Челябинск: Кировка
26-27 апреля, 3−4 мая 2012 года
Улица Кирова — главная достопримечательность Челябинска. Как и все пешеходные улицы, Кировка является своеобразной «обязательной программой» для гостей города.
Пешеходной является не вся Кировка, а только её четвертая часть. Из остальных трёх четвертей я здесь покажу лишь одно здание, так называемый Народный дом, находящийся у самого начала пешеходной зоны. Он был построен в 1903 году по инициативе комитета попечительства о народной трезвости и включал в себя театр, библиотеку, музей и прочие увеселительные заведения. Сегодня в здании, причисленном к памятникам архитектуры федерального значения, располагается Челябинский государственный молодёжный театр.
Позади видно импонирующее мне здание банка (1997), которое я показывал поближе год назад.
Напротив Народного дома находится вход на Кировку, обозначенный воротами с символикой города.
На мой скромный взгляд, это одна из лучших пешеходок в стране. По солидности и богатству застройки она, конечно, уступает, например, Красной улице Краснодара или улице Баумана в Казани, больше напоминая оренбуржскую Советскую, пензенскую Московскую или свою тёзку из Ярославля. Главное отличие от трёх последних — наличие большого количества мелких памятников, равномерно разбросанных по почти километровой дистанции.
Застройка Кировки неоднородна: кроме присутствующих почти на каждой подобной улице страшных советских домов-одиночек тут есть и современный небоскрёб, о котором ещё поговорим.
Но даже несмотря на это улицу можно рассматривать как историческую: старых зданий здесь хватает. Первым попадается кинотеатр «Знамя», построенный в 1910 году (тогда он назывался «Люкс»).
Преимущества Кировки над другими коллегами по пешеходному цеху на первый взгляд незаметны, но мелочь за мелочью складываются и образуют приятную картину. Скажем, на всём протяжении она не пересекается проезжими частями, как та же Бауманка, поэтому здесь можно отдохнуть от машин. Даже на перекрёстках их нет.
Единственная машина, которую тут реально повстречать, — патрульная. На Кировке запрещено употребление спиртного, поэтому большинство челябинцев разгуливает налегке.
Впрочем, находятся и такие, кто не может преодолеть километр без банки «Балтики"-троечки и вынужден рисковать.
Архитектура Кировки описана не полностью. Если с дореволюционкой ещё более-менее можно разобраться, то про более новые дома информации мало (читатели подсказывают, что на снимке так называемый Инженерный дом 1928 года постройки).
Порой встречаются весьма нестандартные экземпляры зодчества постперестроечной эпохи.
То же касается и отдельных представителей старого стиля, хотя здесь проще: улица, прежде называвшаяся Уфимской, была одним из центров городской торговли, потому тут находилось много лавок и купеческих домов. Один из торговых рядов стоит рядом с показанными выше домами на перекрёстке Кировки и улицы Коммуны.
Этот перекрёсток отмечен целым рядом памятников. У жёлтого здания сидит бронзовый нищий, причём милостыню он просит у входа в банк. Тоже весьма неплохое решение, учитывая, что иногда организации, проспонсировавшие ту или иную скульптурку, любят отметиться на памятной табличке или вообще втогнуться в композицию. Здесь же табличка совершенно не нужна: все и так понимают, кто дал денег на фигуру попрошайки.
Подобный ход для Кировки не единичен.
Юбилейные часы, установленные в 2006-м к 270-летию города, за год так и не запустили, хотя, очевидно, пытались: время они показывают другое.
Памятник каравану «У оазиса».
Через здешние места шёл Великий шёлковый путь, что зафиксировано и на гербе Челябинска, изображённом на нулевой версте города.
Рядом уходящий в сторону бульвар Славы с фигурой добровольца-танкиста.
Начинающаяся следом за бульваром часть Кировки весьма разнообразна. Чётная сторона — сплошь старые домики, самый видный из которых — магазин Валеева (1911), сегодня уже не меньше известный под именем «Молодёжная мода».
Остальные поскромней. Дом городского головы Семеина (1911).
Челябинские купцы, хоть и строились на центральной улице, какие-то космические хоромы себе не позволяли, ограничиваясь приятными скромными жилищами. Дом Шарлова (1873).
В Челябинске имелось отделение довольно известного торгового дома екатеринбуржцев братьев Злоказовых (конец XIX века). Самая красивая часть дома — водосточные трубы.
Как и везде, на симпатичных постройках тьма вывесок и совершенно посторонних нагромождений. Некоторые загажены в прямом смысле выше крыши.
Нечётная сторона разнится от дома к дому. Начинается она с конструктивистского почтамта (1936), в 2000-м дополненного стеклянной башенкой.
Дальше идёт какое-то современное убожество.
Ну и главный предмет споров — 23-этажный бизнес-центр «Челябинск-Сити» (2004−2007), прозванный Изолентой, Блютусом или Блюхером за характерный цвет. Издалека смотрится нормально, придавая солидности челябинскому центру, а вот в ансамбле Кировки выглядит, безусловно, инородным телом.
Виды с «Челябинск-Сити» можно оценить в одной из следующих частей.
После небоскрёба (шутка ли, 111 метров со шпилем) пристроилась пара старинных домиков. Наиболее интересный, выглядывающий из-под очередной убогой вывески, был построен в 1878 году и принадлежал купцу Ахметову.
Этот угловой дом стоит на втором по ходу нашего движения перекрёстке. Пространство улицы Карла Маркса отдано торговцам сувенирами, картинами и прочими поделками.
Это тоже приятный момент, который позитивно отражается на облике улицы: никаких хаотично расставленных прилавков здесь нет, вся уличная торговля сконцентрирована или в закоулках, или в киосках, спрятанных за аккуратным рядом деревьев, а центральная часть отведена людям.
Кроме торговли «на обочину» сдвинуты и многочисленные лавочки и памятники. Такая схема гораздо уютнее и удобнее, чем размещение их в центре людского потока, что можно видеть, например, в Самаре на Ленинградской. В итоге шагающие получают отсутствие помех…
…сидящие — спокойствие (никто ведь не любит сидеть на проходе)…
…а памятник Розенбауму — возможность смотреть на коллег по гитарно-игральной индустрии из засады.
В то же время улица, до 2000-го бывшая полностью проезжей, достаточно широка, чтобы оставалось место и для кафешных столиков и веранд со скучающими официантками.
Некоторые скульптуры выполнены с забавными мелочами: одни персонажи используют уличные поверхности, сидя на лавочках и парапетах или опираясь на здания, другие смотрятся в зеркала, третьи имеют интерактивный элемент. Оказывается, в увеличительное стекло Левши можно рассмотреть блоху.
Впрочем, это не означает, что все памятники улицы хороши. Есть и откровенный мусор.
Перейду к домикам последнего отрезка улицы.
Первая или одна из первых аптек города (1908).
Довольно характерная для Челябинска деталь — массивные замысловатые каменные наличники окон.
Доходные дома Холодова (1896, объединены девять лет спустя).
Напротив скучный несмотря на цвет советский дом, который, как следует из камментов, даже некоторые челябинцы не прочь поднять на воздух.
В тени пятиэтажки примостилось новое здание, лишённое привлекательных деталей, но интересное по форме. Модерновое окно упрямо напоминает менору.
Крайний дом пешеходной части и по совместительству один из лучших её представителей — бывший магазин Стахеевых (1892).
Около магазина стоит стела основателям города.
Оглянемся на преодолённый путь.
Мы пришли на площадь Ярославского, финальную точку маршрута.
Из-за жаркой весны фонтан на площади стал первым включённым, увиденным мной за год. На дворе было 27 апреля.
Доминанта площади — Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени Глинки, из-за войны строившийся почти 20 лет (1937−1956), с памятником автору первого гимна в новейшей российской истории, «Патриотической песни». Я до сих пор помню мелодию, а ведь советский гимн вернули аж в 2000-м.
Тут пока и остановимся. В следующей части наш путь будет лежать в областной краеведческий музей.