По Южному Уралу на майские праздники. Национальный парк Зюраткуль.

На майские праздники получилось выкроить 5 выходных дней, и эти дни хотелось провести с пользой. Далеко поехать не получилось бы, а вот в пределах 1500 км в самый раз! В прошлом году в начале мая на севере уже были, в этом году хотелось чего-то нового, и Южный Урал для этого подходил идеально.

Южный Урал — наиболее широкая часть Уральского хребта, а по высоте вторая, после Приполярного Урала. Высочайшая точка Южного Урала 1640 метров. В основном, Южный Урал исхожен лишь местными туристами и фотографами, а вот их коллеги из других регионов не очень-то жалуют Уральский хребет. И напрасно! Ведь на Урале огромное количество красивейших и уникальных мест, фотографии которых займут достойное место в коллекции любого фотографа. Горы, тайга, каменистые порожистые реки и чистейшие озера — этим всем богат Южный Урал. И местные зря удивляются, когда узнают, что на Урал специально приехали из Москвы или из других далеких регионов.
Первые позиции в списке наиболее красивых и популярных мест Южного Урала принадлежат национальным паркам «Таганай» и «Зюраткуль». Отдельного внимания заслуживает озеро Тургояк и скалистые берега реки Ай. Этот список можно еще долго продолжать.

Так как дней на поездку было немного, решили уделить основное внимание национальному парку «Зюраткуль», где заранее забронировали деревянный домик с печкой на берегу одноименного озера. В маршрут также включили Большие Притесы на реке Ай и деревню Тюлюк. На мой взгляд, это оптимальный маршрут для мая месяца. Весной в Зюраткуле может быть весьма интересно, так как озеро вскрывается достаточно поздно (в мае еще много льда), а вот в Таганай лучше всего ехать осенью. В «золотую пору» там прекрасно, а весной скучновато.
Национальный парк Зюраткуль расположен в южной части Саткинского района Челябинской области, в 200 км западнее Челябинска. На территории парка находится самое высокогорное озеро Южного Урала — Зюраткуль (724 метра над уровнем моря). Берега озера каменисты, с них открываются великолепные панорамы на склоны Уральских хребтов, которыми окружено озеро. Наиболее высокий хребет Нургуш (1406 м). Склоны Уральских гор покрыты таежным лесом, но на вершинах преобладают лесотундра и тундра.
В парке Зюраткуль множество туристических троп. Самые популярные места в парке — это мыс Каменный на озере Зюраткуль и вершина хребта Зюраткуль. До мыса Каменного идти всего несколько сотен метров, а вот на хребет Зюраткуль ведет тропа, протяженностью около 6 км.

Схема маршрута:

01-1

Итак, в путь отправились ночью 8 мая. В этот раз со мной поехали Сергей Кругликов (http://www.photosight.ru/users/157912/) и Альберт Беляев (http://albertozavr.35photo.ru/), которого мы забрали по пути в Нижнем Новгороде. Дорога от Москвы до Уфы несложная, а вот у границы с Челябинской областью и дальше, дорога проходит через южно-уральский хребет, отчего изобилует затяжными подъемами и спусками. Большое количество грузового автотранспорта и невозможность обгона вынуждают терять здесь очень много времени.

Таким образом, в сам парк Зюраткуль мы въехали около полуночи, в кромешной темноте. Когда ехали по трассе, казалось, что уже лето — было много зелени. А когда въехали в парк — вокруг лежал снег, температура ниже 0. Еще оказалось, что в парке есть несколько независимых турбаз, и нам пришлось очень долго в темноте искать наш забронированный домик. Пока разобрали вещи и разместились, часы показывали около 2-х ночи, а в 5 утра уже нужно было вставать на фотосъемку рассвета.

1. Озеро Зюраткуль.

Утром встали не все. Сергей не смог себя пересилить, и предпочел продолжить сон, о чем впоследствии пожалел. А мы с Альбертом отправились на берег озера, до которого от нашего домика было всего около 100−200 метров. Выйдя на берег озера, мы сперва расстроились, так как озеро даже еще не начало вскрываться, плавающих льдин не было, ледяных торосов тоже. Снимать, получается, тоже нечего. Но когда мы вышли на мыс Каменный, пройдя еще 500 метров вдоль берега, то тут оказалось все по-другому, все так, как мы ожидали. У мыса лед подтаял, появились обширные участки с водой, в которой плавали небольшие льдины.
Предрассветные минуты на Каменном мысе озера Зюраткуль:

Небо было ясное (такую погоду обещали на всю ближайшую неделю), но вот за считанные минуты откуда-то налетели тучи, заполонив почти все небо. Пока тучи не успели дойти до восточной части горизонта, первые лучи солнца освещали горные хребты. Очень красивое состояние! Это те минуты, которые нельзя пропускать фотографу. Свет постепенно приближался к берегу, успев подсветить несколько прибрежных камней, а потом скрылся за плотной облачностью. Такое чудесное состояние длилось недолго, но хорошие кадры мы сделать успели. Кусай локти, Серёжа! :)

Вот теперь со спокойной душой можно присоединиться к Сергею и поспать до обеда, ведь сегодня мы еще должны встретить закат на вершине хребта Зюраткуль.

2. Хребет Зюраткуль.

Выспавшись и пообедав, мы сразу направились к тропе, ведущей на вершину. Решили побольше времени провести на вершине хребта и там дождаться заката. Высота хребта Зюраткуль 1175 метров. От утренних туч не осталось и следа, а поэтому, скорее всего, закат сегодня мы увидим. Как я писал выше, протяженность тропы около 6 км. Основная часть тропы достаточно простая, высота набирается постепенно, а вот последний километр достаточно крут. В самом конце тропа идет через курумник, по которому нужно карабкаться вверх, как по ступеням.

За неделю до нашего приезда, Южный Урал завалило снегом. И хотя погода последние несколько дней держалась теплой, на склонах гор еще лежал снег. Тропа через курумник оказалась еще сложнее, так как камни частично были завалены снегом, так что пришлось идти прямо по снежнику, стараясь не провалиться в щели между камнями. Чем-то это мне напомнило поход в Ергаки в июне 2013 г., но в более легкой форме. За 2 часа легко можно преодолеть подъем, но мы шли не спеша и местами по снегу, поэтому потратили 3,5 -4 часа.
Преодолев самый тяжелый участок тропы, туристы награждаются потрясающей панорамой с вершины хребта Зюраткуль. С высоты 1175 метров открываются замечательные виды на озеро Зюраткуль и хребет Нургуш. Сама вершина хребта Зюраткуль представляет собой плато с лесотундровой растительностью и группой белых скальных останцев. Обычно, на вершине очень ветрено, но в это раз было тихо и тепло. Ждать заката несколько часов было вполне комфортно. Альберт представлял себе Урал иначе, и увиденные пейзажи его очень порадовали. А вот Сергея больше порадовали камни, точнее, большое количество камней, которых тут никак не меньше, чем на Белом море. Вот тут Сергей и начал ностальгировать по Русскому Северу. Ну, а для меня это уже второе восхождение на хребет, поэтому представление о Южном Урале я уже имел.

Время ожидания заката прошло быстро, и вот уже мягкий свет дал команду на фотосъемку с заранее примеченных ракурсов. Жаль небо было скучным, безоблачным. Акцент пришлось делать на передний план, чтобы компенсировать невыразительную верхнюю часть кадра.

Проводив солнце за горизонт, мы начали спускаться, чтобы до наступления темноты преодолеть сложный участок с курумником. Окончательно стемнело, когда мы прошли уже более половины пути. В дом вернулись поздно, и опять на сон времени оставалось мало, ведь завтра нам нужно успеть на рассвет на реке Ай, до которой ехать еще около 70 км.

3. Большие Притёсы. Река Ай.

Есть на реке Ай уникальное место, называемое «Большие Притесы». В этом месте левый берег реки представляет собой отвесные скалы, высотой до 200 м. Просто удивительный пейзаж! Когда мы подошли к краю обрыва, у нас просто закружилась голова. Закружилась не только от высоты, но и от увиденной красоты.
Благодаря хорошим дорогам, на место мы прибыли вовремя, солнце еще не выглянуло. Отдельно хочу поблагодарить Кочергина Дмитрия (http://norcoman74.livejournal.com/), который прислал подробную схему, как добраться до Притесов. Без схемы нам бы пришлось туго.

А вот солнце начало освещать скалы.

Здесь еще есть экстремальный спуск вниз по деревянной лестнице и веревкам. Мы с Сергеем им воспользовались, а Альберт остался наверху, и надо сказать, правильно сделал. Внизу ничего интересного мы не увидели, а только помесили грязь и глину. Летом внизу наверное хорошо, а вот весной, при высоком уровне воды, достаточно грязно и уныло. Возвращаясь обратно наверх, Сергей перепутал ущелье, и чудом поднялся в непредусмотренном для этого месте. А ведь там и кости можно переломать!
Но в целом, утренняя вылазка к Большим Притесам нам очень понравилась. Есть большое желание побывать здесь снова летом или осенью.
Обратно в парк Зюраткуль вернулись рано, и после завтрака легли спать, ведь времени выспаться ночью у нас не было. Дальнейшая часть дня у нас прошла бездарно, что сильно подпортило общее впечатление от всей поездки. Прикинув, что времени у нас достаточно, после утреннего сна мы решили поехать к озеру Аракуль, которое находится в 250 км от парка Зюраткуль, уже на Среднем Урале. Дорога оказалась долгой, и к озеру Аракуль мы подъехать к закату не успели. Пришлось возвращаться обратно, зря потратив кучу времени и проехав сотни лишних километров. Это время можно было бы использовать с пользой, а мы его просто погубили. Обратно в парк Зюраткуль мы уже возвращаться не стали, поехали в деревню Тюлюк, где еще днем ранее договорились встретиться с одним замечательным уральским фотографом Ахметвалеевым Маратом (http://marateaman.35photo.ru/).

4. Тюлюк.

В Тюлюк мы приехали почти к рассвету. Но дозвониться Марату не удалось — телефоны тут не ловили. Тогда решили просто проехать вдоль всей деревни, которую разделяла быстрая порожистая река. Как и писали Марат с Дмитрием, деревня оказалась достаточно живописной. Как только мы собрались выйти из машины, к нам подошел незнакомый человек. Ну кто еще может в 5 утра ходить здесь со штативом за спиной! Конечно, только настоящий фотограф! Естественно, это был Марат. Так мы с ним и познакомились. Кстати, хочу выразить отдельную благодарность Марату, который помог нам составить маршрут по Южному Уралу. Также, еще раз хочу поблагодарить Дмитрия, который не только прислал схему по Большим Притесам, но и также помог с составлением маршрута. Их рекомендации оказались весьма полезны.
К сожалению, провести удачную утреннюю фотосессию в Тюлюке у нас не получилось — подвела погода. Небо было пасмурным и через какое-то время пошел дождь.

На этом наше короткое путешествие по Южному Уралу подошло к концу. В этот раз мы успели посмотреть немного, хотя другой цели и не ставили. Разве можно подробно ознакомиться с Южным Уралом за 2−3 дня! Я знаю точно, что через некоторое время я обязательно вернусь в этот замечательный край, и тогда я уделю для этого гораздо больше времени.