Романтика в Зюраткуле 2012

Зависла на выходных в национальном парке Зюраткуль (это в Челябинской области, недалеко от г. Сатка). Отправились туда мы с экскурсией от какой-то Екатеринбургской фирмы, а спасибо за идею поехать вместе нужно сказать моей коллеге. Поскольку Татьяна Геннадьевна — человек взрослый, к тому же позвала свою подругу с маленькими внучками, я решила взять с собой незаменимую и лучшую подругу Ленку, потому что отправляться в поездку со скучными ходилками друг за дружкой — это не наше. Мы хотим приключений, а с Ленкой они состоятся стопроцентно!

Прочитали программку, в которой были указаны поход на гору Зюраткуль, купание в чистом и полезном озере, встреча заката, посещение экопарка, песни у костра и прочие природные радости, и решили взять с собой палатку. Для участников экскурсии были варианты заказать домик и палатку, но мы решили всё сделать сами. Отыскали палатку у знакомых, не посмотрев на ее внешний вид, приготовили спальники и пенки и решили, что у нас всё будет круче некуда.

Спутники

После нудной 7-часовой дороги, мы все же приехали в парк и стали искать место для палатки. Все наши расселились по домикам, а нам ставить свою палатку на территории базы отдыха почему-то за просто так не разрешали — просили денег. «Странные люди, — спорила я, — мы тащили сюда СВОЮ палатку, а вы нам предлагаете еще и платить за то, что мы здесь разместимся?». В итоге, после того, как палаточный лагерь нас не принял, мы пошли к домикам. Подошли к самому ближнему, у которого крутились три паренька (мы почему-то подумали, что они сторожа).

— Что-то случилось, девчонки? — спросил один из них.

— Да нам палатку негде поставить, везде платно…, — хмуро ответили мы.

— Так ставьте здесь, — один из пареньков указал на неплохое местечко, рядом с которым находился столик и место для костра. — Тут и столик вам, и до туалета недалеко…

— Правда можно? — на всякий случай переспросили мы.

— Конечно!

Мы радостно прискакали на наше место (хотя скакать там три шага от домика, где жили парни) и стали распечатывать нашу палатку. Она оказалась совсем уж никудышная, в комплекте не было колышков, да и вообще она была странная и непрочная. Поэтому мы снова позвали парней на подмогу. Они не отказались. Так мы и познакомились, и как потом выяснилось эта троица — Костя, Андрей и Валёк — инспектора по экологической безопасности парка (может их должности как-то по другому звучат, но смысл, думаю, ясен), то есть это они следят за тем, чтобы люди не рубили деревья в лесу и не охотились на животных. Костя даже рассказывал о том, как ночю в лесу гонял браконьеров. На удивление с ребятами мы очень быстро подружились и решили отстать от нашей группы и устроить свою экскурсию. Костя с радостью повел нас и на озеро, и в экопарк, рассказывая о редких местных животных, о своей работе, про местные достопримечательности. Иногда наши беседы прерывались на то, что он подходил к отдыхающим и просил то отогнать машины от озера, то не трогать лесной сухостой. А мы рядом с таким героем чувствовали себя везучими девчонками. Остальные парни, похоже, заметили, с каким интересом мы слушаем Костю и тоже решили показать себя во всей красе. Андрей преподавал уроки ныряний и плавания (если это можно назвать уроками), а Валя повел нас в Китову пристань. В общем, о том, что нам было не скучно, понятно. А теперь немного о национальном парке.

Проездом

Не знала, что Челябинская область так велика! От Екатеринбурга до Кыштыма мы доехали за каких-то два часа, а потом Карабаш, Миасс, Златоуст… — города и села сменялись одни за другими, но всё-таки казалось, что мы едем невероятно долго!

Где-то слышала, что Карабаш называют самым грязным городом в мире. На фоне этой грязи встречались вполне интересные места (фотки делал мой брат 2 года назад, но я думаю, они здесь в тему).

Заповедник

С погодой нам повезло — оба выходных стояла жара, поэтому нашей раздолбанной палатке не грозило полное промокание, чего мы так страшно боялись. Вокруг — лесная зона. Свежий воздух.

Парк расположен в 200 км от Челябинска и был создан в 1993 году. Здесь различные леса: березняки, пихтовые, еловые, много редких трав, живописные луга. Животный мир тоже богат — больше 200 видов. Это медведи, куницы и горностаи, волки, лисы, множество разных птиц. Есть и редкие, занесенные в красную книгу, из которых я помню только филина.

Слово Зюраткуль переодится как «Сердце-озеро», экскурсоводы говорят, что озеро и вправду похоже на сердце. Ну, может быть…

Экопарк Зюраткуль

Это что-то типа небольшого зоопарка. Здесь можно увидеть волка, пятнистых оленей, медведей, лошадей различных видов, верблюда, но больше всех здесь собак хаски, к которым можно притронуться, почесать за ушком. Они глядели на нас, дружелюбно высунув язык и моргая голубыми глазами. Люди только и тянулись к этим милым собачкам.

Валёк раньше работал в экопарке, поэтому рассказал нам о каждом питомце — у кого какая кличка, какой возраст и какой характер. Кстати, еще благодаря Вальку мы прошли в парк бесплатно.

Кормить животных в экопарке запрещено. Иначе штраф — 10 000 рублей. Вот.

Китова Пристань

Рассказали нам историю о том, как один саткинский предприниматель Юрий Китов построил в Зюраткуле сказочный городок под названием Китова Пристань. Но, как оказалось, незаконным образом, и, несмотря на то, что здесь любят гулять люди и играют дети, Китов проиграл суд, и поэтому любимый многими городок теперь в разборочном состоянии. Раньше здесь было много фигур сказочных персонажей, интересные строения. Китову пристань называли уральским диснейлендом. Два года назад мой брат успел это зафиксировать. Вот одна из его фоток.

Теперь здесь всё разрушено: от фигурок ничего не осталось, деревянные строения снесены, скоро, наверное, снесут и все остальные. Однако даже сейчас в Китову пристань приходят и с удовольствием тут гуляют, плескаются у кораблей.

Восхитившись видами, мы пошли на озеро, сидеть в лодке и глядеть, как садится солнышко.

Озеро Зюраткуль

Благодаря поездке в заповедник я наконец-то открыла купальный сезон! Озеро, конечно, очень прохладно из-за течений, а под ногами сплошные камешки, но зато здесь чисто и полезно купаться за счет свойств лечебного глинистого ила. Здесь много рыбы — щука, налим, чебак и даже йаааазь!

Еще озеро Зюраткуль называют самым высокогорным на Урале. В него впадает множество ручейков и речушек, за год происходит водообмен.

Накупавшись, мы пытались встретить закат, но так его и не дождались. Подумали, что еще много мест не изведано и отправились в баню))

Хребет Зюраткуль

Поскольку экскурсия намечалась рано утром, а наши вчерашние спутники всю ночь тусовались в бане, пили пиво и устраивали дискотеки у костра, наутро от них никаких прогулок нельзя было ожидать, поэтому мы пошли вместе с нашей автобусной компанией, половина из которых, подобно нашим донжуанам осталась дрыхнуь в своих домиках.

К горе Зюраткуль ведет специальная дощатая экологическая тропа — вот же кто-то специально километра три устлал досками поверх болота! Вокруг — лес. Можно увидеть редкую птицу, белку или зайца. Мне, замечтавшейся за увлекательными разговорами с группой и подругой Ленкой, так и не удалось никого повстречать, а вот Ленка видела какую-то ранее ей не знакомую птицу.

Путь до горы неблизкий и сложный — весь поход у нас занял пять часов: на вершине мы находились всего час, остальное — дорога, около 6 километров в одну сторону, через лес и удивительные яркие, запашистые луга. Большую часть времени мы карабкались наверх по курумникам (это так наш экскурсовод называла булыжники) и были очень довольны собой, добравшись до цели. Вообще, горы — это утомительно, но интересно. Удовольствия от пройденного пути потом очень много. Не все смогли это сделать. Кто-то устал и пошел в обратную сторону, кто-то нашел тропу и решил не пробовать себя в роли скалолаза, а мне это дело было кайфу. Я знала, что мне будет приятно стоять на вершине, ловя горный ветер и восхищаясь природой, и думать о том, что я не слабачка, я смогла взобраться…

Вид с гор — обалденный! Леса, покрытые пеленой тумана даже в ясную погоду, сердцеобразное озеро, и всё с высоты больше 1100 метров над уровнем моря!

Наш экскурсовод Ирина заняла всех легендой из какой-то книги, где говорится, что первое человечество появилось на Аркаиме, а здесь, в горах, много тысяч лет назад жили некие лемурийцы. Она говорила, что по книге Эрнста Мулдашева «От кого мы произошли?» вначале появились ангелоподобные 20-метровые существа, потом появились лемурийцы, а потом атланты, которые разводили кентавров и минотавров. Мол, даже по камням можно определить, что это раньше были их жилища. Я бы не стала разбрасываться такими теориями, хотя было очень забавно впервые послушать эти мысли. Занятная женщина — наш экскурсовод. С виду целеустремленная, волевая, активная…

Затем она устроила нам курс медитации. Все разлеглись на травке и начали фантазировать. А направление для фантазий задавала Ирина. Я, конечно же, во все эти медитации не верю, но представлять всякие интересные штуки умела всегда, поэтому решила не выделяться, возмущаясь: «Зачем нам тут всякие медитации?!», а просто уселась на солнышке, закрыла глаза и слушала, что говорит Ирина, а остальное представлялось само собой. Вроде жива, и с мозгом всё в порядке. Мне даже понравилось.

Жаль, многие приключения мне придется оставить за кадром — какая чудесная там баня для любителей долго и жарко попариться, каково приходится, когда чьи-то руки вытаскивают тебя ночью вместе со спальным мешком из палатки, что такое автомобильная (есть еще и просто «мобильная») дискотека по-Зюраткульски, о чем говорят мужчины у костра… Это уже совсем другие истории, которые будут храниться в другом месте, а не в малочитаемом блоге Дженнифер Хот.

Уезжать не хотелось — от свежего воздуха и интересного общения кружилась голова. С новыми друзьями мы попрощались как-то быстро и размыто, без лишних соплей. Будто зная, что это была не последняя встреча, хотя на самом деле мы уверены совсем в обратном — вряд ли мы созвонимся и спишемся и вряд ли встретимся снова. Этим, наверное, и интересна жизнь путешественников — каждый раз — новое приключение и новые люди, ведь так много еще нужно открыть!