Сказ об Урале
25−27 апреля 2011 года
Челябинск — один из десяти крупнейших городов страны, большой промышленный центр. По Челябинской области проходит граница Европы и Азии, которую за три дня, что длилась моя поездка, пришлось пересечь четырежды.
Несмотря на то, что в Челябинск я прибыл на самолёте, экскурсию я начал с железнодорожного вокзала и его окрестностей. Тут находится одна из визитных карточек города — скульптура «Сказ об Урале».
В расположенном рядом торговом центре «Синегорье» располагается Южный автовокзал города.
На фасаде почему-то красуется надпись «Порт». По самой высокой горе лазают промышленные альпинисты.
Напротив установлен небольшой паровоз.
Чуть ближе к зданию железнодорожного вокзала в 2004 году построили небольшую церковь.
Сам вокзал, вернее, новое его здание, был построен в 1965 году, а спустя 40 лет отреставрирован.
Внутри весьма просторно, светло и опрятно.
Снаружи из репродукторов доносится приятный женский голос, абсолютно безэмоционально сообщающий всяческую информацию, начиная с того, что они рады приветствовать нас, и заканчивая сводками о манёврах составов на путях. Сначала не мог понять, что́ мне это напоминает, но как только я поднялся на пешеходный мост, перекинутый через станцию, моя мысль прояснилась. Помните Half-Life 2 и первую главу с прибытием в Сити 17 и беготнёй по товарным вагонам? Жмите кнопку воспроизведения и смотрите фото ниже.
Длина моста — метров 300−400.
Побродив около часа, я съездил в Учалы, вернулся и продолжил с того же места.
Крупная улица Цвиллинга, отходящая от «Синегорья», наглядно демонстрирует, что даже относительно новые дома могут быть достаточно интересными на вид.
Ещё здесь есть забор, который наглядно демонстрирует, что может случиться с человеком, решившимся через него перелезть.
На соседней улице Свободы можно встретить очередное доказательство того, что нужно повышать цены на электрички.
На пересечении с Российской улицей установлен памятник «На новый путь!», на котором изображён человек, переводящий железнодорожную стрелку.
Вообще, здесь многое завязано на железной дороге.
Около ДК стоит ешё один паровоз.
Как и положено большому городу, в Челябинске много сталинских домов. Первая порция.
На всё той же улице Цвиллинга находится парк имени Пушкина.
В парке установлен памятник поэту и беседка с бронзовой тётенькой, приглашающей посидеть на скамейке.
Пройдя ещё немного по Цвиллинга, попадаем на главную площадь города — площадь Революции. На самом заметном месте — самый заметный революционер.
Напротив него — совершенно невозможный дом, который не влез целиком в кадр даже тогда, когда я забрался к подножию памятника.
Он ненавязчиво открывает вторую порцию.
В сотне метров за спиной Ленина, на Театральной площади (хотя это название присутствует только на некоторых картах и официальным, судя по всему, не является) находится Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова.
В окрестностях площадей вообще много интересных домов, но стоит выделить ещё два. В первом находится банк.
Второе является памятником архитектуры федерального значения и носит название Народный дом. Рядом установлена тумба, повествующая об истории этого здания, ведущей отсчёт с 1905 года. Сейчас тут расположен Театр юного зрителя.
На улице Воровского установлена ещё одна композиция, достойная олицетворять город. Она носит название «Сфера любви» и изображает влюблённую пару.
В солнечную погоду изнутри выглядит красиво.
В городе много вузов. На проспекте Ленина, недалеко от пересечения со Свердловским проспектом, располагается Челябинский государственный педагогический университет, перед которым установлен памятник Горькому.
Уже отсюда видно здание Южно-Уральского госуниверситета — крупнейшего в городе и одного из самых больших на Урале.
На фасаде здания установлены две скульптуры. Это Прометей с факелом и Слава с лавровым венком. Фигуры полые, поэтому достаточно лёгкие. Тело Прометея крепится к зданию всего в одной точке.
Перед входом в университет красуется статуя студента.
Проспект Ленина этой стороной утыкается в ЦПКиО имени Гагарина с детской железной дорогой, зоопарком, водохранилищем и прочими удовольствиями. Перед входом в парк установлен памятник Курчатову.
Однако туда мы не пойдём, а вернёмся к перекрёстку проспектов. Здесь находится ещё один парк — Алое поле.
В парке есть пара памятников. О существовании первого не знал, поэтому вплоть по приезда домой сомневался, Ленин это или нет. Ленин. Лицо скульптура, установленная в двадцатых годах, позаимствовала с посмертной маски Ильича, поэтому он выглядит именно таким, каким выглядел при жизни, а не таким, каким чуть позже его сделала советская пропаганда.
Второй примечательный памятник носит название «Орлёнок» и установлен в честь героев Октябрьской революции и гражданской войны на Урале.
Из сооружений стоит отметить также парочку. Во-первых, это зал камерной и органной музыки, бывший храм Александра Невского (1915).
Во-вторых, Дворец пионеров.
В общем, любопытное место.
Движемся дальше. Свернув на улицу Труда и заглянув чуть вправо, на улицу Елькина, находим Белую мечеть (Ак-мечет).
Теперь уходим влево с улицы Труда, на улицу Кирова, но по направлению к северной части города. Здесь нам встречается концертный зал имени Прокофьева.
Напротив видим композитора собственной персоной.
Слева находится Челябинский областной краеведческий музей. Это здание было открыто в 2006 году и номинировалось на звание одного из «Семи чудес России», но выбыло в первом туре.
Река Миасс не впечатляет ни красотой, ни размахом.
На той стороне реки интересного уже меньше. Помимо цирка и реставрируемого кинотеатра «Родина» это две церкви. Свято-Троицкая (1914) сделана в том же ключе, что и камерный зал на Алом поле, и расположена на улице Кирова.
Стоящий в стороне (на Кыштымской улице) Свято-Симеоновский кафедральный собор (1883) немногим интереснее.
От Заречья особенно ярких впечатлений не осталось.
Возвращаемся обратно через Миасс и попадаем на площадь Ярославского, которая ранее называлась Соборной. Вместо взорванного собора тут сейчас располагается Академический театр оперы и балета имени Глинки. Памятник ему же.
Идущий справа от театра участок улицы Кирова — главная достопримечательность города. Эта часть улицы — пешеходная.
Кировка — основной источник вдохновения для оформителей памятных магнитов с видами города. На «челябинском Арбате» установлено большое количество небольших скульптур, композиций
Памятник основателям города.
Из персонажей, запечатлённых в памятниках, больше других понравились Левша, красотка перед зеркалом и мальчик с верблюдами (верблюд присутствует на гербе города, отдавая дань памяти караванному пути, проходившему недалеко от этих мест).
Здесь ещё куча всего: кепка Лужкова на футбольном мяче; мать с сыном, читающие книгу; пожарный с красной бочкой; «карета подана»; художник перед мольбертом; Розенбаум с гитарой перед небольшим обелиском афганцам; укоризненно смотрящий на тебя пенсионер на лавочке; извозчик на дрожках, на которого смотрит собака; саксофонист, прислонившийся к колонне одного из зданий; мужик, задумчиво читающий закон; городовой.
Некоторые скульптуры соответствуют магазинам и учреждениям, около которых установлены. Так, бронзовый нищий просит милостыню, сидя у банка.
У входа в одно из кафе вас встречает трактирщик, а у магазина немецкой обуви сидит мальчик, готовый почистить обновку.
Здесь же установлен нулевой верстовой столб.
Часы, установленные к 270-летию города, почему-то не идут.
Из всего этого окружения несколько выбивается лишь одно здание.
Вбок от Кировки отходит Бульвар Славы с памятником танкистам-добровольцам и Вечным огнём.
Кировка заканчивается фигурными воротами, выходящими на площадь Революции и проспект Ленина.
Вторая, восточная половина проспекта оказалась менее интересной, хотя пара занятных домов нашлась и тут.
В начале улицы находится Комсомольская площадь с парком, а рядом — памятник Танкограду.
Во время войны Челябинск производил большое число танков, за что и получил такое прозвище.
Недалеко расположена новая (1997) и неинтересная церковь — Василия Великого.
На этом я и закончил.
Челябинск оставил хорошее впечатление. Здесь есть на что посмотреть: большой, плотно застроенный город с массой памятников, институтов и парков, хотя и прилично перегруженный машинами.