Заповедник Зюраткуль. Соло на велосипеде

nashural.ru (http://nashural.ru/) , 28.01.2014 (3950 дней назад)

Я уже не помню, кто в прошлом году произнес слово Зюраткуль… Поискал я его на карте, просто захотелось увидеть. Потом был поход на Таганай и я слегка заразился горами. Зюраткуль манил все больше, он грел меня всю зиму.

Отпуск выпал на июль, что бывает не часто, за зиму отовсюду собралось разной инфы, но все это были так. мечты. Конкретно я начал прорабатывать маршрут за месяц до отпуска.

В основном использовался официальный сайт заповедника, карта на нем, Генштабовские километровки и Гугловы спутниковые снимки.

Подготовка

Основным вариантом я считал маршрут Златоуст-Тюлюк-Зюраткуль-Златоуст. Пройти через весь заповедник, попутно залезая на вершины, искупаться в озере и — домой. Естественно — все на велосипеде. Потом решил избавиться от гонок по трассе М5, больше использовать ж/д, получилось: ст. Вязовая-Юрюзань-Тюлюк-Зюраткуль-Бердяуш. Потом повсеместно начались дожди и мне вспомнились мои же 15-тикилометровые страдания в болотах до села Корюково, когда негруженый вел ехал на мне. Пугал участок вдоль реки Березяк от Тюлюка до Алимпиева кордона, 20 км заболоченной местности… Это вообще проходимо с тяжелогруженым велом? Или это превратится в пешку с поочередным перетаскиванием вела и груза. А ведь, добравшись до Тюлюка, я не поеду в объезд, а так и начну ломиться по болотам.

И я начал шуршать отчеты… Нашел шесть хороших отчетов, с встреченными медведями, с грязью до осей, с описанием мытарств, интересно всё, но становилось ясно, что вдоль Березяка дорога не для велосипеда, в этот дождливый год точно. Вернее, ни одного отчета с дорогой на велосипеде вдоль Березяка, как и на озеро вдоль хребта Москаль, я не нашел, только пешие варианты. А идти по тропе с хорошим станковым рюком и с груженым велом — это две большие разницы.

Снова Генштабки и спутниковые снимки… Реальным выглядел только вариант Бердяуш-Алимпиев кордон-Зюраткуль-Бердяуш, залезть в самую середину заповедника и разведать состояние дорог там вообще. Но этого мне казалось маловато для летнего отпуска. Попутно, изучая чужие отчеты, я наткнулся на велопоход с заходом в поселок Пороги на Порожскую ГЭС, и сердце электрика радостно взыграло: увидеть оборудование 1908 года, все еще действующее и еще что-нибудь, зачем-то ведь группа велособратьев шла туда.

К сожалению, мне не нашлось напарника. Одному чем-то сложнее, чем-то проще, точно проще купить один билет в плацкартный вагон в разгар летнего сезона. Сложнее думать за все одному, некому образумить азартные фантазии.

Окончательный план был таков: доехать в плацкарте до Бердяуша, дальше все на веле — до Порогов, посмотреть ГЭС, доехать до трассы М5, вернувшись через Бердяуш или сделав большое кольцо через Сулею и Сатку, далее до Сибирки, Алимпиев кордон, оттуда радиалки на Нургуш, Увал, фонтан, р. Березяк, Калагаза и дороги вдоль них. Далее, чуть назад Сибирка, через урочище Карелка с таинственным карьером и Шаровский кордон, выйти на Зюраткуль, затем Магнитский, М5 и снова Бердяуш и, снова в плацкарте, — домой. На все 4−5 дней.


Карта заповедника


Километровка центра заповедника

Кто зачем ехал неделю назад на Щучье, а я репетировал свой поход, готовился к ночевкам, пытался приладить на себя сумку с тяжелым фотиком. Погода меж тем не радовала. Она оставляла мне узкое окно между двумя циклонами от понедельника до пятницы, и то, во вторник должен был прийти еще один циклончик с севера с похолоданием, но выгадывать другую погоду было некогда, отпуск летит, черника вот-вот поспеет, вишня и т. д., потом я не вырвусь тем более.

В субботу был куплен билет с посадкой в полвторого ночи и прибытием в Бердяуш в 9 утра. Лучше бы садиться не ночью, да и выгрузился бы я пораньше, но выбирать было почти не из чего, если только купейные, а это полторы тыщи билет, да и в купе вел приткнуть сложнее.

И я начал паковать вел в манараговский чехол. Чехол большой, однако, и тяжелый, с дном и уплотняющими вставками по бокам. Поглядывая на фотки в сети, я пытался разобрать свой драндулет и запихать его в это чудо манараговской мысли. Пришлось снять оба колеса, руль, задний переклюк с петухом, седло, багажник, переднее крыло, вывернуть внутрь вилку и педали и закрепить все это скотчем, пробуя прозрачный, коричневый и малярный. Результат виден на фото далее. Зато упакованное в чехол все это выглядело компактно. Но не носимо. Дизайнеры расположили петли и лямку на плечо так, что оставалось только взять чехол в охапку.

Погода портилась, куда еще-то?! Лило в субботу и в воскресенье. Сухой понедельник в прогнозе также превратился в мокрый, как и вторник, и холод с севера… В воскресенье вечером я был готов сдать билет и никуда ночью не выезжать. Но потом решился.

День первый

Складывался вечером. Лил дождь. В 20−00 коротнула проводка в доме, приехали пожарные и вырубили свет, собирался с фонарем. Потом в 23−30 полдома запитали, но без лифта. В 1−15 пришло такси и я челночил, стаскивая баулы. На вокзал приехал почти к поезду, челночил под дождем до перрона.

Проводнице сказал, что это спортинвентарь, что все влезет на третью полку. Но влезть в вагон уже не было сил, и два ногтя попытались оторваться, пока я все это закидывал в тамбур. Потом на третью полку в спящем вагоне. Проводница что-то язвила, но мне было уже весело, уже не высадит, главное залезть в вагон. Пытался спать, часа три получилось. Слопал картофельного пюре б/п и выгрузился в Бердяуше.

Бердяуш встретил низкими тучами, сырым перроном, но сверху не лило. Опять челночил до вокзала. Нести все сразу не получалось. Вел в чехле, штаны 80 литров, палатка, спальник, велорюкзак и сумка с зеркалкой и телевиком, чтоб ее и его! Это было возимо, но не носимо, особенно доставала бестолковая конструкция чехла.

Аккуратно распаковал вел, разложил инструмент и начал сборку. Главное было не потерять все детальки, иначе все путешествие просто сорвалось бы.

Собрал, смазал и настроил за два часа, что в общем-то неплохо, учитывая, что запаковывал я его два дня. В это время вокруг меня ходили скучающие пассажиры, а было их, последовательно, всего два. Такой огромный зал и ни-ко-го. Потом уже, в тайге, я понял эту загадку, но это потом. Этих, скучающих, я, меж тем, подробно расспросил о дорогах и городах. Оба однозначно сказали, что обратная дорога от Порогов через Сулею и Сатку лучше, чем через Бердяуш. Что входило в мои планы, не хотелось возвращаться той же дорогой, а Сатка привлекала грандиозным карьером и прудом.

Пошел дождь, ждать было нечего, по прогнозу он должен идти до вечера. Почти в 12 часов я стартовал с вокзала. Сразу в гору. Длинную и крутую, хорошо отсыпанную. Но пешком, т. к. даже туго накачанное заднее колесо продавилось подо мной в такую кручу, ведь на него пришелся весь вес, а щебенка острая. Потом спуск по щебню с тасканием хвоста в стороны. Путешествие началось!!!

До Порогов было 15 километров. По течению Сатки, значит все же вниз, но против ветра. Дождь сыпал несильно и я прятал за спину фотик, но не одевал дождевика, достаточно сыро и комфортно. Хорошо, что сразу ехал в сапогах, брызги не страшили.

Чувствовалась близость Башкирии: дороги и склоны пересекали трассы нефтепроводов. Тучи шли низко, цепляя невысокие, в общем-то, горы. Есть не хотелось, будто энергия поступала в меня прямо из баульных продуктов.

Участки мелкого щебня сменялись асфальтом, снова щебнем, подъемы и спуски были не круты. Доставала только сырость щебенки и тяжесть поклажи, любой чуть заметный подъем заставлял переходить на 1−4, 1−3 передачи, а заметный — просто топать пешком. Но так-то ничо, весело, природа, машин нету.

Въехал в Пороги. Поселок вытянулся вдоль левого берега реки и закрыл ее высокими заборами. Т. е. с дороги, в разрывы заборов, вид очень красивый, а сфоткать нечего, до самой плотины нечего. Правый берег — холмы и лес. Наверное оттуда поселок и водохранилище выглядят живописно, но лазить там не входило в мои планы.

Видок у плотины вообще плохой. 100 с лишним лет для промобъекта, без должного ухода — это ващееее. Нагромождение железа затворов по гребню, кабели 0,4 кВ по столбам, строения без окон… Техническое состояние плачевное, на эстетику денег тем более нету. Натурально не скадрировать никак, чтоб не лезли заборы, столбы, кабели, железо.

Хотя сама ГЭС достойна заботы — первая ГЭС в России, уникальная, единственная в мире плотина из необработанного камня, завод, на котором изготавливались термостойкие плитки для «Бурана»…

Я слегка выбивался из графика, поэтому фоткал быстро и только то, что на поверхности лежало.

Поговорил за жизнь с дежурным машинистом. Люди работают в изолированной системе и тащат 200 кВт, при недостатке денег и воды… Эх, до чего же довели…

Вода в Сатке мутная, я ожидал чистых горных речек, а меня встретили глинистые и ржавые, будто и не уезжал от наших Каменки и Исети. Полтора месяца дождей делали свое дело.

Дежурный приоткрыл затворы — вода продолжала прибывать.

В третьем часу я двинулся обратно, обедать на куске бетона под дождем было влом, я надеялся на перерыв в тучах… С утренней пюрешки не съел ни крошки и не хотелось даже.

Пока ехал вперед — примечал, что сфоткать, доставать-убирать фотик — ехать невозможно, сыро, скользко.

На обратном давай фоткать, какой-то дракон на воротах… Смотрю, мужик бежит по двору, машет руками, зовет в дом, музей, говорит, чаем напою, говорит… Какой тут может быть музей? А вот чаем он меня купил))

Затащился я во двор. Территория гектара с два! Какие-то сараи, домики, свежие бревна… Каменный дом с большим деревянным пристроем. Оказалось: в самом деле музей Порожской ГЭС в бывшем доме инженера Шуппе, мало того! Здесь же второй год подряд проводится кузнечный фестиваль «Пороги», прямо неделей раньше и проходил. Кузнецы со всего мира, человек 50, выполняли творческие задания, соревновались в мастерстве. В этом году сковали элементы ограды дома. Мало того! Командует реставрацией хозяйства незауряднейшая личность Владимир, походник-спелеолог, оставивший столичную жизнь и поселившийся в этих чудных местах. Разводит ездовых собак породы хаски, милейшие и добрейшие создания, такие умницы! В доме с нами были две, а в бараке на пригорке жили еще 40 штук. На них организовывает экспедиции на Север, участвует в праздниках, в Челябинске общением с хасками лечат детей, настолько они добрые.

Напичкал он меня под завязку куриными щами и чаем с пряниками. Но больше — своими байками про эти места, про найденные, но еще не засвеченные археологами стоянки и капища древних людей, и все это в радиусе 10 километров, но в труднопроходимой тайге. Про завод и ГЭС, про плитки для облицовки «Бурана», про нынешнюю жизнь, про Маскву и Сатку с Порогами, про бандитский Бердяуш. Едрит и ангидрит! Глыба, нечеловечище, но фоткать себя не дал, рассказав еще до кучи, кому он преподает горную подготовку.


Птищка


Стена в музее


Гостевой домик и хаски


Ограда


Ограда


Стела: ГЭС, завод, «Буран»…

Есть несколько домиков для гостей. В двухэтажном пристрое на первом этаже будет зал (в нем и стоит сейчас стела), на втором этаже — гостиница. Все активно строится, есть дерево и нанятые работники.

Уезжать натурально не хотелось, но меня ждала еще дальняя дорога, а время было четвертый час уже. Владимир также советовал ехать через Сатку, удивившись, что до Сибирки я хочу доехать за день. Но я был уверен, что доеду, чего там, 83 километра ехать?! Хе-хе, наивный я и неопытный! А это же горы!

Распрощались с Владимиром и я попер обратно до Романовки. В середине поселка со мной прощалось мокрое пугало.

От перекрестка поехал через Романовку. Гладкий, идеальный асфальт, машин нет, кати да кати!

В подъемы на 1−3 передаче и пешком и доооолго, на спусках скорость до 50 и слишком коротко.


Местный Еморанный ручей


Везде натыкано нефтехозяйство

На длинном спуске к д. Тельмана заширкало сзади и хвост забросало, оттормозился. Прокол. Дождя нет. Осмотрел покрышку — нашел в ней острый камень, видимо щебенка все же щебенка, а потом продавило резину. Это не беда, клеиться не стал, поставил новую камеру. Но нашел на покрышке сбоку два пореза по полсантиметра вдоль и, что хуже, радиальную трещину сантиметра на полтора с видимым уже кордом. Сестру этой покрышки я выкинул еще в мае, отходила год, треснув на куске стекла. И что я не выкинул вторую?!

Это теперь я пойду далеко только на НОВЫХ покрышках и камерах, с НОВОЙ цепью и тросами-рубашками, и вообще, поход — это повод апгрэйдить снарягу. И себя порадовать и надежность повысить. А старье — можно на ближних покатушках добивать.

А тогда я набил себе бооольшую шишку и порядком труханул.

Поменял покрышки местами. Сзади встала новая на 2.1, туго накачанная, спереди — треснутая на 1.9, накачанная слабее, чтоб трещину не рвало. Только тронулся — снова дождь.

На спуске к Сулее ощутимо забросало перед. Осмотрел покрыху: трещина стала больше, но камера грыжей еще не выпирала.

До Сатки оставалось километров 12, времени 18−30, дождь выматывает. Мне нужна новая покрыха, но за полчаса до закрытия возможных магазинов в Сатке мне не проехать 12 километров в горах. Сунулся в автосервис на выезде из Сулеи, велопокрышек нет, причем меня переспрашивали: «Белых покрышек?». То есть, для авто у них есть чуть ли не белые покрышки! Вот почему бы им не торговать одной-двумя велосипедными?

В Сулее же кончилась спокойная жизнь. Я вышел на трассу. Дорога шириной в 3−4 полосы. Машины несутся под дождем, как на Формуле-1, сходясь на встречных в сужениях поворотов так, что руки тянулись к фотоаппарату, щяс схлестнутся, скорости под сотню у обоих. Как так гладкость дороги их завораживает?! Слишком хорошие там дороги!

Длинный, километра четыре, и крутой подъем перед Саткой развеял все мои иллюзии относительно сегодняшнего достижения Сибирки. Я еле заполз в него на ништяках, «Египетская смесь» из Мегамарта, рекомендую. Покрышку пешей ходьбой сберег, конечно, но времени было уже 20−00. Я стоял наверху у стелы в полной растерянности.

Чаю бы…, но посуда и горелка были в самом низу штанов, как тяжелые вещи.

Я начал спуск, чуть ниже слева оказался источник, у которого останавливаются свадьбы.

В полной прострации я пофоткал и только потом понял, что и сам могу тут набрать воды, мозга не работали вообще. Покатил было дальше вниз, но метров через 500 встал и заставил себя думать.

Въехать в незнакомый город вечером в зыбкой надежде встретить тусовку веллеров и что кто-то даст мне покрышку… Скорее можно было нарваться на что-то другое.

Ехать на такой покрышке и дальше — опасно: там, в горах, я уже не смогу ничего прикупить.

Встать у источника и переночевать здесь, утром в Сатке купить покрышку, рано приехать в Сибирку, потеряв почти день… Жаль, но это был единственный выход. Владимир оказался прав, за один день мне до Сибирки не доехать.

Владимир оказался дважды прав, до Алимпиева кордона вышло 110 километров! Как я так обсчитался при планировании, что у меня выходило 83 км, я не знаю! Но, если бы не треснула вовремя покрышка, мне пришлось бы вставать где-то на выезде из Сатки, да и треснуть она могла позже и тогда настала бы мне полная шляпа.

Залез обратно к источнику, потом по лесной дороге углубился метров на сто от трассы и стал ставить лагерь. Дождь наконец кончился, но дорога была заросшей по колено сапоги же были завернуты вниз! Штаны стали все мокрые, а когда я догадался развернуть сапоги — вода из отворотов вылилась внутрь. Вот так, в один момент, почти сухие ноги стали мокрыми и холодными. Ипонская же мама! Горелка, посуда, быстро чаю и пакет лапши! Опа! У меня нет ложки! Я оставил ложку у Владимира в музее в пустой тарелке! Ну, лапша-то, допустим, и ножом неплохо хлебается, но чем хлебать потом кашу? Эх, расслабился — размяк!

Времени 21−00, ноги сырые и холодные. Попробовал разжечь костер. Сухостой превратился в гибкую резину, сырые ветки гнулись, сырая береста не горела. Разжег ее бумагой, потом занялись и ветки. Дымища на всю округу, одна вода, а не костер! Но обсушиться хватило и я завалился спать.

Итак, первый день: пройдено 60 км. Бердяуш-Романовка-Пороги-Романовка-Сулея-Сатка. Весь день под моросящим дождем. Что меня грело весь день — так это воспоминания о недельной давности походе товарищей по раскисшим каменским лугам. Если люди смогли столько пройти по глине, то мне-то что мешает шуршать по асфальту и гравийке? У меня — вообще курорт!

Порвана покрышка, потеряна ложка, сил нет. Здравствуйте горы!

День второй

«Утро красит дядю Васю в цвет крепленого вина»

Я нашел-таки применение неуклюжему чехлу с его уплотняющими вставками: я кинул его под коврик и получил мяяяягкую перину. Выспался за два дня.

Утро было прекрасным.

Яркое солнце, нежный ветерок. Но я-то знал, выйдя в сеть, что в три часа пойдет дождь. Сварил поесть, похлебал ножом, одновременно собирая барахло. Палатку, спальник раскинул на деревья и просушил. Паковался уже разумней: спальник уложил сверху штанов, не пихая его в чехольчик. Велочехол сложил поверх штанов, аккуратно прикрыв им все. Получилось гораздо компактней и медузы как раз хватило, чтобы укрыть все донизу. Ума не хватило только положить поближе горелку.

Стартовал почти в 11. Длинный спуск в Сатку. Опасаясь за передок, ограничивал скорость 40.

Город привлекал карьером, дорога проходила, судя по снимкам и картам, совсем рядом и я надеялся пофоткать карьер. На самом деле карьер окружен гигантскими отвалами, залезть на которые как бы можно, но у меня не было на это, ни времени, ни сил.

Вообще, весь город стоит на холмах, дороги вверх-вниз. Отвалы окружают его со всех сторон, отвалы и в центре города вокруг карьера. Кругом отвалы, куда ни посмотришь. Сбоку, большой дугой, городской пруд. Берега, как в Порогах застроены жильем и фоткать по сути нечего.

Зато жители нормально разговаривают. По дороге попался филиал ЮУрГУ, т. е. город совсем немаленький и культурный. Только женщины путают лево и право. Пришлось в первый раз всерьез воспользоваться навигатором.

Довольно быстро нашел магазин ВелоЦентр на улице Солнечной. Познакомился с продавцом Стасом. Купил добрую покрыху и пару комплектов тормозных колодок, вдобавок к паре уже запасенных (не понадобились, кстати, зря возил 4 комплекта).

Вечером, перед Саткой, обнаружил отсутствие овсяных хлопьев, видимо не сложил дома в потемках. Оставил Стасу телефон подзаряжаться, сбегал, купил хлопьев целую пачку, кинул денег на МТС-овский номер.

Стас напоил меня чаем, помог ножным насосом, рассказал как проехать через город, я ему — что-то про электричество. В общем, получались вторые Пороги: дорога еще дальняя, а мне уже хорошо и ехать не хочется. Насилу я оторвал себя от гостеприимного магазина. Вот это я понимаю, продавец!

Стартовал в 14 часов, погнал по дороге вдоль пруда, но тут меня стали тормозить виды, один красивей другого. Сочетание отвалов, заводов, реки, церквей, башен и замков под старину не давали разогнаться. Все время открывались новые виды и я полз, щелкая фотоаппаратом во все стороны, меняя объективы.

Потом, обогнув подкову пруда, я оказался с другой стороны увиденного. Тут было вообще какое-то смешение эпох. Пешеходная зона, памятники: Ленин, Сталин, Теркин, пушки, наши, немецкие и времен Первой мировой, БМП, часовни, кресты, ампир, башни замка, развлекательные аттракционы… Выяснить, чье это безвкусное смешение, не удалось. Охранник не разговаривал, вывесок не было. Чувствовалось, что все это стоит дорого и народу не принадлежит.

Меж тем, тучи становились все плотнее, время было три, значит сейчас начнется. Сфоткал город в другую сторону и помчался на выход.

Слева надвигалась туча. Справа за заборами вдруг открылась Гора!!! Это был хребет Зюраткуль!

Сердце радостно забилось: мне туда, туда! Я его за Нургуш принял так-то.

Я планировал срезать несколько километров и выйти на дорогу к Сибирке, минуя приличный кусок трассы М5, т. е. отрезал себе путь на Зюраткуль. Я выбился из графика на сутки, в пятницу должен был прийти следующий циклон. Возможно, я не смогу побывать и на Нургуше и на озере. Нужно было решать, что для меня важнее в этот раз. Я стоял на развилке у последнего Саткинского магазинчика, когда налетел дождь. Туче не видно было конца, ждать нечего, я натянул плащ, укрыв рюкзак на спине и фотосумку на боку. Ниже пояса полы не запахивались и дождь смело мочил меня спереди. Подъем был нереально крут и пока я полз по нему, все размышлял, почему я весь год хотел на озеро, а теперь меня оно не привлекает, ну вода и вода, а чертовски хочется на Нургуш? Залез на гору, огляделся. Вперед — значило только на Нургуш, а Зюраткуль — по-боку. И я поехал вниз, вперед. Затем вверх.

И началось: спуски-подъемы под дождем. Тучи шли из-за сосен непрерывным потоком. Но ягодки начались, когда я пересек М5 и пошел по отсыпанной грунтовке на Сибирку.

Дорога была набухшей от дождей, даже по-ровному ехалось максимум на 2−4 передаче. А больше шлось пешком. Навстречу текли мутные реки. 17 км до Сибирки. Горелка и посуда опять на дне штанов, дождь льет непрерывно. Опять тащусь на египетских ништяках.

По штанинам вода заливалась внутрь сапог. Догадался натянуть штаны поверх. Стало лучше, хоть ноги сухие, а штаны просушим потом. Где-то на подходе к Сибирке стало светлее, дождь утих и я только молился, чтоб не притащило что-нибудь еще, потому что до кордона оставалось километров восемь и этого хватило бы, чтоб обсохнуть в движении. Перед спуском к Сибирке в редкие разрывы брызнуло даже солнце!

Но я ему не особо верил, тучи шли все так же низко. Но так и не пролилось больше ничего.

Два человека попались в Сибирке, сказавшись неместными, дорога раздваивалась. Пришлось опять смотреть навигатор. КПП на мосту. Никого нет, я проехал дальше. Начался подъем к Алимпиеву кордону, километров пять в длину, грунтовка стала просто каменистой дорогой с несущейся навстречу рекой. Вся эта дождевая вода перла сверху. Глубина по щиколотку, на всю ширину дороги. Я понимаю, в Оленьих Ручьях парни шли по рекодорогам, дак то было начало мая, а тут в середине июля! А если бы я не взял сапоги?! Похоже, кроссовки мне и не придется тут одеть. Сфоткать это безобразие я и не вспомнил, настолько был занят борьбой с водой.


Развилка на Фонтан


Спуск к кордону

Подъем меня высушил и обессилил. Зато какой открылся вид с кордона!


Изба инспекторов

Из избушки вышли два инспектора, представились: Алик и Альберт. Какая разница, убей, не понимаю. По-моему это одно имя. Причем который поприличней назывался Алик, а более помятый — Альберт. Но были они оба помяты, видимо обстановка располагала.

Показали, куда ставить палатку. Расценки такие: день пребывания 50р с человека, 150р за место под палатку, тоже за день. Охапка дров — сто рублёв. Баня — 300. Домик на 6 человек — 1800 в день.

Сошлись на 2×50 плюс 150 за палатку.

А вон, говорят, в вигваме сидит твой земляк с Верхней Пышмы, сушится. Ну, пошел знакомиться. Оказался там Алексей на Стелсе-730, без сапог, весь мокрый, едущий уже седьмой день из самой этой Пышмы, со сломанной стеклопластиковой дугой палатки. Ладно, в моей трехместке места много. И вещи мои посуше, а у него снаряга попроще… Пошел, отдал еще сотню за доступ к дровам. Зато мы два дня имели сухое тепло.

Дальше — еще интересней: он уехал для голодовки и не ест с начала пути, т. е. седьмой день. При этом нормально себя чувствует и полон решимости штурмовать назавтра Нургуш, а потом и Зюраткуль, до победного конца. Я когда-то тоже голодовал, так что воспринял это нормально, лишь бы шел.

Ну я-то разложил все свое, начал варить борщ, нет картошки и свеклы. Тоже оставил дома, в потемках-то. Хорошо, что овса у меня много, даже на Алексея хватит, если что.

Поели мы, т. е. я, и завалились спать пораньше, чтоб завтра, значит, штурмовать самую высокую гору Челябинской области.

Да! За второй день было пройдено 50 км по маршруту: Сатка-поселок Сибирка-Алимпиев кордон, пройдено меньше, чем в первый день, но дались они труднее. Больше грунтовки, плюс набор высоты. Кажется, я начинал мыслить уже другими категориями, это не наши равнины. Идти с грузом по-ровному и в гору — две большущие разницы.

День третий

Мечтам выспаться было не суждено сбыться. Алексей выключился сразу, а я все переваривал события, как вдруг какая-то, видимо, птица издала скрежещущие звуки, будто пилят бревно, с периодом секунды в полторы, хрррр-хрррр. Минуты две. Перерыв минут пять, снова две минуты пиления, еще десять минут тишины и началооось. Хрррр-хрррр, без перерыва до 4-х утра! Вы можете представить птицу, поющую с полуночи до 4-х утра, не прерываясь ни на секунду? А пилящую дрова? Что за редкая сволочь! И где-то рядом сидит и одна на всю округу! Ладно бы слышны были другие пилящие, так ведь нед! Вся тайга спокойно спит, на единственной поляне спят несколько человек и надо прилететь сюда! А днем она конечно будет спать!

Алексей ее тоже слышал, но наполовину все же спал. А я заснул только в четыре, когда она заткнулась.

Сильно болели два, надорванных при посадке в поезд, ногтя. Они были острижены, но там, где их оторвало от кожи — набилась грязь, и теперь это все воспалялось и болело. Эх, щас бы в баню, да попарить и вычистить все оттуда! Как бы до нарывов не дошло. Но 300 рублей — это непомерные деньги, исключено.

Поэтому утром, наши с напарником силы, были примерно равны: он выспался, но на 8-м дне голодовки, а я сытый, но спать хочу смертельно.

Утром я занялся самохирургией — засунул руку в ледяную воду ручья, дождался ее нечуствительности и зубной щеткой и палочкой вычистил грязь из-под ногтей. Боль сразу утихла, воспаление спало. Алексей в это время купался в этой воде! Я не купался! утром! А он купался! Айрон мэн!

Мы побрились, оделись в чистое и в 9−30 отправились штурмовать Нургуш.

Сеть на кордоне не ловится никакая, нет и электричества. Инспектора звонят через адаптер: дециметровую антенну над избой с телекабелем. В избе зажим для телефона, вставляешь туда и, о чудо! Появляется на одну палочку МТС! В интернет выйти не хватает, но позвонить, что жив еще — хватает.

Утром мы, естественно, сказали Аликам, куда пошли, расспросили тщательно дорогу и ориентиры. Спросили и про ночного пилильщика. «А, это коростель», — ответил Альберт. Конечно, тебе это «Ааа», в бревенчатой избе с двойными стеклами, а нам каково, в нейлоновой палаточке? Гадкая же птица!

Зато утро оказалось мудренее. 300 рублей за баню на двоих — это ж всего по 150 с носа, при цене в городе 120. С чего я решил, что несусветно дорого? Заказали мы баню на 19−00, рассчитывая успеть прийти.

Я набрал еды, воды, фотик, Алексей взял только телефон и мы пошли. Сначала вниз, к кипящему ключу. Километра два дороги в больших стоячих лужах, к стоянке у моста через Калагазу. Кипящий ключ — так себе, родник в срубе с пузырьками газа, не особо он и кипит. Но вода очень хорошая в нем.

Прогноз был, как я помнил, сухо и не жарко. Тучки ходили, цепляя вершины, то ли солнце, то ли прольется… Но нам другого дня не было, только сегодня.

Большой Нургуш не доминирует там явно, все вершины примерно равные, разные только очертания. Зато дорога на него от кордона самая длинная — километров 12−13, топай да топай.


Мостик через Калагазу


Калагаза

Дорога все время вверх, полого, в больших лужах, потом постепенно становится круче и начинаются опять рекодороги.

Я-то в сапогах, пусть старых и рваных выше голяшек, но внизу целых, я шел не особо выбирая дорогу. Алексей же был в кроссовках, обходить реки было негде, с боков дороги так же шумела вода.

В лесу, всё же, надо жить в сапогах, в горах — тем более. Мокрая трава по колено, реки эти бесконечные… Все время в мокрых кроссовках, в ледяной воде — это гробить и ноги, и кроссовки.

Дорога пошла конкретно в гору — через перевал между Большим и Средним Нургушем. Небольшая стоянка у бурного ручья. Алексей искупался еще раз, я — только умылся.

Иногда в просветах дороги было видно гору.


Фыфки

Курумники всякие я вообще не снимал — их каждый видел. Так-то природа привычная нам: сосны, березы, ели, рябина, еще что-то. Цветов не богато. Воздух чудесный, не приторный, просто чистый.

Хорошая дорога пошла дальше на перевал, а налево свернула нужная нам тропинка, не знали бы метки — могли и проскочить, заболтались.

Болтали мы о политике, а больше — о дороге на озеро. Здесь, в лесу, становилось ясно, что отсюда до Зюраткуля нормальной дороги нет. Что надо или тащить вел до озера на себе 15 км, а потом еще 7, и тоже на себе — вокруг озера. Или гнать в обход через М5 черт-те скока километров. Или срезать через какую-то Карелку — там ваще погибель. Я настолько намокся за два первых дня, что всячески старался избежать мокнуть в пятницу. Поэтому был настроен завтра, в четверг, пока тепло и сухо, выбираться отсюда через Сибирку в Бердяуш, да и дело с концом!

Алексей рвался идти на озеро именно напрямую или, на худой конец, через Карелку. Он был готов покорять весь Урал и я ему слегка завидовал, блин, на восьмой-то день не жрамши! Решили, что завтра это дело дорешаем. Сегодня — Нургуш и баня!

Узкая тропинка круто вверх. Привычно уже, что она — тоже речка. Месим грязь.

И тропинка все круче. Вдруг лес становится низкорослым и начинают открываться вершины и низины. Фотик стрекочет, как АКМ, меняю объективы. Фоток много, брака — тоже, но монитор закрыт и я пока не вижу, где портачу. Просто щелкаю в видоискатель во все стороны.

Тропа выходит на плато. Над ним еще метров 80, будто набросанных великанской рукой, каменных глыб. Страшно смотреть и представить, что можно залезть на этот гребень. По бокам плато вздымаются гребни подземных драконов. Там вообще есть, где побродить, длина плато километров шесть. Но у нас нет времени, нам надо на дальнюю его вершину, которая сама выше этого страшненького гребня по центру.

Посмотрел — весь наклон в одну сторону. Ну так оно и есть — все фотки справа. А слева — тянется гора набросанных глыб. Там почти нечего фоткать. Зато она защищает нас от резкого ветра с запада и мы идем практически в тишине.

Идти, меж тем, тяжело. Участки твердой земли невелики. В основном тропа идет по горизонтальному курумнику. Глыбы не округлые, прямые и острые углы огромных камней. Сухо — так и не скользко. Но конечно, внимание на пределе, не дай Бог сорваться в непрерывных прыжках. Внизу, под камнями, слышно журчание воды, но до нее не добраться. Тропа маркирована вешками. Нужно непрерывно искать вешки метров в двухстах впереди, одновременно смотреть далеко и под ноги, прыгая по камням. Заблудиться негде, но потеря тропы оборачивается очень неудобными глыбами, порой приходиться вертаться и искать нормальную дорогу. Идем все выше. Начинается болото. Да-да, на вершине самой высокой горы области начинается болото по щиколотку. Алексей идет снова в воде. Скорость падает, вершина пока и не видна.


Цветы на плато

Можжевельник поверх камней, попробуй, пройди по верху этого ковра — провалишься.


Колокольчеги всякие


Колокольчеги всякие

Идем в графике, но Алексей почти на пределе, мне легче, я успеваю бегать и щелкать. Наконец за ускользающим горизонтом показывается пирамида.

Сразу начинается жуткий ветер, температура упала на пять градусов от утренней на кордоне! (у Алексея градусник на компасе). Это пока везде внизу теплело градусов на 8, у нас она падала на пять, а мы не чувствовали, пока шли в безветрии. Зато теперь меня режет насквозь. Сразу не одел ветровку. Пока бегаю с фотиком, замерзаю, как цуцик и победная фотка на вершине выходит непобедной, но улыбнуться я уже не могу.

Сбоку пирамиды — памятная плита. Лет 10 назад там, на вершине, исчез мальчонка. Рядом игрушечная машинка лежит. Альберты пояснили потом, что ночевали они там классом, а он ушел ночью, и не нашли его. Там же скалы, глыбы эти огромные нагромождены…

Вот он, Зюраткуль! За горой Лукаш спрятался. Вот это виды!!!


Эзотерические пирамидки

Выходим на связь, сообщаем, что мы наверху!!! Смотрю прогноз погоды. Да, в четверг сухо и тепло, а в пятницу — один сервис показывает также сухо и тепло, зато другой — дождь в ночь на пятницу. До третьего не добрался, МТС перестал довать мне ЖиПиРЭС. И кому теперь верить и куда податься завтра бедному турысту? Ну да ладно, интуицию никто не отобрал, сориентируемся.

Пока фоткались и звонили — замерзли сильно, побежали вниз. Без груза вниз все же легко бежится.

Успел заметить Сатку на горизонте:

А вот эти рыжие широкие пятна — это и есть тот загадочный карьер, это я сейчас только, дома уже разглядел. Но все это будет завтра!

Пока же погода начинает портиться, мы опять идем по плато, гребень теперь справа, видны травянистые участки на нем, значит можно когда-нибудь попробовать залезть и на него. Туча идет прямо над гребнем, впереди она уже скрывает вершину Среднего Нургуша. Опять курумники, теряем тропу, возвращаемся, снова теряем, идем другой какой-то тропой, устали, а расслабиться нельзя — километр курумника. Потом бежим вниз, я успеваю перекусить салом, Алексей прет, как танк, даже не пьет ничего. В 18−00 приходим на кордон. Итого туда-обратно, с получасовой беготней на вершине, у нас ушло 8,5 часов. Ну средненько так, учитывая наше состояние, не совсем позорно.

Баня уже топится. Быстро лезем в парилку шлепать уставшие ноги. Алексей не мылся 8 дней, а мне хоть каждый день париться в кайф.

И тут мне втемяшилось искупаться-таки в ручье. Идти до него не близко, я все ж дошел, голышом, и искупался. Потом дальше парились. Потом, чистенькие, блаженствовали в вигваме и любовались закатом.

Я еще успел почистить и подмазать велосипед.

Алексей завалился спать, а я сидел и выжидал. Смутные предчувствия терзали меня. Все чудилось, что прилетит скоро эта долбанная птица и начнет свои брачные песни, точно ведь самочке поет, кому еще можно петь ночью, выспался поди за день-то.

В 23−30 заскрежетало на минуту и утихло. Но я точно засек направление на краю поляны у кустов. И пошел по дороге далеко в обход, чтоб не спугнуть. Ярко светила полная луна.

Снова началась лесопилка. Я старался шагать в такт ужасным звукам, чтоб подкрасться. Набрал камней, направление точное, а расстояние не могу понять. Кинул всю охапку длинной очередью, изображая установку ГРАД, чтоб площадь накрыть. Хоть бы хны ему! Пилит и пилит влюбленная тварь! Еще один залп! Секундная пауза, дальше пилит, еще громче!

Ну тут и я уже разошелся. Попер прямо в мокрую крапиву, с камнями. Он все пилит. Наконец ФРрррр, вылетела курочка из травы! Это не та, не там, откуда звук шел. Дальше ищу. Фррррр! Вторая сиганула!

И ТИ-ШИ-НА!!! Какая она и должна быть в лесу.

Лег спать, потом все же заскрипело, но где-то подальше, не совсем рядом с палаткой, спали спокойно.

Итого за третий день: пешая радиалка 25 км на вершину Большой Нургуш отм.1406.

Можно было бы и больше сделать. Скажем, сгонять на фонтан, залезть на Москаль, а можно было и меньше, если сломать ногу. Зато мы отдохнули в бане. Все равно я не отыграю недостачу суток. Ну ее в баню, эту спешку.

День четвертый

Утро было ужасным.

Только выполз из палатки, холодея от страха, почуял боль в правом бедре. Значит выбил-таки вчера позвоночник! И, главное, на чем выбил-то? Ничего не таскал, перед сном повисел. Чувствовалось стеснение меж лопаток, надо было покататься вчера на спине по твердому, поставить на место, но где его взять, твердое и ровное? Получалось, единственное не правильное было вчера: сидел в бане, прислонившись к стене и безвольно провалившись в пояснице. Больше ничего, только тогда и выщелкнуло.

Боль нарастала, заливая меня всего снизу и делая правую ногу слабой.

До трассы М5 — 25 км, потом до Бердяуша еще 20. Ехать можно, но пешком идти не смогу, а там же подъемы.

А мы вроде настроились идти на Зюраткуль. А я теперь вообще никакой.

На кордоне стоит УАЗик из Меседы, эвакуироваться, что ли, бабла немеряно будет стоить, даже думать не хочется, такая злость на себя! Это в городском расслабоне спину выстегивало и — бегом на поклон к Ермолаеву, сам я ни разу ее выправить себе не смог. Но в лесу-то никогда ничего не случалось!

Надо собираться, я вообще двигаться не могу, боль все сильнее.

Так, что у нас в аптечке? Вечно критикуемый Йожжом за ее отсутствие, я ведь чего-то взял в этот раз, какие-то таблетки… Пластырь от мозолей, древний уже, перекись, выпить ее с горя теперь? Но-шпа, а я надеялся, что это немулид — им кормил меня Ермолаев, ан нет, нету обезболивающего никакого! И бинт. Это все. Это значило полный абзац ноге и всем нашим планам.

— Алексей, ты массаж умеешь делать? — это я надеялся, что человек, привыкший к голодовкам, умеет еще чего-то для здоровья.

— Нет, говорит, вообще не умею.

— Щас тебе придется стать не только массажистом, но и мануальным терапевтом, — порадовал я его.

Это была, конечно, та еще мука: координировать неумелые руки, ведь он мог мне свернуть там вообще все. Хорошо, что сил у парня было негусто — 9-й день постился. Но, тем не менее, удивительно! Но вроде ногу стало отпускать. Страх тоже начал проходить.

Боясь поверить в чудо, я потихоньку завтракал и собирался. Периодически висел, вытягивая спину.

Горелку на этот раз положил сверху штанов, значит стал постепенно умнеть.

К 11−00 собрались и нога к тому времени почти заработала. Решили идти на Зюраткуль вдоль Москаля, напрямую. Как бы дорога шла и по северному его склону и по южному, но на картах не было ни той, ни другой, не просматривалась она и со спутника. Была лишь тропа на схеме заповедника. Обо всем этом я предупреждал Алексея, но он был упрям, как бульдозер. Решили попробовать по южному склону, километров пять, если что — вернемся.

Попрощались с Аликами. Пошли, в гору и мягко, ехать не получается. Алексей отстает, я жду. Солнце печет, ни ветерка, с нас льется. За полчаса прошли 1.2 км. Я прикинул, к поселку выйдем к 21−00. Алексей дойдет, просто у него темп свой. Предложил на этом расстаться. Обменялись телефонами, попрощались, и я рванул вперед. Через километр дорога кончилась, трава в пояс. Это не езда, это тащить на себе. Вернулись к кордону. Северный склон пробовать не стали, дорога уходила круто вверх, огибая Москаль с другой стороны, и тоже должна была выродиться.

Спросить про дорогу через Карелку не у кого: Алики где-то робют, а вчера мы не догадались.

Пошли в гору на Сибирку, Алексей не тянет и в гору. Решили снова расстаться. Согласовали все наши действия, рассмотрев в сотый раз бледные ч/б-ксерокопии километровок и Навителовскую карту в навигаторе. Трассу М5 мы отметали сразу. Алексей бы вообще не смог ехать рядом с фурами, да и не хотелось терять столько высоты, а потом набирать ее снова.

Вправо на Карелку уходили две дороги. Одна хорошая, у моста через М. Сатку, другая дохлая какая-то, ближе к М5. Решили, что я помчусь вперед, помечая свой маршрут. Если ближняя дорога плохая — попробуем зайти с дальней.

И я попер в гору. Нога болела, но шла. Пока пер, башка заработала и я понял, где мне надо было кататься промеж лопаток — на веранде в бане были доски! Надо было каждый день и катать! Э-эх! Где же сейчас мне найти ровную поверхность?! И еще вспомнились слова Ермолаева, что вышибает позвонки когда тащишь что-то (лучше нести на плече), когда застудишь и стресс. Стресс, понятно, отпадал, ибо коростеля я победил. А вот застудить спину я мог, пока хромал из бани к ручью босиком по острой яшме. Долго шел, могло протянуть, чо сапоги не надел?!

Алексей отстал, не видно. В беседке у своротка на фонтан я нашел добрые лавки и покатался на них спиной. Стало еще легче! Длинный спуск по рекодороге к Сибирке. Снова на КПП никого.

В Сибирке одна изба одновременно и здравпункт и администрация, десяток бабулек ждут пенсию, поговорили. Мне нужно было обезболивающее, любое и дежурная выдала из неотложки по несколько таблеток чего-то там. Трескать я их сразу не стал, только брюхо портить, решил потерпеть пока. Нога болела, но сила в ней была. Вылез в гору и помчался по прямой.

Грунтовка подсохла, стала твердой и там, где я раньше едва тянул 2−4, 2−3 передачи, — теперь уверенно шел 3−5, 3−6. Весело тащило!

Первый наш условленный поворот. Отличная дорога вправо. Рисую стрелку, кладу палку, помчался дальше. Километра через два мое щястье лопнуло. Бац! Впереди был разрушенный мост через реку, давно уже разрушенный. По навигатору — дорога. Вот гады!

Что делать? Переправиться? А Алексей, по моим следам, что будет делать?

Поехал назад. Сотру стрелку, поеду до следующего поворота. Потом представил, 6 км грунтовки, с потерей высоты, потом неизвестно какая там дорога, а тут — отличная, хотя и нет моста. Метался, короче. Переправиться-то было интересно, чисто для своего опыта, я не мог даже оценить, возможно ли это. Решил переправляться. Алексей не мальчик, походник опытный, сам решит, как ему быть.

Разобрал поклажу, разделся, носки-стельки разложил и пошел босиком в сапогах щупать, как там. Камни, главное, не скользкие, хоть и крупные. Вода до колена, потоком бурлит до труселей, но, страхуясь палкой, идти можно, холодно, но переживем. Значит штурмую! В три приема перенес все на другой берег, вылил воду, сапоги сохнут, а я греюсь на горячей яшме. Обулся, нормально, носки и стельки сухие. Поехал довольный, жаль, Алексей меня так и не догнал тут.

Дальше классная отсыпанная грунтовка раздвоилась, а потом и выродилась вовсе, превратившись в широченную заросшую просеку. Вот тебе и приплыли. Переправляться назад? Нет уж, только вперед! И я попер пешком, сверяясь с навигатором, прощупывая развилки и помечая стволами осинок свой маршрут в надежде на опыт Алексея. До карьера и нормальной дороги оставалось 5 км, значит я дойду по-любому.

Фауна сидела на флоре и потихоньку грызла меня, пекло солнце, заросшая дорога вверх…

Так я шёл все в гору, отмахиваясь от комаров и оводов. Местность удивительно напоминала район Сысерти и Щучьего, один к одному, только дорога все вверх. И я надеялся, что выйдя на пересечение с основной лесной дорогой от карьера до Зюраткуля, я поеду по ней, как и по щученской, скоро приеду на озеро, искупаюсь, приеду в Бердяуш и успею на два поезда в 23 с чем-то. Часа в три вышел на эту дорогу, на ее, здесь, верхней точке. Прямо перед носом в сторону озера летучим голландцем пронесся УАЗик. Я успел громко спросить, махнув вправо: «Зюраткуль?» — мужики кивнули. Значит все нормально.

На озеро направо вниз, налево к карьеру — тоже вниз, он вроде рядом где-то. Забросил велик от дороги и пошел пешком налево вниз — искать карьер. Шел долго — никаких признаков карьера! Ржавая глинистая земля — чисто наша на 4-м километре. Дорога выровнялась, вся в больших лужах. По навигатору — рядом карьер, метров сто-двести слева, стена леса, никакой дороги или просвета. Уперся в рыжую крутую гору, ага! значит это отвал, значит рядом карьер, но где он? Дорога пошла вправо, а карьер слева. Искать снизу — долго. Залезть вверх — найду, но купаться точно не смогу. Плюнул, полез вверх. Метров 50 высотой отвалы, это не шутка, наворопутить столько руками и на лошадях. Зато какая красота наверху!!! Наконец-то нет тумана и видно далеко!


Хребет Зюраткуль и Голая Сопка — мне надо туда


Юг. Само озеро, бывший карьер


Юго-запад. Карьерные дороги. Кусочек хребта Большая Сука.

Красиво, внизу там люди загорают. Значит, дорога огибает отвал, на котором я стою. Купаться — потерять кучу времени, плавки — где-то в велосипеде, да и сам он брошен, не замаскирован. Ни нормально спуститься к озеру, ни выбраться с него. Не стал заморачиваться, ссыпался обратно по склону в лес, нашел на перевале велик, и поехал вниз с другой стороны перевала.

Дорога выровнялась и началооось. Вот это дорога! Вроде и не совсем плоха, а не проехать. Огромные лужи, ехать — велик портить, глубина по каретку. Обходить — узкие тропки по краю. С рюкзаком шел бы, как по асфальту, а тут 10 метров можно ехать, потом 30 — тащить по мягкой заросшей тропке сбоку.


Вначале она была такая

А потом начались одни лужи. И так километров пять. Я думал чокнусь там тащить драндулет. В одной промоине он упал на меня задним колесом со штанами, вдавив меня в болото. Я барахтался под ним, как муха, опереться не на что. Уже мечтал об уклоне, только бы кончилась эта болотистая долина. Планы успеть на ночные поезда рушились. Теперь было вообще не понятно, успею ли я сегодня к Зюраткулю.

В отчетах эта дорога уже была и называлась плохой, но я надеялся, что люди слегка загибают, а уж нам-то, знающим щученские дороги, она покажется хорошей. Ну так дорога на Щучье — это просто Бродвей, по сравнению с этой. Эта — была ну просто очень плохой, и я начинал догадываться, почему тот хребет назывался Большой Сукой.

Наконец, нижняя точка достигнута. Время — пятый час. Чистая речка поперек дороги, из которой я набрал полные бутыли. С утра мы так и пили воду из речушек — находишь струю почище и нормально. Проскочил ее даже не разъвьючивая вел, было уже все пофигу, упаду — так упаду.

Дальше — хуже. Я уже не знаю, как это назвать. Это было характерно для всего дня. Как только мне казалось, что худшее позади, я щас сяду и поеду (я вообще-то в велопоход шел) начиналось не в пример более худшее. Я только удивлялся, как догадался проложить маршрут задом наперед, с Сибирки на Зюраткуль. Ведь все шли его с Зюраткуля на Сибирку. И если бы я сделал так же — я бы утонул тут в дождях.

Начался подъем весь изрытый ручьями.

Приходилось скакать по камням в стороны. Я знаю теперь, как скакать в стороны с груженым велом. Я уже перестал спешить и планировать. Стало просто интересно, какая еще хрень меня сегодня ожидает. Я стал получать мазохистское удовольствие от процесса. Ибо маршрут-то был интересным, другой дороги нет, не объезжать же по М5. Дорога на любителя, я — любитель, мне хорошо, еды и воды полно, у меня вообще отпуск, захочу — неделю буду тут шататься. Тяжело было бы женщинам, но их нету, а мне — в кайф. Так кайфовал я против течения километра три. О том, что иду правильно, говорили следы УАЗика.

Болотный страж, это там, в долине еще стояло. Береза как-то росла наоборот, сверху вниз.

Развилка. Хорошая дорога пошла вправо к устью Малого Кыла, к приюту там. УАЗик поехал прямо. Плохая — влево, круто вверх. Мне надо влево. Пирамидка, надпись «шар кор» и стрелка влево. Понятно и ежу: Шаровский кордон, но почему снова в гору-то? Я уже три километра шел в гору! Ладно, немного осталось.

Осталось много. И очень круто. Так, что приходилось останавливаться передохнуть через 30 метров. И так еще с километр. Вот это кайф!

Потом открылось озеро.

Дорога до Шаровского кордона вся в ужасных ямах, опять пешком.

Большая поляна. Барак и баня с прогнившими крышами, но живописно.

Ушел оттуда подальше и поужинал. До поселка 4 километра. Дорога обозначена хорошая, мощеная, щас пролечу по ней в момент. А там опять деньги драть начнут, а у меня сил нету. Надо подкрепиться. Горелка рядом, хорошо! Тишина!

Выехал на дорогу, глазам не поверил.

В отчетах это называлось грязной дорогой. Это вообще не дорога. Из-за камней нельзя даже катить велосипед — так его трясет. Это тест для вашего багажника. В лужах — ил на полколеса, по бокам упавшие стволы. И так — все 4 километра.

Ну, точно: все, что на картах — только для танков. Для танка — да, нормальная, именно мощеная дорога. Тут-то я и понял, зачем такой большой зал ожидания на вокзале в Бердяуше — крупный ж/д узел, чтоб призывников было куда помещать! Все для войны в нашей стране, блин, не для гражданской жизни.

Навстречу прошли пятеро собратьев с велами. Времени — семь часов. Куда они в ночь? Собирались ночевать на кордоне.

В восемь я вышел на Зюраткуль.

Пройдено 34 км, уберем 2 км фальшстарта, от Алимпиева до Зюраткуля получится 32 км. Из них по лесу — 21 км. За 6,5 часов. Средняя скорость чуть выше 3-х.

Солнце садилось в тучи. С моря дул сильный ветер. Очень неуютно. Прокатил по дамбе. На том берегу в лесу довольно много народу с палатками. Оставил велик у какой-то компании, пошел пофоткать и остыть.

Лукаш, за ней — Нургуш.


Хребет Зюраткуль

Надеялся выйти в сеть, посмотреть погоду — МТСа вообще нет!!! Всегда! Тут его нет! Мотивом зацепился за Ютел, сообщился, что жив.

Оставаться почему-то крайне не хотелось. Там оставалась где-то знаменитая Китова пристань, какая-то экотропа… Но хотелось именно смотаться и побыстрей.

Пошел поговорить с той компанией. Бородатый главарь сказал: «Хорошая будет погода, вон вершины не закрыты облаками». Когда я увидел, как они колют дрова, я понял, какие они синоптики.

Итак, решено, я сматываюсь отсюда в ночь. 37 км по горам, но больше вниз.

Купаться жестоко не хочется. Пугает нога и спина, вроде заткнулись обе, не до них вообще было, вдруг проснутся? Но и уехать, не искупавшись — еще глупее. Воду набирают из озера, один фиг, мне вода нужна в дорогу.

Разделся и залез. Думал помру. Она не холодная, но ветер, и я такой вымотанный, больше нервно, чем физически. Но как раз, мне и нужна эта встряска перед дорогой.

Согрелся, загнал в море велик по каретку, оттер его и штаны от грязи. И стартовал с дамбы в 22−00.

Тут же и финишировал. Под дамбой оказалось начало экотропы на хребет Зюраткуль, красиво оформленное. Дощатая дорога до верха — можно с девушкой под ручку гулять. Пофоткал. Уже видно, как из-за хребта надвигается туча.

Еще раз стартанул. Ветер почти попутный, дорога отсыпанная отсевом, темнеет, иду с фонарями, скорость за 20. Наконец-то скорость! Машин нет. Километров через семь начинается спуск к Магнитскому. Таскает по гравию жестоко, хорошо, что дорога пуста. Бешенный серпантин. Как люди его идут вверх — не знаю. А в отчетах все его шли именно вверх, только одна группа — вниз, это мне и понравилось у них.

КПП в Магнитском. Остановился перед шлагбаумом, можно было и проскочить, да не стал. Доплатил 40р за сутки пребывания. Купил карту за 100. Наглый паренек втирал мне ее за 150.

Потом он переключился на толстую пару в шортах, навязываясь им в проводники на хребет Зюраткуль, это по дощатой-то тропе! Ну, там, про медведей им заливал! А те и млеют от такой заботы. Тьху, блин.

Дальше — идеальный асфальт. Тучу уже пригнало, и на лицо падают редкие капли. Несусь на всех парах. Редкие машины навстречу. В 0−00 вышел на М5. Придорожные заправки и кафешка.

Зашел, взял два чаю и чебурек. Запасов у меня много, но доставать не охота. До Бердяуша 15 км. Уходя, заметил, как посетители моют руки перед едой. Вотчо! Я и отвык! Пошел-помыл. Хотя бы после еды, надо вспоминать же!

Звонок. Алексей! Лежит-балдеет в палатке на озере. Пришел по моим меткам и следам моих сапог и колес, всего на полтора часа позже меня, переправившись так же, вброд. Видимо, разкочегарился он потом, еще и в том карьере успел искупаться! Ну точно, железный мужик!

Снова несусь по трассе, уже в полной темноте. Больше вниз. Скорость — до 50-ти. Рискую, но так тащит, и я тащусь от этого.

В 1−00 в Бердяуше. Билет в плацкарт на 6−14. Нижняя полка в третьем купе! Пять часов на упаковку чистенького вела. Очень хочу чаю. Вышел на перрон, разбросал носки на единственной лавке и тут только надел кроссовки.

Кинул коврик, покатался на спине. Горелку с кастрюлькой сунул под лавку и закрыл с боков сапогами. Гасил горелку при обходчиках. Засадил две кружки чаю — полный рай. Кончились полбаллона газу, а брал два с половиной! Два дихлофоса зря возил! За 4 дня истратил половину дихлофоса всего.

Сытый, за два часа, при фонарях упаковал вел, все равно в помещении не вышло бы — перебудил бы скотчем в зале всех спящих.

В 6−00 хлынул ливень. Так упаковал все, что уже мог нести все сразу. Садился под дождем. В обед был дома.

Лифт не работал, опять челночил вверх. Воды горячей нет. Позвонил везде, грязный ушел в баню. Пришел — лифт работает, воду включили.

Итого: за четвертый день 70 км по маршруту: Алимпиев кордон-Сибирка-Карьер-Шаровский кордон-Зюраткуль-Магнитский-М5-Бердяуш.

Итоги

Вечером позвонил Алексей — едет на электроне в Челябинск. Вымочило его утром, спустился на М5 весь грязный. Съел в той же кафешке борща — на 10-й день прервался, значит.

Он переночевал в Челябинске и выехал первой электричкой через Нижнюю. Я его встретил утром, отдал диск с фотками, помог пересесть на Свердловский электрон — добирался он до В. Пышмы больше суток.

С чехлом в плацкартном все же комфортней, семь часов и дома!

В общем, вышло так, что за каких-то 2100 рублев я оторвался по-полной, как и хотел. Что-то не успел, ну и ладно, осталось значит на потом. Места обалденные, хоть и не так красиво, как на Таганае, зато — непопсовые это маршруты, думать там надо быстро и правильно.

Я-то не все делал правильно, ну, для того и идем, для того и пишем, чтоб учиться.

Автор текста и фотографий: Юрий Ильенко, июль 2011 г. Клуб «ВелоКаменск», город Каменск-Уральский

Похожие статьи

Наш январь
Ненастный день в национальном парке «Зюраткуль»
Интересные места Челябинской области
Галопом по Саткинским тропам
Сибирка - Пороги
Рождественский поход на Большой Уван
История парка Зюраткуль
Поход 1 к.с. по Южному Уралу - часть 2