Ворота в Азию, ч.7. Троицк: осколки Империи
О колорите города Троицка я кратко рассказал, теперь стоит посмотреть его архитектурный облик. Этот город считается архитектурной жемчужиной Южного Урала, потому что в годы существования ярмарки и караванных путей тут крутилось много денег, и соответственно, много интересного успели понастроить. Массив дореволюционных зданий велик, и в Старом Городе построек советской эпохи — считанные единицы.
Давайте прогуляемся среди осколков Империи (особливо рекомендую любителям модерна).
«Когда-то и мы были рысаками»…
Sic transit gloria mundi.
На этой карте показан наш путь по Троицку. Готическая башня и мусульманское кладбище — в западной части города. Перелом маршрута следования вниз, от середины пути — это мы углубились в кварталы Старого Города, и далее уже шли вдоль исторической застройки. «Треугольник» стрелок — центральная площадь и хождения по дворам. Конечные 4 стрелочки мы проехали уже на машине.
Начнём, пожалуй, с этого модернового магазина, который я показал в другом ракурсе в предыдущей серии. Если сломать самопальный вход, то хорошо видно, насколько изящно и гармонично это архитектурное решение.
Дальше — целый комплекс в славянском стиле, с мотивами «а-ля Шехтель». Новодел ли это, или реконструированный старый комплекс, я не в курсе.
Ещё модерн. Его тут много — и разного. Нужно отметить, что часть зданий реконструируется и подновляется, то есть нельзя сказать, что «город заброшен». Но в основном активность относится к торговым оживлённым улицам.
А вот тоже очень интересное строение, с азиатскими мотивами.
Обратите внимание, что тут сохранены сложные ажурные балконы и входы в здание. Просто металлическая симфония!
Однако ж, погреба тоже сохраняют, порой вот таким оригинальным образом. Всё здание сияет и радует, а тут — раздрай и облупленность. Возможно, надо дать пинка магазинщикам.
Эклектика, примерно 1880-х.
Иногда к старым зданиям «приращивают» новые, как вот тут.
А вот ещё интересный экземпляр — вроде есть следы модерна, но стиль остекления — уже из более поздней эпохи.
Почему-то в Троицке мы наблюдали много разных старых стен. Иногда они прячутся за зданиями, а временами — тянутся вдоль улиц.
А вот еще, изящный оригинальный модерн! И покрасили аккуратно.
Сохранность старой застройки просто поражает — даже простенькие магазинчики находятся в исторических зданиях.
Однако ж, это были только цветочки. Уже подходя по перпендикулярной улице к центральной площади, я был совершенно ошеломлён, увидев вот этого Модернового Гиганта. Он чудовищно выбивался из малоэтажной окружающей застройки, особенно в окружении деревянной избы справа.
Контраст с другой стороной улицы был разителен.
Мы ходили вокруг, пытаясь найти более-менее нормальную точку обзора и ракурс. Прижавшись к забору противоположной стороны улицы, я еле-еле снял целиком, на максимальном широкоуголе, этот осколок легкомысленной Бель Эпок. Думалось так: «…как же мог появиться этот шедевр в заштатном уже купеческом городке? Какой купец рискнул вложить такие колоссальные средства, когда уже стороной прошли железные дороги, караваны отмирали и ярмарка год от года слабела? Кто пригласил сюда дорогого архитектора с фантазией?».
Примерившись, я мысленно поставил это здание вместо Дома Мертенса на Невский, в створ Большой Конюшенной — и пропорции, и размер примерно одинаковы: «Да… Было бы круче Мертенса… Стоял бы на Невском, питерские фанаты-краеведы пылинки бы сдували, а в путеводителях восторженно писали о настоящем модерновом шедевре проспекта». Потом попробовал поставить его напротив Строгановского дворца на Мойке: «Да, и в этом бы случае смотрелся мощно и никак не хуже того, что сейчас там есть». Потом представил его в Риге, скажем, на Альбертас: «И там бы вписался шикарно…».
Но он стоял тут, в пограничном уральском Троицке, одинокий и заброшенный. Такая вот сик транзит глория мунди.
Смотря на него, мне опять невольно вспомнились строки из «Хас-Булата»:
Береги, князь, казну
И владей ею сам,
За неверность жену
Тебе даром отдам.
Ты невестой своей
Полюбуйся поди, —
Она в сакле моей
Спит с кинжалом в груди…
Центральная часть фасада Модернового Гиганта.
Модерн тут очень породистый, архитектор явно был не ограничен в средствах!
Решение окна «высокого» второго этажа. Балконные решётки, скорей всего, тоже оригинальные.
Это здание и сейчас гостиница, потомки соорудили дверь «с модерновыми мотивами», но она уже выглядит явно слабей оформления и декора этого Осколка Империи.
Мы не утерпели, зашли посмотреть на Дом и с тыла.
Вот вам вид от него во двор. Как говорится, «удобства во дворе» :-)
А вот так он выглядит с задней стороны…
Ладно. Пойдём теперь на центральную площадь. Слева — здание администрации, бывший окружной казачий суд, а по улице, вливающейся правее него мы сюда пришли. В центре — вышка, и было стойкое ощущение, что её явно не достроили. А может, я ошибаюсь.
Вход в администрацию тоже был ажурно-металлический, очень аккуратный и красивый, как и множество других парадных в этом городе.
Левее зданием, рядом, была дверь в КПРФ.
Здание окружного казачьего суда (ныне администрация города и района) ракурсом «во фронт».
Табличка о
А это — с другой стороны. В общем, зданьице засветилось за 120 лет во всяких разных делах, включая революционные.
Напротив через площадь стояло чудовищно унылое функционалистское здание эпохи 1970-х, которое я даже не стал снимать, а левей его стоял Ильич. По неканоническому стилю оформления — явно из ранних памятников.
Гостиный Двор славных времён Троицкой Ярмарки, переделанный ныне в филиал Челябинского универа.
Напротив — целый ряд помпезных и богато оформленных зданий эпохи 1870-х — 1880-х. Улица далее сбегала к реке (мы не пошли).
Вот ещё ракурс.
Осмотрев центральную площадь и осколки Империи, затем мы решили немного заняться местным андерграундом — пошли осматривать дворики за зданиями. Уральская часть экспедиционеров после направила стопы к машине, которую мы оставили довольно далеко — около Неплюева, а мы с Варандеем углубились в Троицк деревянный и мусульманский, о чем и будет заключительный пост про этот интереснейший город.
Экспедиция «Ворота в Азию — 2009», полное содержание
Продолжение следует.