Магнитогорск Шредингера
Под катом рассказ о трехдневной поездке в Магнитогорск с фотографиями всего, что мы видели.
У вас есть такие места, куда вы собираетесь ехать годами, но почему-то не получается? Думаю, они есть у всех. То метеорит упадет, то еще что-то пойдет не так. У нас тоже есть такое место, это Магнитогорск. Ну не лежала у нас туда дорога, далековато это, да и вписки нет, и вообще, там, за Магниткой, одна сплошная безысходность. Сколько ни собирались в этом году, так ничего и не вышло, то кто-то проебался, то кто-то заболел, то все пересрались, то машина сломалась, то еще что-нибудь подобное.
А ведь Магнитогорск манил своим металлургическим комбинатом, одним из самых больших в России и всем СНГ. На нем работает около 55 тысяч человек, это же население приличного такого города!
Мы уже стали называть город Магнитогорском Шредингера, потому что он как бы есть, но нас в нем нет. И через неделю после очередного фэйла мы, то есть я, Дима, Данил Бендер и Варя, собрались вместе и внезапно осознали, что у нас свободны все выхи, и сорвались в Мгн. Это казалось хорошим вариантом, чем меньше рассуждений, тем меньше возможности сглазить.
Пока мы собрали в кучу все необходимое и решали небольшую проблему со снятием квартиры в Мгн, времени было уже прилично. Но это типичные мы, что ж тут сказать. Пока мы доехали до Мгн, пока забрали ключи от хаты, было уже за полночь.
Мы всячески убеждали друг друга ни в коем случае не говорить наше любимое слово «безысходность», чтоб она не постигла нас, особенно тщательно молчать надо было мне, потому что мне вообще вредно что-то ляпать перед поездками (сбывается все!).
Уже в городе за руль вместо Вари сел Дима. За один поворот до нужного нам дома после разворота во вроде бы разрешенном месте нам посигналили гаишники. Мы трое сидели в машине, недоумевая, что же происходит, пока Дима общался с гайцами. Оказалось, мы пересекли двойную сплошную. При этом действительно сложно было понять, что ехать туда нам было нельзя. Ну и гаишники конечно же подстерегали своих жертв именно там. Кстати, движение в Мгн действительно упоротое. Односторонки, дороги с разделительной полосой, странные повороты и отсутствие знаков.
Удрученные тем, что Диму оштрафуют или лишат прав, мы парковались около дома. И тут вдруг машина заглохла. На наши действия она не реагировала. По всем признакам, у нас сел аккум. Застопив местного на девятке, мы попытались зарядиться от его аккума. Но ничего не вышло, и мы обыскали всю машину в попытке найти подселившегося к нам чужого, пожравшего провода. В итоге половина народу утопала обживать квартиру, а другая половина таки завела машину и переставила ее под окна. После еды и залипалова оказалось, что времени уже крайне много, и мы вызвали такси к предполагаемому залазу. Залаз оказался незалезабельным, пошли искать другой.
Шаг за шагом, проходные, наземное кабло… Мне уже хотелось только спать. А ребята кидали предложения одно за другим, самым крутым из которых было лезть в шесть утра через забор недалеко от проходной. Сейчас, анализируя то, что мы увидели на следующий день там, за забором, вылезая примерно в это же время, я крайне рада, что уговорила ребят, что не стоит путать упоротость и слабоумие, и не соваться туда.
Итак, наш незалаз на ММК ознаменовал, что мы остаемся тут еще на один день. Кстати, забыла сказать, наш приезд в полночь повлиял на то, какую мы сняли квартиру. Ключи нам выдавала не администратор, а глухая бабушка, которая сама толком не знала ни какую квартиру мы должны сквотировать, ни сколько денег должны платить. В итоге нам досталась очень кошерная хата, меня терзают мысли, что она должна была стоить дороже, но какая уже теперь разница :)
Куча наших шмоток в прихожей.
Второй день ознаменовался опять какой-то тупкой. Наверное, не стоит ездить двумя парами, это чревато тем, что каждая залипает в отведенной им комнате, и им и без залазов хорошо. Но тут беда была еще и в том, что надо было ремонтировать тачку. На это целенаправленно поехали мы с Варей. Попросили подзарядить нас маршрутчика, завелись, поехали… Доехали до первого перекрестка. И остановились на повороте прямо на трамвайных путях. Стоим. Даже аварийку не включить. Все едут и сигналят нам. И только один мужик на ланд крузере показал мне в окошко, мол, помощь не нужна? А я киваю ему, нужна, еще как! Так добрый дядя Валера и дотащил нас до сервиса, да еще и знакомого там вызвонил. Пока специалисты копались в машинке, нам Валера пообещал сводить нас в пещеры, если мы приедем в следующие выходные. Кстати, денег с нас взяли ровно 100 рублей. На то расчет и был, если б ребята поехали, стали бы умничать в сервисе, им бы всю машину поменяли и ценник забабахали. А нам быстренько починили именно то, что надо с помощью кувалды и такой-то матери, взяли копейки, да еще и номерок «крыши» в Магнитогорске дали :)
А пока мы делали наивные глазки в автосервисе, наши мальчики готовили нам поесть. В итоге мы опоздали на выселение из квартиры, зато были с целой машиной и сытым желудком. Наконец, началось наше путешествие по Мгн. Город понравился всем, со своими сталинками и красивыми улицами, скверами и иллюминацией. Было ощущение, что мы приехали реально издалека, потому что встретить у нас в области большой цивилизованный город было странно. Когда-нибудь Магнитогорск станет миллионником, и не удивлюсь, если это будет очень скоро.
Дак какой он, этот город?
Год основания города — 1929. До этого времени станица Магнитная. Основан вместе с комбинатом. Развивался очень стремительно, через три года после основания в городе уже была развитая инфраструктура. Уже через 10 лет население города насчитывало 136 тысяч человек. Во время войны возникла необходимость принимать и осваивать на своей территории оборудование эвакуированных заводов прифронтовых районов, а это немного-немало — 34 предприятия нашли прописку на ММК. За доблестный труд в период Великой Отечественной войны свыше 2000 магнитогорцев были награждены орденами и медалями СССР, 12 человек удостоены государственной премии. В 1950-е Магнитка переживала бурный рост. В последующие годы город модернизировался, строились новые здания и памятники. Развивался спорт и культура. Немного моих старых фоток.
- Интересно, что 25 марта 1980 года вышло постановление исполкома городского Совета народных депутатов «О сносе поселка Cтарая Магнитка», которое не выполнено до сих пор.
- На площади Победы в семидесятые годы был установлен монумент «Танк» с надписью: «В годы Великой Отечественной войны каждый второй танк и каждый третий снаряд сделаны из магнитогорской стали».
- В 1996 году ММК произвел 7.5 миллионов тонн металла — столько же произвели Великобритания и Канада вместе взятые.
- В 2000 году аэропорт Магнитогорска принял первый международный рейс.
- Интересно, что площадь города лишь немногим уступает Челябинску (392 кв км против 500) и тем более Екатеринбургу (489 кв км).
- В октябре 2006 года ученые Института Блэксмита (США) внесли Магнитогорск в список самых грязных городов мира. 22 июня 2011 года Росстат опубликовал список из 56 городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой. Магнитогорск занимает пятое место в этом списке с 231,9 тысячи тонн выбросов за 2010 год.
- В 1954 году была предпринята неудачная попытка создать Магнитогорскую область, куда кроме вышеуказанных районов, также могли войти Варненский и Чесменский районы Челябинской области, а также Бурзянский и Хайбуллинский районы, территории нынешних городов Сибая и ЗАТО Межгорье Башкирии.
- В неформальном списке российских столиц Магнитогорск фигурирует как «металлургическая столица России».
- Магнитогорск является 4-м по численности населения (после Тольятти, Набережных Челнов и Новокузнецка) городом в России, не являющимся административным центром региона.
- Магнитогорск является одним из двенадцати населённых пунктов в мире, расположенных в двух частях света. Река Урал протекает через Магнитогорск и делит его на две части, именуемые как «Левый берег» и «Правый берег». Граница между Европой и Азией проходит по реке Урал, соответственно левый берег находится в Азии, а правый — в Европе.
- Магнитогорский трамвай занимает третье место в стране после Петербурга и Москвы по количеству маршрутов и находится в десятке крупнейших трамвайных систем России по протяжённости трамвайных линий (по оси улиц), которая составляет 76 км.
Ну я молчу про всем известный Магнитогорский Металлург и «президентские» курорты Абзаково и Банное.
По дороге Бендер просто вынудил нас с Варей купить алкоголь, потому что считал, что нам надо вспомнить старый хардкор и хотя бы иметь с собой бухло! В качестве талисмана!
Первым делом мы поехали к знаменитому монументу «Тыл — фронту».
«Тыл — фронту» — монумент, находящийся в городе Магнитогорске. Монумент является первой частью триптиха, состоящего также из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Авторы монумента: скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский. Материал — бронза, гранит. Высота — 15 метров.
Памятник представляет собой двухфигурную композицию рабочего и воина. Рабочий ориентирован на восток, в сторону Магнитогорского металлургического комбината. Воин — на запад, в сторону, где во время Великой Отечественной войны, находился враг. Подразумевается, что меч, выкованый на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине. В композицию также входит вечный огонь, в виде гранитной звезды-цветка.
В связи с тем, что по статистике каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла, было принято решение о возведении памятника в Магнитогорске. На берегу Урала был возведён 18-метровый искусственный холм. Основание холма было укреплено железобетонными сваями.
Памятник был изготовлен на Ленинградском заводе монументальных скульптур.
Монумент был открыт 29 июня 1979 года.
Монумент дополняется двумя трапециями высотой в человеческий рост, на которых барельефом написаны имена магнитогорцев, получивших звание Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне. 9 мая 2005 года состоялось открытие ещё одного дополнения, выполненного в виде двух треугольных секций, симметрично заполненных возвышеняими из гранита, на которых высечены имена магнитогорцев, погибших в Великой Отечественной войне (всего более 14 000 фамилий).
Вот что бывает, когда не успеваешь вовремя свалить из кадра.
Впечатляющее зрелище. Только прожекторы очень мешают, все бликует и во все стороны разлетаются «аэропланы».
Вечный огонь.
Потом наш взгляд упал на одну высоточку, и мы пошли ее шатать. Собсственно, там даже шатать оказалось нечего, решетка оказалась с дыркой, а дверь на крышу открыта. Вид на набережную и город открывался оттуда не самый плохой, хотя поймите меня верно, это тебе не мегаполис заруфить.
Доменный цех и коксохим.
Одна из трех переправ, Казачья вроде. Сразу за ней ТЭЦ.
Ленина. Снимать тяжело, над городом неиллюзорная дымка.
Тыл — фронту, вечный огонь и домны как еще один индустриальный памятник великой металлургии, принесшей победу в большой войне.
Не очень четкий кадр парка аттракционов.
Город в основном не очень высокий, но есть и дома в 14−16 этажей.
Магнитогорские городские часы, установленные в 1979 году на пятидесятилетие города.
А там далеко, около телецентра, находится улица Индустриальная.
Смех смехом, а с крыши нас сняли ЧОПы :) Говорят, местные жители увидели свет от наших фонарей. Но поднявшиеся к нам ребятки оказались весьма адекватными, посмотрели вместе с нами фотки, коньяк пить отказались и просто вывели нас наружу. По дороге даже посоветовали нам, как лучше ехать до смотровой.
Здание администрации города.
За ним знаменитые поющие фонтаны, но теперь они не работают, не лето же (фото 2009 года).
Площадь Носова, типичный образчик архитектуры Магнитогорска.
А дальше как раз в наших планах была смотровая, но где она находится, я знала только примерно, а остальные вообще в городе не ориентировались. Сколько я им не твердила, что ехать до нее далеко, мы все равно решили поехать. Оказавшись на левом берегу, мы попали на какую-то странную улицу, по обе стороны которой был старющий забор, напоминающий кладбище… И тишина. Только фонари горят, в метре от дороги уже ничего не видно.
Как тут не вспомнить о безысходности?
Ну и не запилить лук!
Слегка охуев от неприятных ощущений, мы поехали дальше, повернув около какой-то выкорчеванной могильной плиты (это была не плита, но наше воображение было сильнее здравого смысла). Дорога привела нас в днище, справа от дороги торчал фундамент какого-то разрушенного здания. Сейчас я знаю, что это был заброшенный ДК, но в тот момент здание вселило в меня такой ужас, что я осталась в машине глушить коньяк. На мой фотик пару кадров сделал Дима.
Обратите внимание на небо. Ноу фотошоп. Это все близость ММК.
От ДКшки остался только выгоревший цокольный этаж.
Надо было убираться отсюда, тем более, что тут было даже не у кого спросить, где смотровая. По дороге нам попался трэшовый и очень антуражный дом.
Но все же надо было двигать, на улице становилось адово холодно, а у нас впереди был ММК. И вот мы на точке, звезды сходятся, у нас есть залаз, конина, правда времени опять уже много.
А дальше Зеро включила пьяного мастера, при попытке залезть на опору я слегка сорвалась, что в прочем было не критично, но Дима не позволил мне лезть дальше, и поэтому мы отправились к другому залазу, дергая по дороге люки. Под люками были непроходимые стаканы, но если там где-то и есть ТКК, то он весьма няшный, кирпичный!
Ломанулись через другой залаз. Лично меня гнал дикий холод, я когда думала, что на крыше цеха тепло, готова была рваться через КПП! Пару секунд на палеве по освещенной дороге, и вот мы на крыше. Сварочный цех. Крыша скользкая, покрыта инеем, зато справа происходит какой-то ад.
Пути дальше вроде тоже есть, но времени уже много, да и холодно. Запиливаемся по очереди во все секции цеха.
Внизу достаточно скучно, это тебе не прокатка.
Зато сварка дает красивые цвета. За это фото спасибо Диме.
Запиливаемся в цех все вместе, доедаем беляши и пьем чай из термоса. Увеличивающаяся движуха в цехе, какие-то новые люди, жмущие руки старым, повышенная плотность народа около раздевалок намекает на то, что на заводе пересменка. Толпимся около единственной внешки. На проходной не так далеко от нее форменный зомби-парад. Тупим, ждем, когда дорога будет свободна. Пока фоткаем.
Но ничего не меняется, я предлагаю лезть на пох. Дима слазает первым и зачем-то убывает за угол, я тем временем спускаюсь прямо в нескольких метрах от идущих рабочих. Вылавливаю Диму из темноты, думаю, как же странно выглядит компания: два парня, один в камуфле, второй в спецовке, и две девочки, одна с косичками, а вторая в красных штанах. И самое странное: немного пройдя по дороге мы убываем в темноту. Вылазим. Уфф.
ММК расшатан, хоть и не по сотоне. Но все же главное сделано, мы туда попали, нашли годный залаз и отлично провели время.
Поэтому мы заехали в мак за кофе, чтоб уж совсем не уснуть, а потом сразу дернули в Че. Светало.
Два раза в жизни я настолько сильно хотела спать, что не могла сдерживать это чувство. И оба раза это было в Магнитогорске. Я честно пыталась не засыпать, пока Дима за рулем, но не вытерпела буквально 40 километров.
По дороге, кстати, прямо перед нами случилась авария, Нива не уступила дорогу Уазику и перевернулась. Ниве не оч, на Уазике царапина на двери.
Ну и путешествие было бы не полным, если б под конец у нас что-то не сломалось. А именно тормоза. Не буду вдаваться в подробности, но мы встали под Южноуральском без надежд на спасение. И если б не было с нами светлой головы и золотых рук Димы Demon’а, ехать нам домой стопом, а вариной машинке на эвакуаторе.
Три дня в Магнитогорске подошли к концу, но мы еще вернемся. Спасибо троим моим прекрасным спутникам. Несмотря на наши разногласия, вы лучшая компания!
Приехали.