Челябинск с высоты 23-го этажа

makeev-dv (http://makeev-dv.livejournal.com/) , 20.06.2014 (3559 дней назад)

Как-то так получилось, что проживая в двух сотнях километров от Челябинска, я там ни разу не был. Между тем, город меня интересовал давно, и вот, наконец, в начале мая 2014 года поездка состоялась. К сожалению, в силу определённых причин она оказалась короче, чем было запланировано, намеченная программа не была выполнена полностью. Осмотру подверглась лишь часть центра от ЮУрГУ до площади Революции. Кроме этого, состоялась поездка по Комсомольскому проспекту вплоть до Молдавской, но по делу, так что фото не будет. Поэтому впечатления о Челябинске у меня сложились очень поверхностные, но я надеюсь, что ездил туда не в последний раз и ознакомлюсь с городом более подробно. Планы на этот счёт у меня большие.

1. Долго выбирал заглавное фото и остановился на этом. Оно, на мой взгляд, хорошо передаёт характер города. Челябинск — город большой и промышленный, но только попав туда можешь по-настоящему оценить эти его особенности. Куда не повернись, всюду из-за крыш высовываются заводские трубы. Цивильная городская застройка чередуется с обширными промзонами. Транспортная сеть не столько облегчает поездки по городу, сколько решает задачи по перемещению рабочей силы от места ночлега к месту работы. Городская архитектура носит большей частью утилитарный характер: здания имеют простые (вплоть до примитивности) формы, лишены запоминающихся деталей и декора. Скажу прямо — для среднестатистического туриста вид многих кварталов Челябинска откровенно уныл. Таких фриков как я, помешанных на массовой типовой застройке, мало. Для меня в Челябинске немало интересного, начиная от сталинских двухэтажек, и, заканчивая современными панельными домами (Челябинск один из немногих городов до сих пор активно продолжающих панельное домостроение). Но не стану пугать читателей, тем более, что мой специфический интерес в этой поездке так и остался неудовлетворённым, и постараюсь в дальнейшем всё-таки привлечь внимание к более традиционным достопримечательностям.

А пока окинем город взглядом с высоты для получения общего представления. Вид из центра Челябинска на север. На переднем плане река Миасс. В этом месте она слегка подпружена, а вообще в черте города представляет собой такую же речку-говнотечку как и Исеть в черте Екатеринбурга. На правом берегу мы видим участок благоустроенной набережной и торговый центр — типичный образчик постсоветской архитектуры. Единственная стоящая деталь — купол, перекликающийся с куполом находящегося позади советского типового здания цирка. За цирком современный жилой комплекс на улице Братьев Кашириных.

Далее виден находящийся в трёх километрах от этого места Челябинский электрометаллургический комбинат, если я правильно разобрался с местной топонимикой. Вот вам сразу одна из особенностей планировки Челябинска. Город большой, но ему тесно, он как будто пытается протиснуться наружу между заводами, выпуская в разных направлениях щупальца-кварталы. А совсем далеко на горизонте виден ещё один металлургический монстр (ну, монстр по нынешним меркам) — ЧМК. Атмосферная (во всех смыслах) картина.

2. Вышеприведённое фото является частью панорамы (оригинал) северной части центра Челябинска. Ниже детали будут разобраны подробнее.

3. По центру панорамы проходит улица Кирова, пешеходная часть которой, как я понял, ныне не только в народе, но и официально, называется Кировкой. Кировка — основная туристическая замануха Челябинска. Теперь в каждом уважающем себя городе принято иметь пешеходную зону, Челябинск в этом смысле не отстаёт от других. Так как архитектурный фон улицы оставляет желать лучшего, то челябинцы решили взять туриста благоустройством. Такого количества городских скульптур и малых архитектурных форм, собранных на отрезке в несколько сот метров, я ещё не видел. На мой взгляд, вышел перебор, но людям нравится. Ну и хорошо.

Из-за короткой длины пешеходной зоны, а также из-за дефицита в городе других мест схожего уровня цивилизованности, осмотреть Кировку и отдохнуть на ней можно только рано утром. В остальное время она забита снующей туда-сюда толпой, как в трамвае в час пик. Кировка переходит в мост через Миасс, который продолжается обычной городской магистралью, шумной и пыльной.

Из заметных архитектурных объектов мы видим на фото слева от моста на набережной Миасса здание областного краеведческого музея, а справа концертный зал им. С. С. Прокофьева. Обрезанная часть здания под зелёной крышей справа принадлежит Челябинскому театру оперы и балета им. М. И. Глинки.

4. Пройдёмся по крупным планам слева направо. Часть набережной Миасса с упомянутым выше музеем. Здание современной постройки, не лучший, но и не худший образец постсоветской архитектуры. Asian-style, такое здание ожидаешь увидеть где-нибудь в Казахстане, но оно прижилось в Челябинске, видимо, символизируя историческое значение города как ворот на Восток. Старинный особнячок перед ним — музей геологии.

На другом берегу реки торговый центр, долгое время за неимением лучшего считавшийся символом города. У меня даже есть старый магнитик с ним, практически единственный сюжет, который челябинские сувенирщики могли разместить на своей продукции в то время. Уже много позднее появилась Баба с Зеркалом и только в этом году наконец нашлись магнитики с Челябинским Метеоритом. Но Торговый Центр по-прежнему занимает достойное среди сувенирной тематики.

Позади видны высотки на Братьев Кашириных. Город тоже стремится ввысь в утешение расплодившимся в последнее время в Сети радетелям за небоскрёбы в Челябинске. Пока 25 этажей, но дурное дело не хитрое.

5. Торговый центр крупнее. Жители Минска при взгляде на это фото испытывают дежавю. У правого обреза кадра виден комплекс Челябинского епархиального управления и Свято-Симеоновский собор.

6. Сдвигаемся правее. На переднем плане — стройка полумифического челябинского метро. Метро в Челябинске такое же странное, как и в Самаре. Отличие состоит в том, что самарское метро проходит по окраине города, а челябинское по центру, но ни на том, ни на другом нельзя никуда уехать (опускаем сейчас вопрос о том, что метро в Челябинске только строится). Видимо, его основными пассажирами будут жители проспекта Ленина. Чуть правее очередной торговый центр с безобразной вывеской, уродующей весь окрестный вид.

7. Чуть крупнее индустриальный пейзаж с заглавного фото, его левая часть. Если я правильно определил, перед нами Челябинская ГРЭС. А зелёные заросли перед ней — так называемый остров Заячий. Напоминаю, что от центра города до этого места всего 3 километра.

8. Площадь Ярославского перед оперным театром. Место, где когда-то стояла Челябинская крепость.

9. Очередная панорама (оригинал) северной части центра Челябинска, чуть правее предыдущей.

10. Перекрёсток улиц Труда (идёт параллельно Миассу) и Цвиллинга. vedmed1969, наша Цвиллинга совсем не похожа на вашу :) На примере этого фото можно убедиться насколько невелик туристический потенциал Челябинска. Туристам принято показывать разные древности. Вот перед нами один из памятников дореволюционной архитектуры города, объект культурного наследия, вон тот двухэтажный белый домик на Труда. Интересно на него смотреть? По-моему, не очень. Обычный обывательский дом, вся ценность которого заключается в том, что ему сто или чуть больше лет. Да и трудно ожидать что-то значительное от захолустного уездного городка, каким Челябинск был до революции. Такие дома адекватно смотрятся в окружении себе подобных, именно цельность застройки представляет интерес, та самая городская среда, по которой льют слёзы всевозможные гражданские активисты, и которая создаёт не столько запоминающуюся картинку, сколько настроение. А если рядом с этим домом воткнуть многоэтажную подделку «под старину», отделанную фасадной кассетой, или стеклянный параллелепипед в стиле «хай-тек» как его понимают провинциальные архитекторы, то этот домик будет смотреться жалко. Поневоле закрадывается мысль: «снесите поскорее эту развалюху и постройте тут что-то современное». Хотя, если посмотреть с другой стороны, то ещё неизвестно что лучше. Представьте себе центр современного города-миллионника, состоящий из одно-, двухэтажных халуп, пусть и подремонтированных в меру сил и средств. То ещё зрелище.

11. И снова котельные, склады и мастерские в шаговой доступности от центра города. Здесь заканчивается и благоустройство берегов Миасса.

12. Бизнес-центры, оккупировавшие самые козырные места. Челябинск один из крупнейших городов страны, но с архитекторами здесь беда. Какой-то дремучий провинциализм.

13. Вот ещё один образец современной архитектуры с нелепыми мансардными окнами. Он хотя бы сделан аккуратно. Как вам стоящий рядом с ним краснокирпичный представитель кооперативной архитектуры? А вот спрятавшийся от посторонних глаз у левого обреза кадра неплохой образец дореволюционного промарха я заметил только на фото.

14. Разворачиваемся к востоку. Перекрёсток Цвиллинга и Карла Маркса. Столпотворение трамваев у Камерного театра.

15. ТРК «Куба», кстати единственный крупный торгово-развлекательный комплекс в осмотренной нами части челябинского центра. Здание не сложнее коробки из-под обуви, но чОрный цвет это всегда стильно.

16. Этот дом я видел только с этого ракурса. Может с другой стороны он выглядит более пристойно? Центр города между тем стремительно растворяется среди серых панелек 97-й серии.

17. Доворот правее, бульвар Славы. Его осмотр, а также челябинский почтамт, я отложил на последний день пребывания в городе, и, разумеется, не успел. Ну, дай бог, ещё съезжу, эта поездка меня только раззадорила.

18. Администрация Челябинской области и неплохие образцы сталианса, пусть и типового. Уже видна гостиница «Южный Урал» (здание розового цвета), а значит мы почти добрались до проспекта Ленина.

19. Панорама (оригинал) центра Челябинска в южном направлении.

20. Левая часть панорамы крупнее. Под нами Кировка, чуть дальше переходящая в площадь Революции и улицу Кирова. Слева от улицы Кирова — Театральная площадь с Челябинским театром драмы им. Н. Орлова. Если челябинский оперный представляет из себя неплохое, но совершенно ординарное сталинское здание (подобные ему есть во многих городах), то драмтеатр — это один из блестящих образцов советского модерна. Через площадь Революции проходит проспект Ленина — средоточие челябинского высокого сталианса, причём сталианса довоенного. В Челябинск стоит приехать хотя бы ради него. Истинные ценители жанра будут пищать от восторга. Для ориентации — проспект Ленина проходит рядом с полукруглым зданием с часами (Арбитражного суда Челябинской области) и стоящей рядом с ним зелёной башней очередного бизнес-центра.

21. Вот они поближе. Серое здание на углу Кировки и Ленина — Законодательное собрание Челябинской области. Флаги установлены перед зданием Челябинского ТЮЗа.

22. Дом на Кировке. Затрудняюсь определить время постройки.

23. Ещё участок проспекта Ленина между двумя бизнес-центрами. А скайлайн-то вполне себе высотный, зря переживают за будущее челябинских небоскрёбов.

24. Смещаемся правее. В центре кадра сквер Алое Поле. Линию проспекта Ленина обозначает ряд одинаковых домов белого цвета — т. н. башен Вулыха.

25. Шикарные довоенные жилые дома на проспекте Ленина.

26. Храм Александра Невского на Алом Поле.

27. Конечный участок проспекта Ленина. Вдали виден шпиль ЮУрГУ.

28. ЮУрГУ поближе.

29. Панорама (оригинал) западной части.

30. УФМС и ГУВД (здание с круглыми окнами) Челябинской области на улице Елькина. Бросив беглый взгляд на указатель, я прочитал «Ельцина» и испугался, что зараза проникла и в Челябинск, но затем понял, что всё не так страшно.

31. Секретная часовня в ментовском дворе.

32. Виды западной части города. Зелёный массив это ЦПКиО им. Ю. А. Гагарина, а за ним видны кварталы на улице Университетская Набережная. Какой университет имеется ввиду я не знаю.

33. Интересное здание позади Дворца Пионеров на Алом Поле. 2ГИС пишет, что там располагается спортивная школа, но что это за шар на крыше?

34. Ещё правее. Улица Карла Маркса. На перекрёстке с Елькина ещё одно полицейское здание.

35. Отрезок улицы Елькина крупнее. Серая советская многоэтажка — гостиница «Малахит», за ней виден самый странный автовокзал в стране — Дворец спорта «Юность». Самое же необычное здание на Елькина — мечеть (Ак-мечеть).

36. Мечеть крупнее.

37. «Малахит» и спортивный автовокзал.

38. Элитный Ж. К. «Западный луч» с чудесным видом на элеватор и автомойки.

39. Запущенная пойма Миасса и новенькие панельки 97-й серии на Университетской Набережной. Обязательно нужно посмотреть на них вблизи в следующий приезд.

40. Свердловский проспект, вещевой рынок и снова 97-я серия. На фото не так заметно, но бо́льшую часть пространства, ограниченного кадром, занимает частный сектор. Его кусочки видны слева между 10-этажками. Многоэтажки редкими линиями рассекают его на отдельные участки. Резервы для застройки в Челябинске просто огромны.

Итак, что мы имеем в итоге? Челябинск город большой и современный, но какой-то неорганизованный. Такое впечатление, что его развитием никто всерьёз не занимался, по крайней мере, регулярно. Промпредприятиями в самом центре города меня не удивишь, но такое нынче не модно. Во многих городах разрабатывают и претворяют в жизнь планы по выносу производств за пределы города или хотя бы его центра. Челябинску тоже пора этим заняться.

Увы, но для среднестатистического туриста Челябинск не привлекателен. Исторических памятников мало, архитектурных шедевров среди них почти нет, показать нечего. Рассказать тоже не о чем, досоветская история города бедна, какой-то специфической фишки типа той, которую Екатеринбургу случайно обеспечил кузен Никки, нет. Советская история города мало кого интересует. Видимо, привлекать туристов Челябинску придётся чем-то другим.

Например, развитием инфраструктуры и благоустройством. С этим пока есть проблемы. Пора наводить порядок на транспорте, особенно среди маршруточников. Заняться парками и скверами, меня удивило, что на Алом Поле нет ни одной скамейки. Туалетов в городе, кажется, нет в принципе, нам ни один не попался. Нет, вру, видел пять пластиковых кабинок на Театральной площади, привезённых туда на празднование Дня Победы. Хотя там в это время собралось несколько тысяч народу. Ну и т. д. и т. п.

Как-то так.

Надеюсь, что я всё-таки не распугал потенциальных туристов. Специально для них следующий пост будет посвящён достопримечательностям центра Челябинска, которые мы успели осмотреть.

Похожие статьи

Челябинск. Продолжаем знакомство.
Зимний Челябинск, 2016 год
Ворота в Азию, ч.18. Челябинск: соцгород ЧМЗ
Челябинск. Архитектура (разная)
Железнодорожные раритеты Челябинска
Челябинск. Проспект Ленина от Курчатова до драмтеатра.
Скульптуры Кировки
О строительстве Торгового центра