехал в Аркаим — мне до сих пор непонятно. Он бухал пиво литрами в автобусе и постоянно просился выйти. Приехал и залег в какой-то палатке на весь день, пока мы исследовали горы. Выспавшись, устроил движуху у костра. Все, по привычке уселись на лобном месте, а этот Сашка встал в центре и всех раззадоривал, типа, давайте, пойте. А когда все дружно запевали (я удивлялась, как это так получалось — люди, не знающие друг друга, схватывали какой-то дух единства и пели все вместе), он гордо расхаживал и изображал из себя дирижера.

DSC_0157.JPG

Сквозь пение я услышала звук экзотических барабанов и поторопилась под навес.

Коллектив симпатичных мужчин и женщин задавал ритмы.

DSC_0158.JPG

Среди них — симпатяга с носом Лиама Ниссона, который, увидев кучу фотоаппаратов и планшетов, спрятал свое лицо. Какая-то девушка с дреддами начала двигаться в такт, и мне захотелось тоже, но я постеснялась. Движения были такие красивые, непринужденные, свободные, будто девушка весь день ждала, чтобы выпустить свою энергию наружу.

Запахло бензином. Я оглянулась на лобное место — какой-то парень с факелом начал выделывать трюки. Вокруг него столпился народ. Началось фаер-шоу.

DSC_0184.JPG

Затем вышли девушки.

DSC_0230.JPG

Среди факельщиков был и тот женатый красавчик, который прятался от моего объектива.

Я постоянно перебегала с одного места на другое, пытаясь поймать нужный кадр и индейцеобразного Лиама Ниссона, но тщетно — он словно не хотел запечатляться на моём Нике.

Мужчина в рубашке без пуговиц, как у древних славян, заговорил со мной.

— Девушка, вы фотографируете?

— Ну да, периодически, — ответила я.

— Тогда вы должны знать их имена! — Мужчина будто чувствовал, что я не просто так фотографирую и рассказал мне об участниках фаер-шоу. Три девушки: Оля, Маша и Рита. Маша ведет мастер-классы по индийским танцам в Екатеринбурге. Оля занимается гончарным искусством в Аркаиме.

— А как зовут мужчин?

— Не знаю, — ответил он. Потом, будто поняв, кем я интересуюсь, сказал, что его имя Олег. И зачем мне это надо было это имя? Я все равно завтра уеду. И никогда с ним не заговорю.

После фаер-шоу мы очень быстро уснули в своем домике. Ночка выдалась теплой, и пледы нам не пригодились. В полшестого утра еле встали, чтобы встретить рассвет, до которого на самом деле оставалось еще часа полтора.

Экскурсовод Ирина нам сказала, что на рассвете принято загадывать желание и указала в программе, что группа должна прийти на рассвет к 6 утра. И вообще — все желания на Аркаиме сбываются. Нет еще тех людей, чьи мечты не осуществились: люди выздоравливали, женились, рожали детей… ну, и всё такое в зависимости от желаний.

Мы поднялись на гору Шаманку, и, обласканные теплым степным ветерком, томились, постоянно закрывая глаза, в ожидании красного солнышка. С нами на этой горе сидело больше сотни сонных туристов. Я постоянно думала о своем желании, только адресовывала его не солнцу, не непонятным богам и духам, а своему христианскому Богу, в которого верю. Но, мне кажется, на этой земле, пропитанной всякими странными эзотерическими обрядами, Бог просто меня не слышал. И правда — дурацкая это затея — поверить в сказы о восходе и желаниях. Как только солнце соизволило лениво выкатиться из-за горизонта, мы пошли в свой домик — спать дальше.

DSC_0237.JPG

Пока мы спим и видим сны, расскажу пару слов о Шаманке или Шаманихе. Это древний палеовулкан. Говорят, что Шаманиха — основная гора Аркаимской долины. Гора покаяния, на которой мы провожали закат и медитировали, — это один из уступов сопки Шаманка. Есть еще два — уступ жриц и Пегас. Спираль на вершине Шаманихи называется спиралью Жизни. Бродя по ней, нужно мысленно простить и попросить прощения у близких и обидчиков, и загадать желание. Мы, признаться, такого не проделывали. Ребята фыркали — чего фигней страдать…

DSC_0242.JPG

— Экскурсия на городище начнется через пять минут, — слышится сообщение из диспетчерской нашего лагеря. — Просьба всех записавшихся на экскурсию подойти в 9.15 к диспетчерской. Вас будет ждать экскурсовод Павел.

Я открываю глаза. Значит, сейчас десятый час. Все, включая наших новых знакомых Андрея и Юлю, дружно посапывают. Через час, тоже чуток поспав, я начала всех будить:

— Вы что, спать сюда приехали? А ну подъем!!!

Лениво умылись (в лагере есть умывальники на открытом воздухе) и потопали добывать завтрак. Еще до приезда в Аркаим нам порекомендовали попробовать местное деревенское молоко, творог и пирожки. Умные люди прикупили жареные пирожки еще на горе Разума, неподалеку от Бредов, а пирожки у лагеря стоят в два раза дороже и печеные. Тем не менее, мы решили попробовать всё: и сметанку, и творожок, и молоко. Даже какую-то кисломолочную хрень, похожую на сыр, прикупили. Но, если домашние пирожки, сметана, молоко и творог приводили меня в восторг, то сыр, по вкусу похожий на брынзу из коровьего молока, мне жутко не понравился. Я вообще с сырами очень осторожна и избирательна.

Калорийно позавтракав, мы пошли на самостоятельную прогулку. Издалека виднелась какая-то мельница, и мы потихоньку направились туда. Так мы дошли до музея природы и человека.

DSC_0248.JPG

DSC_0254.JPG

— Ну что, пойдем в музей? — спросил кто-то из нас. Дружно решили, что не стоит туда заходить, несмотря на то, что вход — всего 50 рублей. Ну что мы там не видели, — думали мы. — Всё это мы прочитаем в Интернете. Да и в наших музеях — то же самое.

Для интересующихся — в аркаимском музее природы и человека можно познакомиться с историей заселения Южного Урала, посмотреть на орудия труда первых поселенцев, познакомиться с бытом и украшениями кочевников, черепки и посуду из бронзы.

Дальше по пути нам встретилось жутковатое место из торчащих из земли металлических рук и лиц, похожее на кладбище, из которого вылазят зомбаки. Это «Поле чудес».

DSC_0256.JPG

DSC_0260.JPG

DSC_0261.JPG

DSC_0262.JPG

Позже мы узнали, что это не что иное как просто творчество. Во время фестиваля в 2006 году финский художник Ян Эрик Куллберг создал эту экспозицию и назвал «К солнцу! Мой Аркаим (Анна)». Анна — это имя дочери автора.

Конечно, тут же наши превратили эту экспозицию в легенду. Появилось предание, что если закопать денежку в ночь от 0 до 3 часов, то сбудутся желания! Причем там тоже целый обряд: написать желание на купюре, закопать, посыпать солью, полить, креспексфекс произнести и будут вам баблища невиданные.

Есть и еще один миф — если найти ладонь своего размера, то загаданное желание исполнится. Ну, не прелесть ли? Кругом сплошные сбычи мечт!

Походили мы по этой жути и дальше пошли. Вот она, старая мельница.

DSC_0264.JPG

Вся какая-то раздолбанная, никчёмная, дряхлая.

DSC_0265.JPG

На сайтах пишут, что мельница была построена в 1929 году в поселке Париж (да, есть в Челябинской области такой поселок), и до 60-х годов она исправно работала. Видимо, когда «крякнула», ее перевезли в Аркаим.

И тут тоже ленточки понавязаны. Что ж, пусть старая ветряная мельница услышит просьбы туристов и исполнит их желания.

DSC_0272.JPG

Рядом с мельницей — казачья усадьба. Вход — тоже 50 р. Хотя смотреть не на что. На юге, в Атамани, мы как-то с Ленкой вообще полностью окунулись в казачество, и провели целый день в жаркой и красивой долине у Черного моря. Вот там усадьбы те еще! С животными, столовками с борщом и галушками… А здесь совсем не то…

DSC_0273.JPG

DSC_0274.JPG

DSC_0279.JPG

Единственное, что там прикольно — можно сделать сувенир (оберег или поясок) себе на память, если удастся попасть на мастер-класс. Впрочем, мастер-классы есть и в самом лагере: за 200 рублей предлагают изготовить обереговую игрушку, плести из кожи, освоить батик и гончарный круг.

Дальше мы потопали к интересным строениям — стойбищам степного кочевника.

DSC_0305.JPG

Я решила проверить, выдержит ли одно из них 70 кг Женьского тела. Выдержало.

DSC_0292.JPG

Просунула объектив внутрь.

DSC_0296.JPG

Глиняные посудины да коровьи черепушки.

Эта прогулка заняла у нас всего час. Позже, ознакомившись с прейскурантом для туристов, мы узнали, что посетить с гидом музей природы и человека стоит 150 р., а казачьей усадьбы — 100 р.

Кроме этого из достопримечательностей, куда водят туристов, есть курган Темир, исторический парк, казахский погребальный комплекс, жилище каменного века. Всё, естественно, не настоящее, реконструированное, кроме исторического парка, мало чем отличающегося от гор, на которых мы побывали ранее.

Мы не дошли до тех мест, потому что решили самостоятельно пойти в другую сторону — до городища — основной достопримечательности Аркаима. Но прежде — освежиться в Караганке. Жара зашкаливала.

Если верить историческим заметкам, городище Аркаим археологи открыли в 1987 году. Оно ведь когда-то чуть не ушло под воду в результате строительства водохранилища. В 1991 году территорию объявили заповедной зоной. Считается, что это поселение бронзового века, которому где-то 4000 лет. Почему-то поселение ушло из этих мест, уничтожив свои жилища. И вот в ходе раскопок тут нашли посуду и древние орудия труда. Всё это раздули чуть ли не до зарождения здесь арийской расы и какой-то древней обсерватории. Катя же считает, что здесь было просто пастбище, и все эти россказни — для того, чтобы привлечь туристов.

Тем не менее, мы туда идем вместе с Андреем и Юлей.

DSC_0315.JPG

И вот, что я вижу:

DSC_0321.JPG

Хрень, не правда ли?

А это, якобы, след от печей, которые были изобретены тоже до нашей эры.

DSC_0322.JPG

Зачем-то тут оставили такую штуку.

DSC_0323.JPG

Говорят, что-то, что было раскопано, закопали обратно, и строят вот это:

DSC_0325.JPG

А русские туристы везде поспевают, пытаясь увековечить свои имена:

DSC_0347.JPG

Вот и всё городище. Почувствовала себя каким-то лопухом. А что, если это всё неправда? Просто место привлечения внимания туристов? Место силы? Духи предков? Неужели это всё создано искусственно, чтобы нажиться на доверчивых людишках? Но ведь люди верят… Экстрасенсы тут всякие ходят. Шаманы…

DSC_0105.jpg

Шуму больше навели… Русский Стоунхендж… Самое загадочное место… и прочее.

Дело подошло к вечеру. Андрей и Юля рассказали нам о знакомстве с казахами, которые держат в Аркаиме кафешку. Они — местные и не скрывают того, что туристы здесь на всё ведутся. Из ясновидящих они знают только одну деревенскую бабульку, а насчет городища и раскопок они предостерегли, мол, в этих местах был найден мышьяк, которым раньше, в незапамятные времена, люди травились, не зная, что это такое.

— А отведите нас к этим казахам! — попросили мы наших знакомых. — Тоже хочется поговорить, поузнавать что-нибудь. Да и поесть домашней еды.

Андрей и Юля повели нас в район магазинчиков, на самую его окраину. Там находится несколько кафешек.

DSC_0351.JPG

Познакомиться с теми казахами нам не удалось, зато пообщались с другими.

Аркаим для них — это заработок. Всей семьёй трудятся — в кафе маме помогают дочки, сами варят лагман и плов, предлагают товары, домашнее молоко и творог. Глава семьи — гид, он возит туристов на горы.

Мы с удовольствием отведали борща, лагмана и плова, попили чай с чабрецом, поели традиционную лепешку, которой нас угостили просто так. Очень вкусно!

DSC_0355.JPG

И нет такого, как в обычных столовках: «будете хлеб брать — 3 рубля — кусок?». Он тут сразу предусмотрен — бери, сколько хочешь, и никто с тебя лишнего не возьмёт. Порции большие, с горкой. Вот она, щедрость души казахской! Вначале мы не верили в гостеприимность и общительность хозяев, но это так и есть. Мы даже показались им странными, привередливыми какими-то, закрытыми и недоверчивыми. Нам постоянно говорили: «Не переживайте! Вам все понравится».

И действительно, ушли мы сытыми и довольными.

Потом засмотрелись на сувенирные лавки. Чего тут только нет: поющие чаши, амулеты и обереги, фенечки, книги, диски, травы… При всей моей страсти к фенькам, я ничего не стала брать. Аркаим находится не так далеко, как Индия, например. Захочу себе, например, барабан — приеду сюда еще раз.

DSC_0349.JPG

Хотя… мы дружно решили, что больше сюда не вернемся. Потому что смотреть тут не на что.

А вот сейчас написала пост в блог и подумала: «Раз смотреть не на что, то почему я тут в двух частях расписываю об этой поездке?». И знаете, чувство такое… вдохновение что ли. Радость какая-то переполняет. От единения с природой.

И почему все скверные мысли сразу покинули меня, как только я приехала в Аркаим? Обычно ведь мой мозг кишит всякой дурностью… А тут спокойствие, умиротворение.

Значит есть тут что-то. И это что-то манит.

Похожие статьи

Интересные места Челябинской области
Таинственный Аркаим
Заповедник Аркаим
Путешествие по Южному Уралу. День третий. Аркаим - р. Урал
Путешествие по Южному Уралу. День второй. Аркаим
Путешествие по Южному Уралу. День первый. Бреды - Аркаим
Аркаим. Дыхание Великой Степи.
Романтика Аркаима. Часть 1. Август 2014