Путешествие по Южному Уралу. День первый. Бреды - Аркаим
Путешествие по Южному Уралу. День первый. Бреды — Аркаим
Путешествие по Южному Уралу. День второй. Аркаим
Путешествие по Южному Уралу. День третий. Аркаим — р. Урал
Путешествие по Южному Уралу. День четвёртый. р. Урал — Слюда
Путешествие по Южному Уралу. День пятый. Слюда — Варна
Путешествие по Южному Уралу. День шестой. Варна — Баландино
Путешествие по Южному Уралу. День седьмой. Баландино — Троицк
Итак, итак, итак… Приближался май — праздничная пора, самый долгожданный месяц, после него начинается лето. 1 мая, затем 9 мая, между ними несколько дней, которые как-то грустно проводить на работе, в мучительном ожидании выходных. По сложившейся традиции, многие на эти дни берут небольшой отпуск или отгулы. Точно так же с недавнего времени поступаю и я.
Я точно знал, что душа и ноги не удержат меня дома в эти дни, унесут куда-нибудь. Но куда? Стыдно, ведь отец троих детей! Спасибо жене Танюше, понимает, отпускает и всегда ждёт. Но смыться из дома собирался я не один, а с нашим старшим сыном.
В мыслях пока была неразбериха — направлений много, дорог ещё больше, в распоряжении почти две недели. Нужно было действовать. Сидя в предвкушении приключений у разложенных карт Урала, линейкой вымерял и прокладывал различные маршруты. В итоге нарисовались два довольно интересных — один по Среднему Уралу, второй по Южному Уралу. Из-за мощных апрельских снегопадов Средний Урал решил оставить на конец лета, не было никакого желания снова месить грязь и мокнуть в лужах, хотелось просто приятно отдохнуть на сухой и твёрдой поверхности. Выбор пал на юг Урала, а точнее, на Зауралье.
Жила во мне мечта — побывать в Аркаиме — Мекке эзотериков, уфологов и любителей археологии. Кроме того была ещё одна необычная задумка… Вблизи участка российско-казахстанской границы, что проходит по югу Челябинской области, есть ряд поселений с довольно необычными названиями: Балканы, Париж, Варна, Берлин, Лейпциг, Фершампенуаз, Бреды и др. Про историю этих названий в интернете море информации, например здесь. Задумка заключалась в посещении некоторых таких населённых пунктов.
За пару недель до отпуска позвонил мне Лёшка Малеев, спросил о планах на май. Ну я ему и выдал. Его голос сразу дрогнул, в интонации появились нотки дикого восторга и неудержимого интереса. Команда из шести человек набралась в течение часа. Мы с сыном, Лёша Малеев, Макс Бойцов, Лёша Чирков и Костя Басанов. Чуть позже нашим проектом заинтересовался ещё один велотурист — Антон Свалухин. Началась неделя упорной подготовки, Антон готовился самостоятельно и планировал автономное передвижение, но в компании с нами. Мне достаточно было подкинуть полуфабрикат примерного направления нашему спецу-картографу Лёше Малееву, как через пару дней был готов идеально просчитанный маршрут, со всей раскладкой, с GPS-треком и точками особого интереса.
Всё было готово — вещи собраны, билеты куплены, колёса накачаны. Поехали!
Наша команда:
Максим Бойцов — руководитель команды. Юморист и острослов, рассудительный и логичный, последнее слово всегда за ним, руководитель всё-таки.
Алексей Малеев — штурман. Человек — «дом советов», кандидат наук — физик, любитель карт, оружия и всего, что с ним связано, крутой специалист по тушёнке. Обладатель тотальной бундесверовской экипировки. Готов отдать товарищу последнюю рубашку.
Алексей Чирков — завхоз. Почти двухметровый кентавр, обладающий удивительной силой и выносливостью, но не смотря на это очень мягкий, добрый и бескорыстный человек.
Константин Басанов — медик. Хозяин пилюль, секретных бальзамов и мазей, эстет и ярый сторонник комфорта. Практически весь путь лидировал, рассекая собой чудовищный встречный ветер.
Василий Карпунин — «сын полка». Мой старшый сын — папина гордость. Несмотря на юный возраст и первое свое многодневное путешествие, проявил необычайную выносливость и терпение, которому могли бы позавидовать некоторые бывалые велотуристы.
Дмитрий Карпунин — фотограф. Ваш покорный слуга, автор идеи путешествия.
29 апреля, 2012.
В пятом часу вечера наш поезд № 119 Екатеринбург — Оренбург тронулся. Заняв уютное «купе» в середине плацкартного вагона, распихав по третьим полкам зачехлённые велики, стали обсуждать маршрут и по-немногу «хулиганить».
30 апреля, 2012.
На станцию Бреды поезд прибыл около четырёх утра. На улице было ещё темно, до восхода нужно было переждать пару часов, которые мы отвели на сборку техники и переодевание. Я собрался самый первый, помог пацанам. Мне даже удалось довольно крепко заснуть в очень неудобном кресле, свернувшись клубком, как обычный вокзальный кошак.
В шесть утра распинал сын, сказал, что уже светло, на улице ужасный ветер, чтобы надевал ветровку. Команда была уже в сборе на улице, не доставало лишь меня.
Выехали, озираясь по сторонам. Посёлок понемногу пробуждался от лая почуявших нас собак.
Посёлок основан в 1843 г. как опорный пункт (военное поселение) Оренбургского казачьего войска под названием Пост № 13 Новолинейного района, позже назван в честь победы русских войск над французами в 1813 г. близ города Бреда (на юге Нидерландов). Подробнее…
Выскочили на трассу, ведущую в сторону Магнитогорска. И тут начался сущий кошмар — шквальный встречный ветер, вымотавший нас на протяжении всего путешествия. В этот день нужно было доехать до Аркаима — это где-то 80 км, и при всём этом устроить там экскурсионную полуднёвку, а утром двинуться дальше. В таких условиях средняя скорость передвижения составляла всего лишь 10 км/ч.
Ветер буквально сдувал с дороги на обочину. Со всех сторон простирались необъятные степные просторы с редкими островками низкорослых деревьев. Машин на дороге не было вообще. Странно! Отмотав около сорока километров, сделали остановку, чтобы перевести дух и смочить пересохшее горло горячим чайком. Укрылись в остановочном комплексе с надписью «Морозовка».
Пока заваривали чай, Лёшка, тем временем, играл с ветром своими штанами.
Отдохнув около получаса, двинулись дальше. С трудом доехав до довольно протяжённого участка дороги, окружённого лесными насаждениями, немного вздохнули с облегчением, деревья на некоторое время защитили нас от злейшего врага — ветра.
На некоторое время выглянуло солнце, стало даже жарко, но ненадолго. Сняли с себя плотные «шкуры», подсушили вспотевшие спины, оделись и попилили дальше.
После шестидесяти километров вода в бутылках закончилась окончательно, начал накатывал голод. Свернули к посёлку Калининскому.
Сразу атаковали первый попавшийся магазин с угрозами продавцам скупить у них всю еду, что есть на прилавках и в закромах.
Наелись и напились от пуза — еле ноги передвигали, наполнили фляги, распихали бутылки с водой по сумкам и выехали из посёлка. И опять степь, ветер и редкие расплывающиеся дождевые капли на стёклах очков. Суровая красота.
Очередной привал перед посёлком Амурским.
С героическим упорством взобрались в длинный тягун, оканчивающийся развилкой — главная дорога уходила вниз, в стороны расходились полевые тропы. Я рискнул предложить свернуть в поля, чтобы немного срезать путь к Аркаиму. Ребята от моего дерзкого предложения категорически отказались, прислонили велосипеды к дорожным столбикам и шмякнулись на асфальт в припадке истерического смеха сопровождаемого непереводимыми идиоматическими выражениями, после чего последовал двадцатиминутный отдых с распитием пары бутылок кваса.
Восстановив тело и рассудок покатили со спуска. Ляпота! Вид обалденный — бесконечная даль, каменное небо, прозрачный воздух…
Добрались до своротки на Аркаим. Ветер поутих, и при всём этом последовал небольшой подъём и затяжной спуск.
Слева от дороги показался первый экспонат — курган «Темир».
Это точная реконструкция родовой усыпальницы кочевников, воссозданная археологами в натуральную величину в 1991 г. по материалам раскопок кургана, найденного и исследованного в Чесменском районе Челябинской области в 1982 г. Детали внешнего и внутреннего устройства этой погребальной конструкции были точно воспроизведены авторами проекта, коллектив которых возглавил доктор исторических наук
Курган был возведён в IV в. до н. э. В те времена на территории Степи жили кочевые скифо-сарматские племена, на основании образа жизни которых возникли многочисленные легенды об амазонках. Курган — это родовая усыпальница знатных представителей племени, поэтому хоронить в нём могли только родственников по крови, а один такой курган был рассчитан приблизительно на 5−6 человек. Для кочевника, чьим домом была кибитка, родовые усыпальницы служили своеобразным напоминанием о родине, о месте, откуда он пришел и куда вернется его душа после смерти. Подробнее…
Доехали до туристической базы. Зашли в вагончик диспетчера, чтобы узнать условия проживания на территории базы, правила поведения и расценки. Всё достаточно демократично и недорого. Стоимость размещения палатки на территории базы 150 р./сутки, одно место в утеплённом вагончике с электричеством, постельным бельём, чайником и электронагревателем колеблется от 100 до 600 р./сутки, в зависимости от количества мест в вагончике. Расплатились и пошли ставить палатки. Костя всё настаивал на размещении в тёплой хижине, но получил от команды лишь одни порицания за антитуристические настроения.
Разместившись и приковав к деревянной скамье своих скакунов, отправились на обзорную экскурсию по Аркаиму.
Первым делом взобрались на сопку Шаманка, на склонах которой росли украшенные ленточками кустики.
На самой вершине из камней выложен огромный винтовой лабиринт, по которому медленно двигались люди с ковриками подмышками и одеялами на плечах, что-то шепча себе под нос. Мы же тактично соблюдали тишину и наблюдали за всей этой картиной из-под капюшонов.
Две женщины играли на комузах. Здорово!
Девушки тихо медитировали взявшись за руки около небольшого лабиринта, выложенного на холме примыкающем к сопке.
С Шаманки можно обозреть всю округу, включая противоположную сопку Грачиную и недостроенную плотину на реке Большая Караганка.
Камень, видимо, жертвенный, имеет очертания похожие на пятиконечную звезду.
Вдалеке, на другом берегу реки белеют какие-то инсталляции. Мы до них дошли чуть позже.
На склоне сопки Грачиной тоже выложен лабиринт.
Спустились с Шаманки и пошли изучать инфраструктуру базы.
А это тот самый вагончик диспетчера, на его стене перечислены все расценки и контакты, а также описан ряд достопримечательностей, входящих в стандартную экскурсионную программу.
Тёплый душ, который не работал и сувенирная лавка.
Понятно что это, но есть и поприличней заведение — с кафелем, тёплыми кабинками, бумагой и мылом.
Под навесами можно готовить себе еду и трапезничать большой дружной компанией.
В кафе готовят отличную правильную еду. Мы не стали вечером сами варить себе суп, а отправились сюда. Комплексный ужин стоил 200 р., включал в себя витаминный салат, наваристый борщ, пюре из настоящей картошки с бифштексом и компот из сухофруктов.
В цистерне стоящей посередине площадки находится питьевая вода.
Оставили Василия стеречь наш лагерь, а сами пошли на Грачиную сопку. На берёзах устроено несметное количество грачиных гнёзд. Такого мы ещё не видели, впечатлило.
Так выглядят инсталляции, установленные у подножия сопки.
Лёша Чирков спустился по крутой деревянной лестнице к берегу реки, чем сконфузил группу девушек обнимающихся там с берёзами.
Только отсюда я заметил далеко в степи то самое легендарное городище Аркаим. Присмотревшись, можно узнать в очертаниях границ огромный круг с сетью насыпей внутри него.
На вершине сопки на пенках медитировали четыре девушки, устремив свои взоры к небу. Мы их спугнули, извинились и познакомились. Эта сопка называется «Горой Любви», и так совпало, что в это время они молились высшим силам, чтобы они им послал суженых. А они тут, как тут! Барышни оказались екатеринбурженками. Позже мы их позвали на вечернюю чайную церемонию с пряниками и сгущёным молоком. Они пришли.
На горе каждый оставляет частичку себя, чтобы любовь их сопровождала на протяжении всей жизни. Мы частичек не оставили, нам и так было ничего.
Шаманка с Грачиной, как на ладони.
Потом мы вместе с девчонками пошли обратно на базу, заскочив попутно к ещё одному экспонату — жилищам медно-каменного века. Тут к нам подъехал наш седьмой участник команды Антон Свалухин. Он добирался до Аркаима самостоятельно.
Интересный объект музея-заповедника «Аркаим» — посёлок медно-каменного века. Археологи создали реконструцию жилищ в натуральную величину по материалам поселения Ботай, раскопанного в Северном Казахстане. Все строения имеют одинаковую планировку: каждое представляет собой округлую полуземлянку,
При реконструкции образа жизни доисторического человека археологам помогает этнография, предоставляющая сведения о повседневном быте тех племен, которые и по сей день находятся на уровне развития каменного века. Важную информацию предоставляют данные, полученные в результате экспериментов. На нашего заповедника эксперименты по изготовлению каменных орудий проводит
Вернулись в лагерь. Тем временем Вася обходил дозором владения. Антон устроился рядом с нами.
Поздним вечером пошли под навес варить кашу и чаёвничать. Пришли гостьи. Начался дождь.