Уральская индустрия. Часть 1: Коркинский Гранд-карьер.
Урал — это в первую очередь Край Горных Заводов. В старинных уральских городках можно найти промышленные сооружения 18 века. Реки здесь представляют собой каскады прудов. Многие горы срыты до основания: «Была гора высокая — стала яма глубокая», как говорили когда-то.
В последующих двух постах я покажу масштабы промышленного освоения Урала. Во второй части речь пойдет о жутком месте под названием Карабаш, а в первой — о Коркинском угольном разрезе, что находится в 40 километрах южнее Челябинска.
Покажу и еще кое-какие веси Челябинской области, так как путешествовали мы на машине: я,
periskop ,
От Челябинска до Коркина всего около 40 километров в сторону Троицка — старинного и забытого города на казахской границе, о котором я расскажу отдельно. По ту же сторону границы трасса ведет в Кустанай. А к югу от Челябинска находится угольный бассейн с многочисленными шахтами и терриконами.
Собственно, главный шахтерский город — Копейск, является пригородом Челябинска, и граница между двумя городами почти не видна. Ныне подавляющее большинство шахт закрыты, жители Копейска ездят работать в Челябинск. Копейск примечателен еще и своим расположение между нескольких озер, почти что на острове. На окраине Копейска мы увидели вот такое зрелище:
Из-за глобального потепления уровень озер повышается, и прибрежные дачи оказываются затоплены. Вода отсюда уже не уйдет.
Вскоре после Копейска вдоль дороги вырастает вот такая стена — это начало Коркинского разреза, цепочка старых отвалов, тянущаяся на много километров. Высота ее такова, что недалеко от Коркина на склоне устроен горнолыжный комплекс.
Наконец, мы въезжам в само Коркино — шахтерский город с 40-тысячным населением. Как и многие города при угольных месторождения, Коркино начало приходить в упадок задолго до Перестройки — в 1959 году его население было 85 тысяч, и сократилось вдвое уже к 1989 году.
На гербе Коркина изображен карьер:
Несколько зданий:
Город оставляет весьма депрессивное впечатление. Почти весь он застроен предвоенными сталинками с небольшим количеством частного сектора, и по площади меньше, чем собственно Коркинский угольный разрез. На окраинах — много мрачного вида промышленных сооружений, явно связанных с добычей угля.
Почти все фотографии были сняты из окна машины — пешком ходить, да еще и с фотоаппаратом, я бы здесь не рискнул. Однако Коркино бы ничем не выделялось среди десятков других шахтерских городков, если бы не Гранд-карьер — Коркинский угольный разрез. Часто говорят, что это самый большой карьер в мире, и по крайней мере среди угольных разрезов он действительно считается крупнейшим: 2,5 км в поперечнике и 520 метров глубиной. Однако в России есть еще как минимум два сопоставимых карьера: медно-серный в башкирском Сибае (глубиной 550 метров) и знаменитый алмазный карьер в якутском Мирном (глубиной 600 метров). Да и в мире гигантских карьеров немало — например, чилийская Чукикамата.
Однако Коркинский разрез — все же в числе крупнейших карьеров планеты.
Мы нашли удобную площадку для обзора недалеко от поселка Роза — «пригорода» Коркина, и начали спускаться.
Масштаб карьера (поясняю: слова «карьер» и «разрез» в угольной промышоленности — синонимы) очень трудно передать фотографиями, но все же попробую:
Коркинское месторождение начало разрабатываться в 1931 году, и вскоре был обнаружен пласт угля толщиной 200 метров. Создание карьера велось в 1930−40-е годы, причем здесь активно шли взрывные работы. Знаменит так называемый Коркинский взрыв 1938 года: его готовили полгода, перед взрывом на всякий случай эвакуировали город, а по мощности он был сопоставим с ядерным — колебания зафиксировали сейсмостанции по всему миру.
Коркинский карьер настолько грандиозен, что его трудно воспринимать как нечто рукотворное. Это действительно Гранд-карьер — аналог Гранд-каньона в Аризоне.
Стена карьера. Каждый уступ — примерно с 8-этажный дом.
Оползень. Для масштаба — видете деревья?
Верхняя часть разреза:
Шахта, ствол которой ведет ко дну разреза:
На дне карьера обычно кипит жизнь: по рельсам ходят составы с углем и породой, работаю эскаваторы…
Однако в день нашего посещения в разрезе было тихо и пусто. То ли потому, что воскресение — даже здесь выходной, то ли Мировой кризис подкосил и это предприятие.
Однако со дна разреза не переставая шел дым, иногда раздавался грохот, а мелкий угольный пепел порой налетал, как снег, оседая на одежде. У меня началась одышка. Дна карьера видно не было — бездонная черная дымящаяся воронка. И в целом, не покидало ощущение, что мы стояли у входа в Подземное Царство.
О Коркинском разрезе также есть очень красивый репортаж
Еще в 40 километрах южнее мы проезжали город Южно-Уральск. О нем пусть расскажет
periskop, обнаруживший здесь настоящий клондайк довоенной сталинской архитектуры. Хотя в целом Южно-Уральск очень похож на Коркино. Мне же он запомнился деревянной церковью-новоделом у трассы:
И мощной ГРЭС постройки 1930-х годов, трубы которой чем-то напоминали пальцы. Для этой ГРЭС, и не только, и добывался коркинский уголь.
Но если вы думаете, что это страшно — то ошибаетесь. Страшно будет в следующей части, посвященной городу Карабаш.