Ворота в Азию, ч.16. Челябинск: музей Южно-Уральской ж.д.

Cергей Сигачев (http://periskop.livejournal.com/) , 05.06.2014 (3800 дней назад)

В предыдущей части «Ворот в Азию» (про Миасс) я пообещал праздник для любителей советского железнодорожного ретро. Давайте устроим его сегодня, в субботу: итак, показ (и небольшой рассказ) про посещение музея натурной техники Южно-Уральской железной дороги в Челябинске. Кроме показа, в качестве бонуса в конце поста полазим по устрашающему мега-девайсу эпохи 1950-х :)

Красавец ТЭ-3

В музей этот мы заехали уже на третий день пребывания на Южному Урале (первый день был посвящён Коркино и Троицку, второй — Карабашу и Златоусту), когда ходили по интересным местам Челябинска. В отличие от пасмурного 9 августа, 11-го (это был понедельник) погода начала улыбаться, облака — раздуваться и обнажать голубенькие заплатки неба. Поэтому и снимки эти вышли повеселее.

Вот тот же самый мемориал перед музеем (…Из одного металла льют…), что я показал в третьей части цикла, но сейчас с облачно-голубым фоном.

Заходим в ворота.

Да, посещение абсолютно бесплатное, фотографирование — тоже. Лазить можно почти на все экспонаты, что тоже нечасто встречается. Музей устроен так: два пути с экспонатами, а между ними — мощёная дорожка с красивыми фонарями и расставленными везде скамейками.

И вот ещё важный момент:

…но надо отметить одну странность — непонятно, куда заходить, все вроде бы закрыто. Оказалось, надо стукнуть в окошко, выйдет охранник и впустит внутрь. Я этого поначалу не знал и уже собирался перелезть через заборчик, отделяющий музей от путей, когда заметил расставленные каждые 2 метра камеры наблюдения. Тогда я позвонил polar_bee и узнал секретик. А за забором ходила большая группа немецкой молодежи + оператор и корреспондент местного канала ОТВ — по-моему, внутрь они так и не попали :)
© vedmed1969

В самом начале стоит «генерал» П-36 — легендарный «замыкающий» паровозного племени СССР, паровоз моего детства (1972−1974 гг., пассажирские поезда Транссиба в районе Белогорск, Магдагачи, Сковородино). Как-нибудь про него непременно расскажу: паровоз капризный и сложный, но зато скоростной и феерически красивый в движении.

П-36: впереди — звезда с Гербом СССР.

Портрет в нижнем правом прожекторе любимого паровоза.

Салон-вагон производства Александровского завода (Санкт-Петербург), такой выпускался в 1897—1913 гг. Бронированное днище, 6 осей, 33 тонны. На подобном ездил в своё время Витте, Хилков и многие другие деятели эпохи строительства Великого Сибирского пути, а также Троцкий, Блюхер и проч. Долгое время (после войны) использовался как салон-вагон начальника Южно-Уральской дороги. Сейчас отреставрирован и превращён в передвижную экспозицию музея.

Паровоз Эр, военный трудяга эры «колонн особого паровозного резерва».

Одна из первых «лебедянок» (Л), мощный послевоенный грузовой паровоз.

…и серийная табличка к нему (1950 г.).

С другой стороны — «электровозный» ряд. Тут — почти современники — ВЛ10 (2-секционный) и ВЛ60ПК.

…и тоже табличка к нему (1966 г.).

Вот так выглядит проход между двумя путями с экспонатами: скамейки, фонари, мощёная дорожка. Сделано с любовью и очень аккуратно.

Кстати, слева виден «Боинг» (кличка тепловоза 2ТЭ10В).

А вот и ТЭ3 — легенда БАМа и других дорог 1960-х — 1970-х. Самый красивый из советских тепловозов, на мой взгляд. Но в реале довольно чумазый — в студенческое время мне довелось на таком проехаться двое суток, от Уссурийска до Хабаровска: измазался и прокоптился более, чем полностью :)

«Утюг» (ВЛ22М) — такой электровоз помнят и Слюдянка, и Байкал в 1960-е — 1970-е.

Вагон-хлебопечка. У него интересное внутреннее устройство, но снимки через стекло вышли плохо.

Пассажирская классика первой половины XX века: двухосный третьего класса.

И это тоже классика, того же периода: «40 человек, 8 лошадей», 1934 года. Правда, есть и поправка: крупных артиллерийских лошадей положено грузить только 6. Внутри — либо трёхэтажные нары, либо стойла.

Справа — «буханка» ВЛ8. Таких много было на Северо-Кавказской дороге, в Грузии и Абхазии, на Украине.

А это — «чистый» ЧС4. Редкий электровозный зверёк, предшественник ЧС4Т. Непонятно даже, как они тут его добыли.

Красавчик ТЭП60. На таком я нонче весной проехал полпути до Вильнюса.

Эмблема МПС СССР на этом красавчике.

Тут длинный ряд экспонатов заканчивается. Экспонатов много, я вам показал не больше 20% их.

А теперь давайте немного побродим по мегадевайсу времен 1950-х, предназначенному для снегоуборки и расчистки путей.

Вот так он выглядит спереди, где «работает». А тянет его сзади с другой стороны паровоз или тепловоз.

Мощные зубья для скола намерзших сугробов.

Лотки, подающие куда-то чего-то.

Тут тоже что-то уборочно-передаточное: я не разобрался толком, что-куда и какими транспортерами подается.

Вот сейчас залезем туда, во внутренность.

Рубильнички.

Пойдём-ка заглянем, в эту деревянную дверь.

Внутри стоит мощный дизель, питающий автономной энергией эту махину.

А теперь — в другую сторону, залезем на второй этаж.

Интерьер второго «пассажирского» :) этажа.

Вид из «пассажирского» окошка вперед по ходу :)

На этом краткое знакомство с музеем заканчиваем.

Если окажетесь в Челябе — идите, не пожалеете! Место чрезвычайно атмосферное и приятное.

Экспедиция «Ворота в Азию — 2009», полное содержание

Продолжение следует.

Похожие статьи

Челябинск. Продолжаем знакомство.
Зимний Челябинск, 2016 год
Ворота в Азию, ч.18. Челябинск: соцгород ЧМЗ
Экскурсия в музей ЖД транспорта
Челябинск. Архитектура (разная)
Железнодорожные раритеты Челябинска
Челябинск. Проспект Ленина от Курчатова до драмтеатра.
Музей истории Южно-Уральской железной дороги. Часть 1. Перронная экспозиция