Статьи: Челябинская область

Отчет

Ворота в Азию, ч.18. Челябинск: соцгород ЧМЗ

А в этой части я хочу вам рассказать о Соцгороде металлургического завода (ЧМЗ) — большом районе миллионного Челябинска, расположенного в северной части города. Возник он в грозные годы войны — в 1942-м, и постепенно вырос в большой массив, сопоставимый с каким-нибудь 150−200-тысячным городом. Пост предназначен в основном любителям советской архитектуры, тут будет много вкусного: монументальный сталианс, Восточная Пруссия на Урале, церкви, кирхи, фонари и малые формы.


Отчет

Ворота в Азию, ч.17. Челябинск: детали

О Челябинске в этот раз я фундаментально рассказывать не буду, поскольку сделал это два года назад (Ж-д вокзал, Верста и верблюд с орлом, Ансамбль пешеходной Кировки, Сталинская архитектура, Южно-Уральский университет, Большая индустрия, Танкоград и Соцгород, Железнодорожные памятники, Памятники советской тематики, Разная архитектура города).

Общее впечатление от города-2009 — весьма положительное, несмотря на индустриальную репутацию этого уральского миллионника. Оценивать сейчас мне было заметно проще, поскольку я сравнивал свои впечатления с 2007-м годом и отмечал динамику.

Челябинск живёт и активно развивается, в нём относительно чисто и виден поддерживаемый порядок. Хороший уютный центр, есть где погулять. Т. е. депрессивности не чувствуется, несмотря на нынешний кризис: видно много строек, пробиваются дороги, строятся развязки, за два года довольно сильно увеличилась крупная торговая инфраструктура. Да я даже на примере привокзальной территории немного показал (ранее, в 3-й части): там сделана полная реновация и реконструкция, я с трудом узнал окрестности. Синий небоскрёб на Кировке достроен, но не знаю, насколько успешно заселён. Уровень цен по едальням — несколько подешевле Питера, в супермаркетах — такой же. Конечно, количество заведений заметно ниже, чем в Питере, но сложно требовать от индустриального города такой же их концентрации.

То есть, суммируя мои наблюдения: это довольно неудобный город для сторонников теории «в быдларашке фсё плохо, нам пришёл песец» — таким теоретикам надо искать другие, более депрессивные города. Хотя, Россия большая и очень разная, да и в самом Челябинске проблем, думаю, немало. Особенно с экологией (большая индустрия). Но, тем не менее…


Отчет

Ворота в Азию, ч.16. Челябинск: музей Южно-Уральской ж.д.

В предыдущей части «Ворот в Азию» (про Миасс) я пообещал праздник для любителей советского железнодорожного ретро. Давайте устроим его сегодня, в субботу: итак, показ (и небольшой рассказ) про посещение музея натурной техники Южно-Уральской железной дороги в Челябинске. Кроме показа, в качестве бонуса в конце поста полазим по устрашающему мега-девайсу эпохи 1950-х :)


Отчет

Ворота в Азию, ч.15. Миасские краешки

О Миассе я немного рассказывал в журнале два года назад, в 2007-м. В этот раз мы этот город дважды захватили краешком: первый раз утром, с севера, в районе Машзавода; а второй раз вечером, по пути из Златоуста, с юга. Вот картинки со второго заезда я и покажу. Тут будет немного, потому что мы и останавливались ненадолго — но зато мы охватили вокзал Миасс-II, «уральскую Слюдянку».


Отчет

Ворота в Азию, ч.14. Златоуст: прогулка по старому городу

После поездки на златоустовском трамвае самое время прогуляться по старой части города: в первом посте про колорит города я совсем немного показал его архитектурный облик. Давайте сейчас восполним этот пробел и не спеша прогуляемся от сталинского ансамбля улицы К. Маркса и до деревенского конца ул. Ленина, что вверх по горе.


Отчет

Ворота в Азию, ч.13. Златоуст: Суровый уральский трамвай

Побродив около вокзала, давайте теперь прокатимся на златоустовском трамвае. И вообще, посмотрим, каких мастей там звери бегают.

Трамвай там особенный — бегает по лесам и чащам и вид у него довольно суровый: иногда создаётся впечатление, что взяли цельный кусок железа и вырубили из него сложное металлическое произведение, ставшее затем уральским трамваем. Слишком частой покраской, как я понял, его тоже не балуют. С другой стороны, зато бегает он шустро — в посте будет и небольшой клип, как сами проедете :)


Отчет

Ворота в Азию, ч.12. Златоуст: вокзал и окрестности

От Башни перейдём к вокзалу Златоуста и окрестностям.

В этом горном месте со сложным рельефом исторический ход Транссиба опоясывает Златоуст тремя петлями, одна из которых чрезвычайно живописна и открывает чудесные картиночные виды на город. Тот, кто проезжал тут на поезде днём, скажем, из Москвы в Челябинск — меня поймёт. В этот раз покорить петлю мне снова не удалось, к сожалению, но зато я покажу снимки с вокзала, включая исторические. Вокзал в Златоусте построен далеко от исторического центра — по причинам сложного рельефа и приоритета оптимального прохождения железной дороги с наиболее безопасными уклонами.



Отчет

Ворота в Азию, ч.11. Златоуст: Башня из ниоткуда

О характере города Златоуста я рассказал в предыдущей части, а теперь давайте посмотрим некоторые заслуживающие внимания частности.

Первая, о которой я хочу рассказать — это Башня. Она возникла всего 3 года назад, то есть пока что «из ниоткуда», и что интересно — сразу же стала претендовать на статус несомненной достопримечательности. Она красуется на магнитиках города, на гравюрах и шкатулках. Более того, туда охотно приезжают как местные, так и приезжие, там же — прямо в башне — есть прекрасный сувенирный магазин с кучей всяких интересностей по хорошим ценам. Кроме того, эта башня стала местом свадебным — и, видимо, не зря. Народ совсем уж что попало не полюбит. Я после посещения этой башни так подумал: «…златоустовцам, наверное, очень не хватало красивой вертикальной доминанты». И вот она появилась, и сразу же стала востребована.


Отчет

Ворота в Азию, ч.10. Златоуст: обозрение характера и колорита города

Продолжаю повествование о странствиях по матушке-Расее.

Сегодня — рассказ про город Златоуст, куда мы приехали после медного Карабаша и провели там большую часть дня, посетив его разные окраинные закоулки, проехав на озёрно-лесном трамвае, а также не торопясь прогулявшись по старому городу.