Ворота в Азию, ч.4. Коркино - город и разрез
Первым пунктом на пути из Челябинска к Троицку, которые мы посетили, было Коркино — городок горняков и место грандиозного угольного разреза, одной из самых глубоких рукотворных дырок на планете. Городок небольшой (40 тыс. чел.), причём с сокращающимся населением — полвека назад в Коркино проживало 83 тыс. чел, более чем в два раза больше.
Герб Коркино. Жёлтая спираль на чёрном фоне — это символ Гранд-Карьера.
Когда мы достигли границы города, погода была столь же мерзкой, как и по прибытии в Челябинск — мелкая морось, иногда прекращающаяся, иногда начинающаяся вновь, и тяжёлые облака. Но выбора не было.
Давайте сперва посмотрим мегаразрез, а потом уже вернёмся в город, который по площади, кстати, заметно меньше разреза.
Живописный индастриал на пути.
Чтобы пройти к разрезу, надо перейти полузаброшенный ж/д путь.
Однако, разрез по-прежнему далеко и смотрится неудобно: нужно идти ниже, чтобы выбрать более интересную позицию для его обозрения.
Поэтому мы спускаемся ниже, метров на тридцать-сорок по склону.
Что можно сказать о впечатлении? К сожалению, я тут столкнулся с той же проблемой, что и на Братской ГЭС в 2001 году: масштаб рукотворного ссоружения настолько велик, что фотографиями передать впечатление просто невозможно. Вроде смотришь — грандиозно, а фото в результате выходят серенькие и невзрачные. Конечно, сильно повлияла и погода — в связи с переменной моросью сьёмка панорамы была предприятием не очень разумным, и от этой мысли я отказался. Сильное зуммирование с целью подчёркивания деталей тоже в итоге давало «мыльные» результаты, так что будем смотреть общие планы.
Посмотрим разрез четырьмя частями, слева направо.
Восточная часть. Тут уступы вниз плавнее. На переднем плане — силовая подстанция для электрифицированной железной дороги, ведущей сложной спиралью вниз, к пластам. Спуск поезда для забора породы на дно занимает примерно 2,5 часа, путь наверх — 3 часа. Примерное представление о масштабе даёт высокая водонапорка на заднем плане. Однако сейчас она в полудымке.
Теперь — взгляд в тело разреза. Для ориентировки я оставил в кадре силовую подстанцию. Я искал в Сети данные по нынешней глубине разреза, они несколько разнятся — от 520 до 560 метров, хотя блоггеры в отчётах называют и большие цифры. Возьмём для осторожности нижнюю планку — 520 метров. Это первый по глубине угольный разрез планеты, однако среди собратов в других отраслях он, скорей, в первой пятёрке мировых. В России он третий — в Сибае (Башкирия) и алмазный Мирный в Якутии глубже.
Зелёная линия вверху, выше светлых почв — это уровень местности. Выше её — отвалы разреза, ниже — его тело. Вы видите также дымы, поднимающиеся из разлома — это результат тления угля и выделения естественных газов. Разрез всегда «дымится», поэтому для его красивой сьёмки нужна ветреная погода. Ну и конечно, контрастная подсветка утреннего или вечернего солнца.
Переведём камеру ещё правее и не будем зуммировать изображение. Тут дымы из разлома видны намного отчётливей, а в центре среди уступов спуска виден гигантский оползень, метров 120−150 высотой. Внизу — плохо различимое от дымки «дно» этой гигантской дыры в земле. Внимательные также заметят экскаватор, притаившийся на уступе немного правей дерева на переднем плане. Это не просто «экскаватор», это карьерный экскаватор размером с 3-этажный дом. Вот такой там масштаб, плохо воспринимаемый человеческим глазом.
Теперь — правый, если смотреть от нас, край разреза. Тут мы видим и линии железной дороги, ведущей вниз, и карьерный экскаватор (внизу в центре), и сооружения 600-метровой шахты, ведущей на уровень дна карьера и сообщающейся с ним штольней (над карьером, правее центра кадра). Так что дна можно достичь и не спускаясь три часа на поезде.
Посмотрим ещё раз на разлом с угольными дымами.
Наконец, большое фото (с 1.7x зумом): слои карьера сверху донизу. Каждый уступ равен в среднем семи-восьмиэтажному дому по высоте. «Чернота» около карьерного экскаватора — доступный для добычи угольный пласт. Хорошо виден и большой оползень выше.
Если вы хотите посмотреть другие виды на разрез, то 1) хороший, зрелищный отчёт был у ВикторПрофессора, 2) был там и мой френд rabid_worg, а также 3) вариант Варандея (мы были там вместе) об этом же обьекте. Также для сравнения вы можете посмотреть Флюсовой карьер близ Миасса, который я показал ранее в 2007-м.
А вообще, чтоб тут найти немного угля, ходить далеко никуда не надо: выходы везде вокруг. Вот рядом с местом, где я стоял и снимал, например.
Ладно, поднимается обратно наверх, к дороге, и возвращаемся — сейчас наш путь в город у Гранд-Карьера.
Собственно город Коркино производит не то что бы депрессивное, но какое-то сонное впечатление спального горняцкого городка. О близости к динамичному и мощному Челябинску свидетельствует большое число подновлённых фасадов зданий, в отличие от более дальних от него городов. Сейчас работы в Коркино (кроме разреза, конечно) немного, часть заводов закрыта, так что довольно много народу оттуда ездит работать в Челябинск.
Это администрация города.
Интересны флаги на ней, давайте приглядимся. Левый — флаг Челябинской области, в центре — РФ, самый правый, со спиралью — коркинский, его ни с чем не спутаешь!
Имеется в городе и много интересного сталианса 1950-х, периода расцвета.
Балкончик с петушком и разными «излишествами», справедливо осуждёнными затем партией в рамках борьбы со зловредным культом личности.
При взгляде на некоторые места в городе не покидает ощущение, что время остановилось лет 35 назад.
По этому бульвару проедем к другим интересным местам города.
Дворец Горняков, сияющий свежей реставрацией и ремонтом.
Сергей Мироныч перед Дворцом Горняков.
Парк Федько. Я думал — имени какого такого Федько? Шахтера какого-нибудь или репресированного полководца?
Ещё немного районного сталианса.
Украшательства на фронтоне этого здания.
Фото на память, с районной газеткой и маршруткой «Санёк» заднем плане :)
Покидаем Коркино, держа путь далее на юг.
Экспедиция «Ворота в Азию — 2009», полное содержание
Продолжение следует.